Бинарное занятие как инструмент реализации новых образовательных стандартов
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Бинарное занятие как инструмент реализации новых образовательных стандартов
Автор: Петрова Юлия Константиновна
Бинарное занятиекак инструмент реализацииновых образовательных стандартовПодготовила:Петрова Ю.К., учитель немецкого языка Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. И изучение иностранного языка является неотъемлемой частью этого процесс. Федеральным Государственным Образовательным Стандартом основного общего образования в одном ряду с изучением первого иностранного языка было определено обязательное обучение второму иностранному языку. Руководство Минобрнауки объясняет это тем, что иностранные языки способствуют развитию памяти и интеллекта ребенка. Для того чтобы школьнику было интересно на протяжении всех лет учебы изучать иностранный язык, необходимо выбирать такую форму урока, которая будет стимулировать деятельность учеников. Именно нетрадиционные формы урока помогают учащимся плодотворно и эффективно работать. Если обратиться к тексту ФГОС, то педагогическая целесообразность освоения и реализации нетрадиционных уроков становится более очевидной. Так, например, изменение состава обучающихся, расширение классного коллектива за счет привлечения ровесников из параллельного класса, другой школы или другого города позволяет существенно расширить арсенал педагогических средств для решения следующих задач:уважение к чужому мнению, истории и культуре других народов;сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, и умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций (ФГОС НОО, п.10);формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности (ФГОС ООО, п. 9). Эффективному решению проблемы помогают бинарные (лат. binarius) учебные занятия. Бинарный, т.е. «двойной» урок – нестандартная форма ведения урока в структуре которой происходит комплексное личностное взаимодействие учителей и обучаемых. Программный материал во время бинарного урока рассматривается в аспекте двух школьных учебных предметов, в результате чего происходит: знакомство с новыми знаниями; применение полученных знаний на практике; новое усваивается учащимися наложением на базовое. Подготовкой и ведением бинарного урока занимаются два учителя, что выявляет взаимосвязи и предполагает системный подход в обучении.Бинарные уроки требуют очень большой подготовки, как учителей, так и учащихся. Это творчество двух педагогов, которое перерастает в творческий процесс у учащихся. Почему? Потому, что изучение некой проблемы на стыке двух наук - это всегда интересно, такой вид деятельности вызывает высокую мотивацию. А не это ли главное – увлечь школьников, спровоцировать творческий поиск? Это новое явление в классно-урочной системе – это, скорее, исключение из правила. К ним прибегают не часто. Их трудно состыковать с учебной программой двух, трех предметов, возникают сложности с расписанием. Да и времени для подготовки такой урок требует больше, чем обычный. Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать обучающимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. На бинарном уроке решаются более сложные задачи:расширяется кругозор у учащихся и педагогов; интегрирует знания из разных областей; способствует формированию у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира; служит средством повышения мотивации к изучению предметов, т. к. создает условия для практического применения знаний; Различают следующие формы бинарных уроков:урок-лекция;• урок-семинар;• урок-зачет;• урок-пресс-конференция;• урок-практическая работа;• урок-путешествие;• урок-исследование;• урок-заседание редколлегии;• урок-творческий отчет;• урок-викторина;• урок-конкурс;• урок-проект;• урок – деловая игра. На этих занятиях применяют следующие приёмы:• беседа;• дискуссия;• наблюдение;• демонстрация;• практическая работа;• фронтальный, групповой или индивидуальный опрос. Во время подготовки бинарных уроков можно выделить три этапа: 1-й этап. Проводится анализ учебного материала двух и более дисциплин, с целью определения общей темы, которая будет основой такого урока. 2- й этап. Совместное тщательное планирование педагогами хода урока, в котором четко будет определена роль каждого из них. Необходимо знать, что такой урок должен состоять из дополняющих друг друга, но не дублирующих частей из разных предметов. 3- й этап. Подведение итогов. Оценивание и оформление результатов деятельности учащихся. Таким образом, бинарные занятия ценны единым подходом и едиными требованиями к подаче и усвоению учебных материалов, увеличением интереса к школьным предметам, повышению качества знаний, а также помогают учащимся творчески развивать себя, показывать свои знания, а также мотивируют их на учебную деятельность.