Творческий отчет педагога-психолога
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческий отчет педагога-психолога
Автор: Данева Ольга Владимировна
Творческий отчёт о работе педагога-психолога отделения социального обслуживания детей-инвалидов Даневой О.В за 2021год (1,0 ставки)В 2021 году основная цель моей работы была определена, как психологическая помощь и поддержка родителей, имеющих детей-инвалидов, проведение реабилитационных мероприятий с детьми-инвалидами. Задачи, которые были поставлены на 2021 год: Выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности ребенка (родителя)Улучшение эмоционального самочувствия родителей и детей.Реализуя комплекс услуг, способствовать выработке умений и навыков социальной адаптации детей и их родителей.Процесс работы включал в себя следующие составляющие:Организационно-методическую работу;Диагностическое обследование;Коррекционно-развивающая работа;Консультирование;Работа со специалистами отделения.Оказание платных услугОрганизационно-методическая работа строилась на основании документов: «Международная конвенция о правах ребёнка», Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», Устав ЛОГБУ «Подпорожский СРЦН «Семья».Содержание коррекционно-развивающего процесса выстроено в соответствии с общеобразовательной, комплексной, коррекционной программами: От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Под ред. Стребелевой Е.А., Екжановой Е.А. - М.: Просвещение, 2010. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Гаврилушкина О.П. и др. / Под ред. Баряевой Л.Б., Логиновой Е.А. - СПб, 2010. Шевченко С.Г. - М., 2004 Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под ред. Я имею огромное стремление к самообразованию, постоянно слежу за новинками психологических изданий, методик, практик работы с детьми-инвалидами. В течение 2021 года приняла участие в 15 различных конференциях, семинарах, марафонах, курсах повышения квалификации. Получила большое количество познавательного теоретического и практического материала. Более подробно можно ознакомиться в Приложении Таблица 1.Участвовала в заседаниях ПМП консилиума учреждения, на совещаниях и пятиминутках с заведующим и специалистами отделения. В срок оформляла и предоставляла необходимую рабочую документацию.В декабре 2021 года была назначена руководителем практики у 3 студентов 5 курса психолого-педагогического факультета ЛГУ им.Пушкина. Получила новый, бесценный опыт. Диагностическое обследование. За 2021 год реабилитацию прошли 75 детей, 20 из них повторно, 3 детей на дому. Ежемесячно, в течение всего реабилитационного периода, проводилась психодиагностика и обследование личности ребенка с целью: - выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей детей-инвалидов.- определение степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с детьми и взрослыми.- изучение индивидуально-психологических особенностей родителей, психотравмирующих ситуаций в семье, анализ семейного воспитания ребенка-инвалида.Диагностический инструментарий. Чаще других использовались проективные методики:«Дом. Дерево. Человек»«Моя семья»«Автопортрет»«Человек под дождем»«Несуществующее животное»Авторские методики:О.А.Орехова методика «Домики» (диагностика дифференциаций эмоциональной сферы ребенка)Тест самооценки психических состояний (по Айзенку)А.Н.Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению»Многофакторный опросник Кеттелла Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дарки, В. Амен)Опросник по выявлению страхов у детей (по А.И.Захарову)Методики для родителей: «АСВ» - анализ семейного воспитанияМетодика «САН» - самочувствие, активность, настроениеМетодика «Выход из трудных жизненных ситуаций» (по Р.С.Немову)Диагностическое обследование помогает определить актуальные проблемы в развитии ребенка – инвалида, его психо-эмоционального состояния, оценить целесообразность и эффективность реализуемых методов и приемов для достижения наилучших результатов коррекционно-развивающей работы. Коррекционно-развивающая работа строилась на основании ИППСУ детей-инвалидов. Осуществление коррекционно-развивающей деятельности предполагает содействие в развитии и формировании коммуникативных навыков, эмоционально-волевой, эмоционально-личностной, познавательной сфер, интеллектуальному развитию и игровой деятельности детей-инвалидов. Формы: индивидуальные, подгрупповые занятия, методы и приемы, используемые в работе:- игры-занятия с детьми дошкольного возраста- занятия, согласно плана работы- доверительные беседы в комнате психологической разгрузки, сенсорной комнате; -наблюдение за свободной деятельностью детей-инвалидов;- игры малой подвижности, игры с настольно-печатным материалом; - коммуникативные игры (раскрепощение, сплочение детского коллектива);- сказкотерапия в условиях сенсорной комнаты;- арттерапия (рисование, обрывная аппликация, лепка);- песочная терапия в условиях комнаты психологической разгрузки;- приобщение детей к участию в культурно-массовых мероприятиях Центра (спортивные, музыкальные, развлекательные)- совместное изготовление игр и пособий, атрибутов своими руками; - участие детей в конкурсном движении (творческие конкурсы, интернет-олимпиады, конкурсы чтецов, Фестиваль семейных театров) в Международных Акциях, флешмобе, приобщение к волонтерству. Более подробно можно ознакомиться в Приложении Таблица 2.Систематичность проведения коррекционных занятий помогает повышению стрессоустойчивости, избавлению от страхов, укреплению психического здоровья.Консультирование – немаловажная часть работы педагога-психолога. В 2021 году не только дети, родители, но и педагоги обращались за консультативной помощью. Систематически проводилась консультация для детей-инвалидов «Час вопросов и ответов», где дети могли поднять актуальный для них вопрос, чаще всего это тема межличностных отношений с родителями, сверстниками, педагогами образовательных организаций. Профилактическая работа с несовершеннолетними была направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья, своевременное выявление таких особенностей подростка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Предупреждение возможных отклонений при переходе несовершеннолетнего инвалида на следующую возрастную ступень. Консультирование родителей по вопросам: отношения между родителями и детьми, предупреждение и преодоление семейных конфликтов, пути социальной адаптации в связи с ОВЗ ребенка. Для работы с родителями и педагогами есть подборка материалов по разным вопросам:Роль семьи в формировании личности ребенка;Психологические и психофизиологические особенности детей разного возраста;Проблемы межличностных отношений;Выявление особенностей семейного воспитания, изучение детско-родительских отношений, стили родительского воспитания;Причины отклонений в развитии и способы их коррекции (детская агрессия, гипердинамический синдром);Особенности развития на разных возрастных этапах;Развитие наблюдательности, внимания, мышления и памяти у детей и взрослых;Рекомендации по проблемам в эмоциональной сфере: школьный стресс, эмоциональное развитие детей, страхи в детском возрасте, детская нервность;Выбор профессии. Перспективы профессии и ориентации несовершеннолетних.Проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Формирование зависимостей и профилактика вредных привычек у подростков и др.Со специалистом по социальной работе ежемесячно проводились выезды в семьи, где проживают дети-инвалиды, проходящие реабилитацию в Центре, для изучения атмосферы в семье, консультирования по имеющимся психологическим вопросам и составления запроса на оказание психологической помощи и поддержки.С целью взаимосвязи с другими специалистами отделения осуществлялись следующие мероприятия:- знакомство с содержанием работы учителя-дефектолога, воспитателя, логопеда отделения с целью выработки единых подходов к воспитанию и развитию детей – инвалидов.- проводилось консультирование специалистов отделения по запросу.- принимала участие в спортивных, развлекательных, музыкальных праздниках и досугах, в подготовке к конкурсам и фестивалям, что способствует сплочению педагогического коллектива (Приложение, Таблица 2).Платные услуги педагога-психолога пользуются спросом. В 2021 году проведено:Для оценки психо-эмоционального состояния ребенка вследствие перенесённой психологической травмы обращалось 3 родителей. Выдано 3 справки о результатах диагностического обследования психоэмоционального состояния ребенка в различные инстанции, по месту требования. На платной основе проводились занятия по развитию познавательных психических процессов, по развитию самооценки и улучшению детско-родительских отношений, отношений со сверстниками. Анализируя проведенную за отчетный период работу можно сказать о том, что деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Задачи, поставленные в начале реабилитационной работы, решены, намеченные цели - достигнуты.Доминирующим видом деятельности является коррекционно-развивающая работа. Запланированная деятельность была целенаправленной, логичной, четкой, используемые формы и методы соответствовали возрасту детей-инвалидов. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем. Считаю, что необходимо уделить внимание усилению работы с родителями и педагогами. 20.01.2022г. педагог-психолог О.В.Данева