"Слова, близкие по значению - синонимы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Слова, близкие по значению - синонимы"
Автор: Давлетова Сабина Маликовна
Конспект урока русского языка УМК: «Перспектива»Класс: 2 Тема: Слова, близкие по значению (синонимы)Цель: знакомство с понятием «синонимы»;Задачи: 1. Показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам.2. Расширять кругозор учащихся.3. Воспитывать любовь к родному языку.Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)Формы работы на уроке:Фронтальная;Групповая;Работа в парах;Индивидуальная;Планируемые результаты:Предметные:создать условия для развития у учащихся умения: использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;находить слова-синонимы в тексте;работать со словарем;осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Коммуникативные:Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять вопросы по теме урока;слушать и понимать речь других;совместно договариваться о правилах работы в группе.Познавательные:Уметь анализировать объекты;Выделять общие признаки;Формулировать понятие;Сравнивать объекты (находить общее и отличия);Обобщать;Искать информацию в словаре синонимов;Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;Регулятивные:Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал (карточки красного, желтого и голубого цветов), разноцветные карточки, шапочки-карточки со словами.Ход урокаI. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. - Здравствуйте, ребята! -Чтобы наш урок прошел в хорошем настроении, я предлагаю игру «Повтори»-Я буду читать весёлое стихотворение, а вы хором повторяйте за мной : “ Красный, жёлтый, голубой – выбирай себе любой!”Встану рано поутру:Солнце ярко светит!И зарядку я начнуСолнечную эту!(Говорим весело: Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!) Потянулись, ручками помахали солнышку!Выхожу на улицу –Там морозец крепкий! Щеки стали красными... Не замерзли, детки? (Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)–Потерли щечки, ручки, ушки!Голубое небоШагает в школу с нами. Какой же я счастливый!Не выразишь словами! (Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой!)- Улыбнулись друг другу, присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Для путешествия вам понадобятся карточки-билетики. Они лежат у вас на столах. В конце урока эти цветные билетики помогут определить, как вы работали на уроке.- Открыли тетради, вспомним правила посадки при письме. Запишите число, классная работа.МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ (СЛАЙД 2)СЛОВАРНЫЕ СЛОВА: (СЛАЙД 3) Сорока, Россия, язык, огурец, петух, сапоги, капуста, воробей.II. Актуализация знаний и задание на пробное учебное действие.1.Прочитайте отрывок из стихотворения: (СЛАЙД 4)Суслик выскочил из норкиИ спросил у рыжей Норки:- Где вы были?- У Лисички!- Что вы ели там?- Лисички!-Найдите омонимы (норка). Почему так решили? (норка - это домик, норка-животное. Слова звучат и пишутся одинаково, но обозначают разные предметы: лисички –животное, лисички - грибы).( Слайд 5)2. На доске буквы: у д т р- Назовите буквы. Запишите.- Попробуем составить слово: - Какое слово получилось? (Труд)- Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная в корне слова)- Как проверить парную согласную? (правило)- Какие пословицы о труде вы знаете? Подберите к слову «труд» слово, близкое по значению (работа) 3. Задание на пробное действие -Завершите сказку «Почему поругались пёс и кот?» (слайд 6)- Что сказала сорока? (слайд 7)умный – толковыйлюбезно-вежливо – это слова близкие по значениюIV. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.(слайд 8)- Как называются такие слова? (синонимы). Что такое синонимы?- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Синонимы) -Правильно. Сегодня мы попробуем себя в роли знатоков русского языка, его исследователей. (слайд 9) -Давайте поставим перед собой задачи, которые будем решать на уроке. (Учиться отличать слова-синонимы, подбирать синонимы к словам, составлять предложения с использованием синонимов.)V. Реализация построенного проекта.2.Упр.36 с.27(Слайд 10)-Девочки прочитайте, слова Ани. Какое из этих слов мы часто используем в речи? (комната)-Где можно встретить слова: горница, светлица, каморка? (В сказках)-Словарь даёт следующее толкование этих слов: светлица–светлая парадная комната в доме; горница – чистая половина избы, каморка – маленькая комната, чулан).-Девочки, докажите, что Аня выполнила задание правильно.-Мальчики, прав ли Ваня? (Да, так как все слова обозначают действие.)-Какие слова мы чаще произносим в своей речи? (звать, кричать)-Что значит кликать? (громко звать).3.Вывод: -Как называются такие слова? (синонимы).-Вы, наверное, заметили, что синонимы хоть и близкие по значению, но отличаются оттенками значений. Значения слов-синонимов указано в специальном словаре – в словаре синонимов.(слайд 11)ФизкультминуткаVI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.Игра «Найди пару» (Учителем раздаются карточки со словами. Дети должны найти к своему слову, слово-синоним и встать парами у доски.)Слова: воин, крепкий, оборонять, носиться, солдат, прочный, защищать, бегать.Творческая работа «Какое время года за окном?»-Художники в своих картинах передают красоту этого времени года, поэты посвящают волшебнице зиме свои стихи, композиторы дают нам возможность понять ее особенности своей прекрасной музыкой. Попробуйте представить себе, что вы очутились в зимнем лесу. -Передайте при помощи текста то, что вы увидели, используя слова - синонимы, данные в скобках.(слайд 12)Зимний лес. Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (легкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, лохматые, косматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, темным).VII. Самостоятельная работаЗапишите слова в два столбика. Соедините слова из 1 столбика с синонимами из 2 столбика. (слайд 13) Цветок наряд Платье добрый Ласковый рыдать Плакать смелый Храбрый растениеVIII. Включение в систему знаний и повторение. - Какие слова называются синонимами? - Какую роль они играют в речи? - Чему учились сегодня на уроке?IX. Рефлексия (слайд 14)А теперь я предлагаю проанализировать свою работу по желанию ученик выбирает Голубой – если вам всё удалось на уроке.Жёлтый – если работал хорошо, но иногда ошибалсяКрасный – если вам было трудно