ЧАС ПОЗНАНИЯ «Что такое «подростковая безнадзорность»?
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЧАС ПОЗНАНИЯ «Что такое «подростковая безнадзорность»?
Автор: Маргарян Любовь Александровна
ЧАС ПОЗНАНИЯ«Что такое «подростковая безнадзорность»?Цели: профилактика детской и подростковой беспризорности и правонарушений среди подростков; дать представление о законах, защищающих права детей в трудных жизненных ситуациях и социально опасном положении, воспитание законопослушного гражданина.Оборудование: фильм «Маленькие бродяги», ручки, листки бумаги, цветные карандаши.Ход занятияОрганизационный момент.Беседа о беспризорности.Ребята, в современном обществе существует проблема, когда подростки вообще ничем не занимаются в свободное время, просто бродяжничают в поисках приключений. Значительная часть таких подростков бесцельно бродит по улицам и, не замечая этого, становится бродягами. Это страшное явление.А бывают и такие случаи: родители, которые остались совсем без денег, продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммунальную квартиру, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем других людей и записку в дверях: «Поживи у соседей». Такие случаи уже были в Москве, Уфе и Новгороде.- Ребята, кто из вас знает, кто такие беспризорники?- Вам когда-нибудь приходилось их видеть?- Как вы думаете, откуда берутся эти дети? Ведь у них должны быть папы и мамы, бабушки и дедушки. Почему же эти дети оказались на улице?- Оказывается, собственные родители могут оказаться пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными.- Кто такие наркоманы? Сумасшедшие? Уголовники?И дети убегают из дома от побоев, издевательства, голода.Просмотр фрагмента фильма «Маленькие бродяги». Дети остаются одни на улице. Поставьте себя на их место. - Что с ними может произойти? Как вы думаете?Они попадают совсем в другой мир. Чтобы выжить им нужно красть, грабить, отнимать у своих же. Давайте посмотрим, чем же опасен этот другой мир. (просмотр фрагмента)4. Обсуждение основных вопросов закона. - Что такое закон?- С какими законами вы знакомы?- Для чего нужны законы?- Что такое безнадзорность?- Почему в современном обществе существуют беспризорные?- Как вы думаете это хорошо или плохо? - Что такое правонарушение?- В каком возрасте наступает совершеннолетие?- Какой ребенок считается безнадзорным?5. Знакомство с законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ребята, вы должны знать, что в нашей стране существует ряд законов, которые направлены на профилактику подростковой безнадзорности.В Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, в ред. Федерального закона от 22.04.2005 г. № 39-ФЗ), в частное говорится:«Статья 1. Основные понятия.Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;— профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемым в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. <...>»6. Беседа с опорой на жизненный опыт детей.- Ребята, выскажите свое мнение, почему подростки начинают бродяжничать? - К каким последствиям может привести бесцельное провождение свободного времени? - Почему так опасна детская беспризорность и безнадзорность? 7. Составление сиквейнов.Я предлагаю вам составить синквейн.Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.Например, ВыборОтветственный и честный.Обдумать, решить, сделатьВыбор есть всегда.Свобода. Итак, ключевое слово БРОДЯЖНИЧЕСТВО (БЕСПРИЗОРНОСТЬ).(Зачитываем результаты составленных ребятами синквейнов. Похвала за разные мнения, глубокие мысли или за единичность мнения.)8. Беседа «Выбор за тобой».- Вот вы меня послушали, а теперь скажите мне, вот когда вы вырастите, у вас будут дети, хотели бы вы, чтобы ваши дети одни оказались на улице никому не нужными? Конечно, нет. А для этого вы должны всё сделать, чтобы ваша жизнь сложилась удачно, чтобы вы не стали ни алкоголиками, ни наркоманами, ни уголовниками, ни уголовниками, ни безработными.- Чтобы хорошо зарабатывать себе на жизнь и суметь обеспечить своих детей в будущем, что вы должны для этого делать? Самое главное, вы сейчас должны хорошо учиться.9. Рисование «Моя семья в будущем».Я предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Моя семья в будущем».10. Итог занятия.- Понравилось ли вам занятие? - Что нового вы для себя узнали?