"Моя Родина -Россия"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Моя Родина -Россия"
Автор: Анжелика Александровна Гранич
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Северяночка»УТВЕРЖДАЮЗавкдующий МБДОУ ДС №56 «Северяночка»_______________Т.В.РевковаПрограмма по духовно-нравственному и гражданско- – патриотическому воспитанию дошкольников«Моя Родина –Россия» Срок реализации :4 годаВозраст детей 3-8 летРазработчики :Лобацевич Е.И, заведующий методическим отделомТельцова Е.И, старший воспитатель, Гранич А.А, воспитатель Г. Нижневартовск, ХМАО -ЮграХанты -Мансийская епархия, Нижневартовское благочиниеХанты-Мансийская митрополияЕ mail: (3466) 46-45-01, 89825241974Содержание Паспорт проекта …………………………………………………………………………... ..3 Пояснительная записка проекта………………………………………………………........8Нормативно-правовая основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников…..8Актуальность проекта……………………………………………………………………….9Цели и задачи проекта……………………………………………………………………...10Новизна проекта……………………………………… ……………………………………10Предполагаемый результат …………… ………………………………………………….12 Принципы реализации проекта……………………………………………………………13Концептуализация проекта………………………………………………………………...13Пути и механизмы реализации проекта …………………………………………………..14Особенности организации педагогической диагностики …………………….................15Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет………………………………………………………...17Литература ………………………………………………………………..…………………45ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ1.Пояснительная записка Современный век, век информационных технологий, огромного информационного потока показало, что мировоззрение, господствующее в современном обществе, ярко отражается в поведении детей, происходит развитие общества, отрицающего духовную природу человека и духовные законы, положенные в основу мироздания. В последние десятилетия формируется образ современного человека – потребителя, живущего по велению своих инстинктов и обладающего властью творить во всем свою волю. В результате возникла тенденция к проявлению своеволия, агрессии, жестокости, грубости и сквернословия наблюдается уже среди детей дошкольного возраста. Вседозволенность приводит человека к болезненному состоянию души, в котором он утрачивает интерес к жизни, не стремится испытывать радость любви и созидательного труда. В настоящее время появляется все более отчетливое понимание того, что необходимо искать пути формирования и сохранения здоровой нравственности ребенка. Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей, амлификация детского развития и т.д. Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине: «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин).Именно в раннем возрасте, когда ребенок способен усваивать как хорошее, так и плохое, необходимо закладывать фундамент добра и любви, развивать чувство красоты, воспитывать для нашего Отечества культурных и широко образованных людей, способных самостоятельно осваивать духовные ценности многонациональной культуры на основе глубокого осознания их исторических корней. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности человека, когда закладываются нравственные основы духовных и гражданских качеств. В этом возрасте формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. В последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения. В большей степени это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Возрождение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания – шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Сохранение истории определяет будущее нашего народа, через народное творчество ребёнок может последовательно развиваться, может проявлять свои неограниченные умения и фантазию. Духовно-нравственное и гражданско -патриотическое воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на постепенное становление целостной структуры личности, совершенствование нравственных чувств и качеств человека. Исходя из этого, упражнения ума, чувств и сердца ребенка на основе добрых побуждений являются основным средством духовно-нравственного и гражданско -патриотического воспитания.2. Нормативно-правовая основа духовно-нравственного и гражданско -патриотического воспитания дошкольниковКонституция Российской ФедерацииПринята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ст.26, ст.59, ст.67.1, ст.68.1, ст.68.4, ст.69.2Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ст.64Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О свободе совести и религиозных объединениях»; Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 гФедеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая 1995г.Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 5 апреля 2013 гСтратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) п..1.4 пп.6, пп.9; п..1.6 пп.5, пп. 6; ст.2.6Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2015 № 130-03 «О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты Мансийском автономном округе – Югре»Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 года № 747-рп «О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»Письмо Минобрнауки РФ от 19.03.1993 г. №47/20-11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»; Православный компонент дошкольного образования к основной образовательной программе дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (является дополнением к «Стандарту православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27.07.2011 г.);Социокультурные истоки - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин - профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва; А.В. Камкин - профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук).Устав МБДОУ ДС №56 «Северяночка»Образовательная программа МБДОУ ДС №56 «Северяночка»3. Актуальность программы Дошкольный возраст — это период становления базовой культуры личности, приобщение к ценностям, обретение жизненных ориентиров. От того, какими глазами увидит ребенок окружающее, от того, какие уроки извлечет из рассказов о современных событиях, о прошлом страны, зависит каким он вырастит гражданином.Ребенок сам познает и принимает многообразие внешнего мира. Но способность оценивать его, разумно жить, бережно и гуманно взаимодействовать с ним рождается благодаря усилиям взрослых-родителей, педагогов и тех, кто оказывается рядом с ребенком в каждый миг его жизни. По мнению И. С. Кона (Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1989), в детстве происходит становление социокультурной личности. Ребенок впервые начинает открывать мир ценностей, смыслов, отношений, прежде всего через социальную картину своей семьи. В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием основ их физического здоровья. Однако не менее важно заложить основы душевного здоровья: четкие моральные ориентиры, нравственные и духовные черты личности, чувство патриотизма. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем гражданско-патриотического воспитания в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач гражданско-патриотического воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных образовательных деятельностей. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Суть гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины. Современная система дошкольного образования должна помочь ребенку в познании общечеловеческих ценностей жизни: нравственности, духовности, патриотизма. Для каждого человека естественно желание гордиться своими родителями, а также народом, к которому принадлежишь. Поэтому очень важно воспитывать у детей здоровый патриотизм, нравственные и духовные черты личности, начиная с дошкольного возраста. Чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви: знакомить ребенка с лучшими достижениями его соотечественников, примерами патриотизма, благородства, трудовых подвигов и так далее. 4.Цель и задачи программыЦель: духовно-нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:· формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,· взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,· воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,· умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,-воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества на основе народного искусства и нематериального культурного наследия народов.Задачи:формирование основ духовно – нравственных ценностных ориентаций у детей дошкольного возрастаприобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности у дошкольниковформирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традиций формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице Россиивоспитание патриотизма, уважения к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания; музыка, изодеятельность, художественное слово;воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение государственной символики России.5. Новизна программыНовизна инновационного программы состоит в использовании инновационных технологий в организации работы по духовно-нравственному и гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников, что способствует повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения, способствуют лучшей подготовке детей к школе, воспитанию достойных будущих граждан России.:использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями;исследовательски – творческие проекты дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;информационно – практико – ориентированные проекты позволяют детям собирать информацию и реализовать ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др. «Родной свой край люби и знай!», «Люблю березку русскую» и т.д.)Творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)Нормативные проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в семье, обществе и так далее.Использование ИКТ технологии - видеолектории – организационная форма досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Квест- технология - командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО, программа приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также пробуждает у него понимание характера российского человека, и желание стать гражданином – патриотом. Идея программы – это создание новой, более эффективной системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования духовно -нравственных и гражданско- патриотических чувств у дошкольников.Программа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию «Моя Родина –Россия» разработана и апробируется педагогическим коллективом МБДОУ ДС №56 «Северяночка» под руководством Татьяны Владимировны Ревковой – заведующего, высшей квалификационной категории. В данной программе используется также учебно -методический комплекс программы по духовно -нравственному воспитанию «Социокультурные истоки», (авторы: И.А. Кузьмин - профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва; А.В. Камкин - профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук). которая представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Так же представлены материалы в виде модулей и блоков, методические материалы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем, родным городом, с историческим и культурным наследием многонациональной Родины –России. В программу входят: конспекты занятий и бесед, перспективные планы, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, художественное слово, альбомы разной направленности. Данные мероприятия помогут сформировать у детей чувство гордости за свою страну, за родной город, любовь к Родине - России. Материалы программы могут быть использованы педагогами, музыкальными руководителями, педагогами дополнительного образования и родителями в работе с детьми дошкольного возраста.6.Предполагаемый результатДля детей:усвоенные детьми знания и представления о нравственных ценностях; усвоенные детьми основные нравственные нормы; сформированные у детей представления об отечественных традициях празднования русских праздников; проявление у детей основных добродетелей: забота о других, терпение, скромность, сочувствие и сострадание, послушание, милосердие, уважение к старшим, почитание родителей, ответственность за свои дела и поступки, направленность и открытость к добру; приобретенные нравственные привычки, добрые поступки; сформировано желание быть активным участником в жизни детского сада, семьи, активно участвовать в мероприятиях, проводимых в городе; обогащены знания детей об известных людях родного города, улицах, памятниках и других культурных ценностях;сформированы элементарные проектно-исследовательских умения и навыки;развиты интегративные качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, мире и природе»;знают основные государственные и народные праздники; имеют представления о российской армии, ее роли в защите Родины;проявляют творческую активность в познании окружающего мира;воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность;сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;Для родителей:сформирована активная родительская позиция;повышена компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного и нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста;активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ по реализации программы через круглые столы, мастер -классы, открытый микрофон, исследовательско -поисковую деятельность.укрепление значимости семьи в воспитаниидуховно-нравственного воспитания и нравственно-патриотических чувств ребенка;сплочены все члены семьи, возрождены и сохранены семейных традиций. Для педагогов:качественное освоение педагогами инновационных технологий, направленных на духовно-нравственное и гражданско - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.использование проектного метода для улучшения качества работы в вопросах обучения и воспитанию у воспитанников чувства патриотизма и духовных ценностей;обогащена предметно-пространственная развивающая среда, материально-техническое и программно-методическое обеспечение, направленного на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников;личностный и профессиональный рост педагогов, самореализация, моральное удовлетворение.7.Принципы реализации программы1.Научной обоснованности и практической применимости.2.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.3.Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей.4.Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.5.Наглядность6.Дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком7.Учёт региональных условий в пропаганде патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующего любовь к семье, городу, краю.8.Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.9.Системно – организованный подход, который предполагает скоординированную работу всех специалистов, родителей и социальных партнеров. 10. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.11. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка, педагога, родителей.12. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.8.Концептуализация проектаПротиворечия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников, в связи с этим определились проблемы и, противоречия, а также пути их решения. 9.Пути и механизмы реализации программы Программа «Моя Родина -Россия» реализуется в рамках ООП ДО МБДОУ ДС №56 «Северяночка» и в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Контроль за исполнением проекта осуществляет заведующий ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.При разработке и реализации программы было учтено её соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам обучения, используемым в дошкольном учреждении.Программа реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта, работу инициативной группы программы.Программа предусматривает распределение материала по гражданско -патриотическому воспитанию по 4 модулям, которые разбиты по тематическим блокам, в каждом блоке наименование мероприятия согласно возрасту воспитанников и продукт деятельности по неделям и так же календарному планированию по духовно-нравственному воспитанию в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»10. Особенности организации педагогической диагностикиДиагностический инструментарий определения результатов работы по теме:Педагог ДОО использует следующие методики и тесты:проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка);метод изучения продукта детского творчества; метод наблюдения;метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него, жизненных ситуаций и др.;методы математико-статистического анализа полученных данных;методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.Перечень дополнительных диагностических методик: -методика «Изучение осознания нравственных норм и объяснительной речи у детей 3-7 лет» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина); o Методика «Изучение осознания детьми нравственных норм» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина). -методика "Сюжетные картинки" (модифицированный вариант Р.М. Калининой); -методика "Закончи историю" (модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калинина); -методика «Рисунок семьи» (особенности внутрисемейного отношения) (В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана);Младший дошкольный возраст Диагностика развития нравственной сферы ребенка включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Когнитивный аспект деятельности детей проявляется через их представления о ценностях и понимание нравственных норм. Когнитивный аспект характеризует рассуждения детей о нравственности, изменения в рассуждениях в процессе приобретения когнитивных навыков. Поведенческий аспект самопознания связан с проявлением нравственного поведения, которое социально одобряемо и приемлемо. Эмоционально-ценностный аспект деятельности выявляется на основе эмоционального отношения детей к тем или иным жизненным ситуациям, изучения чувств, которые испытывает ребенок в ситуациях, значимых с точки зрения нравственности. Развитие эмоций связано с пониманием, выявлением, а также распознаванием различных эмоций и чувств человека. Социальное развитие детей непосредственно проявляется в их поступках. Поведенческий аспект деятельности выявляется на основе рассуждений и выводов детей о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения. Методики для детей дошкольного возраста (младшего) С целью изучения когнитивного компонента нравственного развития в своей работе используем следующие диагностические методики: Беседа (по аналогии с методикой Т.В. Комаровой и О.М. Миловой) Цель: Выявить уровень имеющихся нравственных представлений детей о помощи взрослым. Вопросы: Расскажи, как ты помогаешь маме Как ты поступишь, если увидишь, что кто-то рвет книжку? Как ты поступишь, если ты принесла игрушку, а новенький ребёнок сильно плачет? Обработка результатов: а) всегда, сама проявляю желание - 3 балла б) всегда, когда попросит мама - 2 балла в) не всегда, помогаю когда хочу - 1 балл а) позову воспитателя и всё ему расскажу -3 балла б) подойду и скажу, что так нельзя делать -2 балла в) промолчу -1 балл а) подойду к новенькому и позову играть со мной, с моей игрушкой - 3 балла. б) пожалею и просто дам свою игрушку - 2 балла. в) пожалею, но игрушку не дам - 1 балл. Высокий уровень - 7-9 баллов Средний уровень - 4-6 баллов Низкий уровень - 3-1баллБеседа по выявлению эмоционального восприятия поступков героев русских народных сказок Цель: выявить умение анализировать поведение сказочного героя, соотносить его поступки с нравственными представлениями. Детям предлагают иллюстрации из 5 знакомых сказок («Колобок», «Заяц и лиса», «Как коза избушку построила», «3 медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк»). И предлагают ответить на следующие вопросы: Назови любимого сказочного героя и объясни, почему он тебе нравится. Назови самого плохого сказочного героя. Как помочь ему стать хорошим. С каким сказочным героем ты хотел бы поиграть? Обработка результатов: а) называет сказочного героя, сказку и перечисляет все его положительные качества - 3 балла, б) называет сказочного героя и с трудом поясняет своё мнение - 2 балла, в) просто называет сказочного героя или сказку - 1 балл а) называет сказочного героя, сказку и предлагает свою помощь - 3 балла б) называет сказочного героя, сказку - 2 балла в) называет сказочного героя и требует его наказать -1балл а) называет сказочного героя и перечисляет в какие игры можно с ним играть - 3 балла б) просто называет сказочного героя - 2 балла в) не называет сказочного героя или не «хочет играть с ним» - 1 балл Высокий уровень - 7-9 баллов. Средний уровень - 4-6 баллов. Низкий уровень -3-1 балл.Диагностика эмоционального компонента нравственного развития 1.Методика «Незаконченный рассказ» (Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, Владос, 1995.) Цель: изучение стремления дошкольников к проявлению гуманных отношений. Проведение исследования. За детьми наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии. Первая серия. Педагог задает ребенку вопросы: Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему? Можно ли обижать животных? Почему? Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему? Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему? Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему? Вторая серия Ребенку предлагают завершить несколько ситуаций: Оля и Ира убирали игрушки. Оля быстро сложила конструктор в коробку. Воспитатель ей сказал: «Оля, ты молодец, убрала весь конструктор, с которым играла. Если хочешь, иди, играй или помоги Ире закончить уборку». Оля ответила... Что ответила Оля? Почему? Саша принес в детский сад новую игрушку - самолёт. Всем детям хотелось с ним поиграть. Вдруг к Саше подошел Артём, выхватил самолёт и стал с ним играть. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему? Данил гулял около дома. Вдруг он увидел маленького щенка, который дрожал от холода и жалобно скулил. Тогда Данил... Что сделал Данил? Почему? Анализ результатов наблюдения проводят по схеме: Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-либо предпочтение и почему. Оказывает ли другому помощь, и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но быстро охладевает). Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует. 5. Проявляет ли заботу к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота. 6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче). 1. Высокий Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувством товарищества. Отношение к сверстникам: Доброжелательное отношение к сверстникам. Пытаются объяснить, в чем прав или не прав товарищ. Вежливо обращаются друг к другу; всегда готовы уступить товарищу. Мотивируют свое поведение. Забота о животных: Проявляют заботу и чуткость во всех случаях по собственному желанию. Мотивируют свое поведение. Реакция на успех и неудачу других: Признают удачу других, радуются за товарищей. В случае неудачи поддерживают друг друга, проявляют сочувствие. Могут мотивировать свое поведение. Реакция на эмоциональное состояние других: Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются. Мотивируют свое поведение. 2.Средний Оказание помощи: Помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых. Отношение к сверстникам: К сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Проявляют чувство жадности. Забота о животных: Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров). Реакция на успех и неудачу других: Проявляют заботу без особой радости, потому, что «так надо». Реакция на эмоциональное состояние других: Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей. 3. Низкий Оказание помощи: Не осознает необходимости оказания помощи, все делает ради себя. Отношение к сверстникам: Недоброжелательное, злое отношение к сверстникам. Забота о животных: Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности. Реакция на успех и неудачу других: Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место. Реакция на эмоциональное состояние других: Не обращают внимания на эмоциональное состояние окружающих. Не способны радоваться и переживать за других. Старший дошкольный возраст Методики для детей дошкольного возраста (старшего)Диагностическая карта по гражданско - патриотическому воспитанию детейВысокий уровень.Ребенок, который проявляет эмоциональные реакции адекватные, яркие, так же проявлял свои эмоции в мимике, жестикуляции. Называет нравственные нормы и правильно оценивает поведение, предлагаемое на картинках. Мотивировал свой выбор осознанно.Ребенок без особого труда называет свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес, профессии родителей, виды транспорта, преобладающие в родном городе. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребенок передает настроение и впечатление. Знает достопримечательности города, название аптек, детских садов, больниц, где они расположены. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ, ХМАО – Югра и города, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Называет народные праздники, игрушки, предметы быта, русские народные сказки, пословицы и поговорки о Родине. Называет природные богатства России. Знает приметы сезонных изменений в родном крае, диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир ХМАО – Югра и России. Заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.Средний уровень.Ребенок, который так же проявляет эмоциональные реакции, но выражены они были менее слабо. Также называют нравственные нормы и правильно оценивают поведение, предлагаемое на картинках, но без мотивированного объяснения.Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, ему требуется помощь, подсказка, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперирует предметными терминами. Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес, городской транспорт, частично называет профессии. Знает достопримечательности, но не может объяснить их место нахождения. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значении у флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Знает русские народные сказки, затрудняется назвать пословицы и поговорки о Родине, народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России. Знает: диких животных, зимующих и перелетных птиц, растительный мир родного края, затрудняется назвать лекарственные растения. Заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не всегда умеет договориться с ними, оказывает помощь. Анализирует поступки с помощью взрослого.Низкий уровеньРебенок, который не мог оценить поступки, указанные на предлагаемых картинках. Не смог сформулировать нравственную норму.Ребенок часто допускает ошибки. Не знает названия страны, округа, своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн РФ, но затрудняется в узнавании символики округа и родного города. Отсутствуют знания о достопримечательностях родного города, распространенных профессиях родного края, названиях школ, садов, библиотек. Знает русские народные сказки, но не может назвать народные праздники, игрушки, пословицы и поговорки о Родине. Знает диких животных и птиц России, но не может назвать флору и фауну родного края, природные богатства. Не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, редко считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.11. Информационно-методическое обеспечение программыМБДОУ располагает оргтехникой и средствами ТС: имеются 18 ноутбуков, 18 принтеров, 3 МФУ, сканер, ламинатор, 14 мультимедийных проектора, 2 стационарных экрана, 1 экран переносной, 14 интерактивных досок, 14 телевизоров, магнитофоны в группах, музыкальный центр, видеотека, видеокамера, фотоаппарат, документ -камера -4 штуки. Технические средства обучения отвечают общим требованиям безопасности, возможностью использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Календарно -тематическое планирование по духовно -нравственному воспитанию по возрастам в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»2 младшая группа возраст 3-4 годаСредний возраст 4-5 летСтарший возраст 5-6 лет Старший возраст 6-8 лет Тематическое планированиепо нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет Литература:Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Детство-Пресс»,2004. – 412 с. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. Образования. 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. Мухина Л.В. Солнышко. Авторская программа для детей 4-7 лет. // Сборник образовательных программ по духовно-нравственному развитию детей и молодежи: материалы конкурса «Серафимовский учитель – 2013». Т.1, С.103-111. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990. - 304 с. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /К.Д.Ушинский. Педагогические сочинения. В 6т. Т.1. Сост. С.Ф.Егоров. – М.: Педагогика, 1990. Основы православной культуры (для детей дошкольного возраста)/ изд. «Покров», М.,2002 г., 236 с. Мануйлов Ю.С. Воспитание средой: Сборник статей разных лет. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. Ганаго Б.А., Будем как дети /изд. Белорусского экзархата, Минск,-2002 г., 285 с. Ганаго Б.А., Навстречу детским сердцам/ изд. Белорусского экзархата, Минск,-2003 г., 209 с. Ганаго Б.А., Детям о слове / изд. Белорусского экзархата, Минск,-2002 г., 70 с. Шишков А.С., Много гостинцев детям/ Сергиев Посад.,-2002 г., 159 с. Крячко А.А. Русская сказка в домашнем театре/ изд. «Планета 2000», М.,- 2004 г., 205с. Королева Е. Детские музыкальные сказки (Сказки для души, Хоровод сказок, Светящийся колокол, Мудрая книга, Как хороша земля и др.) / ООО «РМГ Медиа» Кравцова М., Илья Муромец против супермена/ М.-2003 г., 333 с. Честное слово. Рассказы для детей/ изд. «Отчий дом», М.,-2002 г.,125 с. Детский мир/ Альбом из 50-ти детских песен/ изд. Св.-Михайло-Архангельского прихода- 2001, 60с. Чудесная дружба/ изд. «Отчий дом», М., - 1999 г., 24 с. Медведева И.Я. Стоп Гарри Поттер/ изд. «Пересвет» М.,- 2003г.,48с Детям о дружбе/сост. И.А.Старостина.- Д38, Минск, 2012 – 55с. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети: Игрушка и антиигрушка. - М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. - 640 с. Абраменкова В.В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках // Дошкольное воспитание. 2005. №4. Стр. 98 - 108. А. В. Бородина, В.А. Бородина. Основы православной культуры: Хрестоматия для детей дошкольного возраста. – М.: МОФ «ОПК», 2015. – 112 с. А. В. Бородина. Культура и творчество в детском саду: Образовательная дополнительная программа дошкольного образования. – М.: МОФ «ОПК», 2015. – 64 с. А. В. Бородина. Основы православной культуры: Демонстрационный материал: В 2-х частях: Часть 1. – М.: МОФ «ОПК», 2013. – 10 листов + 1 лист «Описание». В. А. Бородина. Азбука в стихах. – М.: МОФ «ОПК», 2015. – 32 с. В. А. Бородина. Интересно устроен мир. – М.: МОФ «ОПК», 2015. – 32 с В. А. Бородина. Интересные буквы: Развивающие задания к Азбуке в стихах. – М.: МОФ «ОПК», 2015. – 32 с. В. А. Бородина. Навстречу прекрасному миру: Часть 1. – М.: МОФ «ОПК», 2015. – 16 с. В. А. Бородина. Навстречу прекрасному миру: Часть 2. – М.: МОФ «ОПК», 2015. – 16 с. Орлова Е.П. «Постановки для детей к православным торжествам»/ изд. «Бикар», Н.Новгород – 2015,-82с. Елена Орлова «Постановки для детей к православным торжествам», Н.Новгород, Изд Бикар, 2015 г. – печатная продукция 34. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с. 35. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 96с. 36.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – 184 с. (Развитие и воспитание дошкольника) 37.Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 104