Инновационные технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста
Автор: Корецкая Елена Евгеньевна

Инновационные технологии развития связной речи у детей дошкольного возраста Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной формой языкового общения, представлена обменом высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Диалогическая речь состоит из реплик, из цепи речевых реакций, осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Именно в диалоге ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи. В дошкольном возрасте ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Монологическая речь (высказывания одного человека, не перебиваемые достаточно долго репликами других людей) требует предварительной подготовки. Она значительно развёрнута и грамматически оформлена, чем диалогическая речь. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств. Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи дошкольников. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Сегодня для развития связной речи дошкольников педагогами широко используются различные инновационные технологии, приведу примеры некоторых из них.
  • Технология наглядного моделирования
  • Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры.Мнемотаблицы по сказкам. Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Три медведя», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Синквейн. Одной из разновидностей технологии наглядного моделирования является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:1 строка – одно ключевое слово. Существительное. Название, заголовок, тема, которое определяет содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);2 строка – два слова. Прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.3 строка – три слова. Действия предмета, относящиеся к теме (глаголы).4 строка – четыре слова. Предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.5 строчка – одно слово. Слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обычно существительное. Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон)ети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а также с помощью картинок-ассоциаций или предметов.
  • Арт-технологии
  • Игры-драматизации, инсценировки. Игры-драматизации оказывают эффективное влияние на развитие речи детей. В игре – драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. Игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.Сказкотерапия.Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Этот метод включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
  • Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания, а также сочинения собственных сказок.
  • Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
  • Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
  • Обучение преодолению страхов и трудностей.
  • Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
  • 3. Кинезио-технологияКинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. Она включает в себя ритмику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские речевки или стихотворения, что способствует развитию речи малышей. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти.
  • Игровые технологии
  • Игровые технологии, которым относятся настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр. К игровым технологиям относится LEGO-технологии, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников.При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
  • Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
  • Логоритмика
  • «Логоритмика» - это устранение недостатков речи с помощью движений. Любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.Это далеко не все инновационные технологии, используемые сегодня педагогами для развития связной речи детей. Также к ним относятся: квест-технология; технологии обучения образной речи; технология «Обучение составлению творческих рассказов»; ТРИЗ технология; технология исследовательской деятельности; метод мозгового штурма.