Системно-деятельностный подход в начальной школе: создание проблемных ситуаций на уроках.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в начальной школе: создание проблемных ситуаций на уроках.
Автор: Галина Васильевна Гусарова

Системно-деятельностный подход в начальной школе: создание проблемных ситуаций на уроках.«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»Ш. А. АмоношвилиВсе мы знаем, что внедрение ФГОС НОО не возможно без ряда условий. А системно-деятельностный подход является основой введения Новых стандартов. Переход к обновленной системе начального образования требует от нас умения помочь ученику самому открыть новое знание, а не давать новый материал в готовом виде.  В связи с этим появляется необходимость использования  в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность  ученика на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.Сегодня мне хотелось остановиться на этапе мотивации и показать несколько способов создания проблемной ситуации на уроке.ПРИЁМ 1. Предъявление  противоречивых фактов, теорий, мнений.Математика, 2 класс Предъявление двух противоречивых фактовТема:«Порядок действий» 2 класс.Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.Сравните равенства:8 – 3 + 4 = 98 – 3 + 4 = 1- Чем похожи?-Чем отличаются? ( Выражения одинаковые, а результаты разные.)-Почему разные результаты? Как получили?- Как показать, что первым действием выполняли 3+4?Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:1) Из числа 8 вычесть 3.2) К полученной разности прибавить 4.Итак, 8 – 3 + 4 = 9Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:1) К числу 3 прибавить число 4.2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).Учитель: Ребята, сравните выражения. Чего не хватает в выражении? (Побуждение к осознаниюпротиворечия).ПРИЁМ 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.Математика, 2 классТема:«Смысл действия умножения» 2 класс.Равенство 3*5 =15Миша: 3+3+3+3+3Маша 5+5+5-Кто прав? ПРИЁМ 3. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку", предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.«Окружающий мир» 4 классПриродные зоны России.Учитель:- Послушайте и скажите: бывает ли так?«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались,  и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули».-Что здесь правда? Где такое может быть?Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал.Ученики - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.- Еще не бывают грибы выше берез.- Ночью солнце не светит.Удивление (возникновение проблемной ситуации).ПРИЁМ 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. «Русский язык» 4 классНеопределенная форма глагола.На доске слова : льют, мечтает, хотели, колет, рубить.- Определите число и лицо глаголов.Последнее слово вызывает  недоумение учеников, так как задание невыполнимо.(в рамках некоторых тем прием применить невозможно)ПРИЁМ 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.«Математика» 2 классПрибавление к двузначному числу двузначного с переходом через десяток. Учитель:-Найдите значение данных выражений объясните, как вычисляли24+32                 61+2673+16                 73 + 19Ученики:73+19 – не смогли найти значение, т.к. еще не умеем решать такие примерыПРИЁМ 6. Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что задание не выполнено.«Русский язык» 2 классНепроверяемые орфограммы в корне.(Подводящий диалог)Вставьте пропущенные буквы в слова:Р…чной                      дят…лСер…це                        рюзакДу..ки                        во…зал-В слова, какого столбика было легче вставлять слова?-Почему?«Плюсы» проблемного урока
  • Это “учение с увлечением”.
  • Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.
  • Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. Они «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить проблему и помочь своей группе».
  • Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным.
  • «Минусы» проблемного урока
  • Не со всеми дети можно использовать данную технологию
  • Объём классной работы в тетрадях очень мал, т. к. много обсуждений 
  •       Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, наиболее прочные.    Вы можете убедиться в том, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат времени на отработку, и знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.   Технология ПДО инновационна, она внутренне меняет и взрослых, и детей. И тем и другим она дает возможность самореализоваться, раскрыть свои творческие способности, стать успешными, открытыми, уверенными в себе.    Надеюсь, эти примеры помогут учителям начальной школы, только начинающим работать по проблемно-диалогической технологии, разобраться в тонкостях ее применения на практике.