"Курск литературный"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Курск литературный"
Автор: Галина Николаевна Кавыршина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 10 классе, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать: 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического, формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления». В соответствии с требованиями Стандарта, программа по литературному краеведению для 10 класса общеобразовательных учреждений основана на применении системно-деятельностного подхода, который обеспечивает: – формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;– активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;– построение внеурочной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Литература как искусство познания словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира, которая обладает таким важным преимуществом перед собственно научной картиной бытия, как высокая степень эмоционального воздействия. При этом художественная картина бытия жизни человека, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литература как один из ведущих гуманитарных предметов предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающему миру. Литературное образование школьников осуществляется наиболее успешно путём систематического чтения и анализа сравнительно небольшого количества произведений под руководством учителя. Только при внимательном, вдумчивом чтении и самостоятельных размышлениях над прочитанным учащиеся могут постичь, почувствовать, пережить данное литературное произведение, войти в образно-эмоциональный мир автора. Такое чтение прививает детям культуру эпических и эстетических переживаний, развивает их воображение, образное и понятийное мышление, позволяет глубже проникнуть в удивительный целостный мир, рожденный вдохновенным талантом. Знания по теории литературы учащиеся получают в процессе чтения и разбора художественных произведений, по мере накопления конкретных наблюдений, фактов, достаточных для обобщения, для формирования того или иного теоретико-литературного понятия. Развитие устной и письменной речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, с расширением и обобщением их художественного восприятия, которое прежде всего осуществляется на основе усвоения языка литературного произведения. Чем полнее воспринято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие произведения на юного читателя. Ученик знакомится в каждом конкретном литературном произведении с высокими образцами поэтической речи, с точностью, ёмкостью, многозначностью, лаконизмом образного слова. Задачи изучения литературного краеведения представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.Литературное краеведение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках. ЦЕЛИ1. Приобщение школьников к богатствам отечественной художественной литературы на примере творчества писателей – курян.2. Развитие у учащихся способности эстетического восприятия к оценки явлений литературы и художественно воплощенных в ней явлений жизни.3. Воспитание высоко эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции детей.4. Формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества.5. Воспитание речевой культуры детей.6. Усвоение общих теоретических понятий, объясняющих сущность литературного процесса и значение художественного творчества.7. Формирование общественных умений работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.8. Постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т.е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью, историзма9. Поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам общеобразовательной школы;10. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПри обучении по данному курсу предполагается добиться определённых результатов в воспитании речевой культуры школьников.1. Учащиеся должны научиться определять жанр изучаемого произведения, его своеобразие и отличительные особенности, формулировать проблему текста, давать характеристику героям на основании их поступков.2. Кроме связного монологического высказывания, школьники должны овладеть умениями и навыками диалогической речи (в данном случае по преимуществу свободная устная речь с элементами словесной импровизации). 3. Участие в обсуждении, беседе, диспуте предполагает следующие частные умения: чётко формулировать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу или проблеме; системно и доказательно её аргументировать; проявлять внимание к противоположной точке зрения, уметь слушать оппонента; использовать в дискуссии лексику, фразеологию и стилистические приёмы, соответствующие теме обсуждения и его материалу. 4. Дети должны заинтересоваться художественным наследием Курской земли и гордится им Личностные и метапредметные результатыформировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.организация на занятиипарно-групповой работыМетапредметные результатырегулятивные• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем планеосуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;преобразовывать практическую задачу в познавательную;проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничествепознавательныеумения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и ИнтернетакоммуникативныеУчиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).умение координировать свои усилия с усилиями других.• формулировать собственное мнение и позицию;• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;задавать вопросы;допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничествеучитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ