Планирование внеурочной деятельности по литературному чтению в 3 классе.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Планирование внеурочной деятельности по литературному чтению в 3 классе.
Автор: Старикова Екатерина Алексеевна

Старикова Е.А. г.Иркутск. Внеурочная деятельность в 3 классе, формирование читательской грамотности Пояснительная запискавнеурочная обще-интеллектуальная деятельность, формирование читательской грамотности«Мир чтения» в 3 классе Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг. Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации кружковых занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Также внеурочная деятельность обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению “Мир чтения” состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.   Программа построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.  Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители.Прогнозируемый результат реализации программы:- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.- Умение работать с книгой.- Умение работать с текстом.- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей. Занятия внеурочной деятельности “Мир чтения” способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.Цели и задачи: - создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.Ценностные ориентиры содержания занятий: Содержание программы кружка “Мир чтения”создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы: В результате освоении программы внеурочных занятий “Мир чтения”формируются следующие Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.- Осознавать значимость чтения для личного развития;- Формировать потребность в систематическом чтении;- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.Регулятивные умения:- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.Познавательные учебные умения: - Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.Коммуникативные учебные умения:- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.Универсальные учебные действия:- находить книгу в открытом библиотечном фонде;- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной- книге и героях;- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на- заданную тему;- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;- пользоваться аппаратом книги;- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.Предполагаемый результат деятельности:В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Место занятий в учебном плане: В 3 классе занятия проводятся 1 раз в неделю. Учебный год 34 учебных недели, следовательно, запланировано провести 34 часа. Формы организации занятий: - Чтение произведение, обсуждение прочитанного - Литературные игры - Конкурсы-кроссворды - Библиотечные уроки - Путешествия по страницам книг - Встречи с библиотекарем - Уроки-спектакли Формы проведения занятий: беседа, сценка, викторина, игра, проблемная ситуация Методы обучения: Словесные: рассказ, беседа, слушание, обсуждение, работа с печатным источником Практические: рисунки, раскраски, поделки Наглядные: показ иллюстраций, фото и видеоматериалов Исследовательские: поиск и отбор материала Методическое обеспечение: книги, плакаты, сюжетные и тематические картинки, Интернет ресурсы. Оборудование: интерактивная доска, видеопроектор, ноутбук, телевизор, принтер, плакаты; бумага для акварели, цветная бумага, картон, фломастеры, краски, цветные карандаши, ножницы, раскраски. Содержание программы: 3 класс (34ч)Здравствуй, книга! (1ч.)Из истории создания книг. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Правила пользования книгой. Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в группах). Писатели о родной природе (2ч).Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга - сборник).Структура книги, справочный аппарат книги. В.Бианки “Синичкин календарь ”, Е.Чарушин. Писатели - детям (3 ч).Книги детских писателей-классиков. Л.Н.Толстой “Рассказы для детей”, “Познавательные рассказы”, А.П.Чехов “Ванька”.Книги советских писателей – А.П.Гайдар “Горячий камень”.Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Народная мудрость (2ч).Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).Жанр “Былины” (история создания, особенности) Творческая работа “Придумай былину”. По страницам произведений Р.Киплинга (1ч).Биография Р.Киплинга. Сказка “Рикки-Тикки-Тави”.Русские народные сказки (2ч).Происхождение сказок. Книги-сборники “Русские народные сказки”. Группы сказок (волшебные, о животных, бытовые). КВН “Народные сказки”.Сказки народов мира (2 ч.). Сказки ближнего зарубежья. Сказки дальнего зарубежья.Мы любим сказки! (1 ч.)Игра “Что? Где? Когда?”. 9. Советские поэты - детям (2ч).В.Маяковский – детям, “Конь-огонь”. Д.Хармс. Выставка книг. Конкурс рисунков. Конкурс чтецов. 10. Русские поэты о любви к Родине (2ч).Стихотворения Ф.И.Тютчева, С.А.Есенина о судьбе России, о природе России.Выставки рисунков. Конкурс чтецов. 11. Юмор в литературе для детей (2ч).Рассказы М.Зощенко для детей. Герои книг М.Зощенко – Лёля и Минька. В.Драгунский “Денискины рассказы”. 12. Авторские сказки зарубежных писателей (2ч).Книги сказок: Г.-Х.Андерсен, братья Гримм. 13. Книги-сборники стихотворений для детей (2ч).Стихотворения о детях и про детей. Книги-сборники: А.Барто, С.Михалков.Конкурс чтецов стихотворений “Детям – о детях”. 14. Дети – герои книг (2ч).В.Катаев “Цветик-Семицветик”. В. Осеева “Печенье”. 15. Книги о животных (2ч).Произведения Г.Скребицкого. Рассказ“Лесное эхо”. Произведения Н.Сладкого. Сказка “Бюро лесных услуг”. Конкурс рисунков “Жизнь природы. 16. Писатели и поэты – детям о Великой Отечественной войне (2 ч.)Писатели о войне и поэты о войне. День Победы. 17. Детская периодическая печать (1 ч.)Из истории создания детских периодических изданий. Современные журналы. Стиль, тематика, разделы. 18. Детские энциклопедии (2 ч.)Что такое энциклопедия? Создание собственной мини-энциклопедии. 15. Обобщение изученного (1 ч.)Викторина “Книга – мой друг”.Планирование занятий “Мир чтения ” 3 класс Календарно-тематический план “Мир чтения” 3 классФормы и средства контроля:Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:1. Проверка техники чтения.2. Проверка читательского кругозора.3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов) Анкета для третьеклассников “Читательская активность обучающихся” Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.1. Любишь ли ты читать? -да-нет2. Почему ты любишь читать? -можно многое узнать -интересно 3.Посещаешь ли ты библиотеку?-да-нет4. Что ты любишь читать? -стихи-сказки -смешные рассказы -рассказы о животных5.Что любишь больше всего?-читать сам-слушать чтение взрослых 6. Читают ли в вашей семье книги вслух? -читают -не читают 7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?-хвалят-ругают, сердятся8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? -могу-не могу Список литературыНестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2007Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2006Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2007Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО»,2005