А.Гайдар "Ёлка в тайге". Произведение о детях и для детей.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: А.Гайдар "Ёлка в тайге". Произведение о детях и для детей.
Автор: Успенская Инна Владимировна
Открытый урок: Литературное чтение во 2 В классе МБОУСОШ №1 им. А.В.Суворова
Учитель: Успенская И.В.
Тема: А. ГАЙДАР ЁЛКА В ТАЙГЕ.
Цели:
учить слушать и читать произведения и выделять их особенности;
учить определять тему и жанр произведения;
отрабатывать навыки выразительного чтения;
способствовать развитию речи, образного мышления, фонематического слуха и обогащению
словарного запаса детей
Планируемые результаты
Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного произведения
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: знать и различать жанр произведения литературы
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность работы; удерживать внимание при выполнении необходимых действий.
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; соблюдать нормы произнесения слов.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, выставка книг А.П. Гайдара, портрет писателя.
ХОД УРОКА
№
Этапы урока
УУД
1.
Мотивация к учебной деятельности
- Отшумела перемена,
Прозвенел для нас звонок.
Ждут нас новые открытия
Подготовься к ним дружок!
Проверим готовность к уроку: на парте должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник. Книги домашнего чтения.
(Тихо играет новогодняя мелодия, настраивающая на творческую работу)
Готовность и способность к само-развитию
Сформированность мотивации к обучению
2.
Актуализация и пробное учебное действие
Выявление читательского опыта
- На этой загадочной музыкальной ноте ,начнем наш урок с загадки:
Загадка;
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная. (Ёлка) (3слайд)
Появляется на столе учителя Ёлка.
У вас на столе лежит Маршрутный лист. Наряди ёлочку! с заданиями, которые вы должны выполнить для того чтобы и ваша елочка стала нарядной и горела разноцветными огнями.
- Какое задание было задано на дом?
- Как вы думаете: почему это стихотворение поместили первым в этом разделе? (Ёлка-символ Нового года )
- Почему она является символом? (Ёе наряжают, вокруг нее веселятся, танцуют, водят хороводы) Слайд 4.
Проведем необычно проверку домашнего задания. Работа в паре. Стихотворение читаете по очереди друг другу и оцениваете, результаты заносите в таблицу. Работаем дружно и серьезно. (Приложение 1)
-Кто желает прочитать стихотворение всему классу?
Рефлексия: Украшаем елочку Раскрасьте по 1 фонарику, если вы получили высокую оценку красным цветом, хорошо рассказал- выразительно, но были ошибки- желтым, рассказывал невыразительно, запинался - синим цветом.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Осознанно воспринимать и различать произведения по жанрам.
3.
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
-Какое задание второе в нашем маршрутном листе?( Оформить обложку произведения)
Сможете ли вы его выполнить сразу? Почему? ( Надо знать какое произведение мы будем читать, кто его автор и определить жанр произведения)
- Кто или что нам поможет? ( учебник и тетрадь)
Откройте учебник с.164-167. Прочитайте заголовок и фамилию автора произведения.
Сформулируйте тему урока: (это делают дети)
( Мы сегодня для того чтобы выполнить задания в маршрутном листе должны прочитать текст, узнать что же было дальше с главными героями рассказа А. Гайдара.)
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Отвечают на поставленные вопросы, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
4.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель:
-Ребята, а что вы запомнили из биографии писателя?
Рассказ (ответы) детей: Слайд 5.
Биографию Гайдара считают необыкновенной. Он прожил короткую, но яркую, как вспышка, жизнь. Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в Курской области. Но своей родиной он считал город Арзамас, так как там прошло его детство. В 1918 году – с 14-летнего возраста пошёл добровольцем в Красную Армию и был командиром роты, а в 17 лет – командиром полка. В 1924 году в 20-летнем возрасте ушёл из Армии по болезни после ранений и контузии. Вот тогда-то он начал писать книги. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар отправился на фронт военным корреспондентом. А в октябре 1941 года погиб в схватке с фашистами. Ему было всего 37 лет. Но он оставил нам богатое наследие – свои книги. Всем известны его книги(Книжная выставка). Слайд 6-7.
- Рассказ Чук и Гек посвящен детям. Братьев звали –Чук и Гек .Они были смешные и непослушные дети. Иногда дрались, ссорились. Но очень любили своих родителей. Слайд 8.
Учитель:
-Чем закончилась их последняя ссора? И почему мама не спросила про телеграмму? (Мама не знала о ней. А ребята испугались наказания. ) Что было дальше мы узнаем сегодня. Это еще одна из историй жизни этих неугомонных мальчишек.
Познавательные: моделирование;
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Ответы детей.
Рассказ автобиографии А.П.Гайдара.
5.
Слушание произведения:
А. Гайдар Ёлка в тайге .
Первичное целостное восприятие (Читает учитель и сильные дети, а остальные следят по тексту.)
Понимать нравственное содержание прочитанного произведения
6.
Выявление первичного восприятия произведения
Беседа после слушания произведения. Заполнение обложки произведения. (фронтально)
-Что прочитали?
- Докажите.
- С каким произведением будем работать? (Дети должны учиться давать развернутый ответ.) - Какое настроение вызывает рассказ? Почему?
- Кто из героев понравился? Почему?
- Что вас удивило в поведении детей?
Дети высказывают свое мнение о произведении и главных героях рассказа.
Рефлексия: Украшаем елочку Раскрасьте по 1 фонарику: как вы работали на этом этапе, такого цвета загорается фонарик на вашей елке.
Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.
Физминутка В лесу родилась елочка Слайд 9.
7.
Работа с содержанием произведения.
Выявление понимания главной мысли.
Работа в парах ответы, на вопросы данные на слайде и на листе заданий. Слайд10.
Из чего мастерили ребята игрушки?
Найдите в тексте описание ёлки. Как назвал её автор?
Что делали дети во время праздника?
Проверка работы в парах:
1.- Найдите в тексте и прочитайте из чего и что мастерили мальчики (первый, второй).
Словарная работа
- Какие слова выделены в тексте? Почему? (папиросная бумага, тайга) Слайд11.
- Для чего выделили эти слова? (Это неизвестные слова и мы должны узнать, что они обозначают)
- Где можно найти толкование непонятных слов? (В толковом словаре учебника. Рубрика Словарь)
- Что же такое папиросная бумага? Слайд 12.
- Посмотрите на образец папиросной бумаги, какая она тоненькая. Из нее легко можно делать игрушки, т.к. она легко мнется. Немного похожа на ткань. Современный вариант – жатая бумага для аппликаций и поделок из бумаги. (Показ образца)
- Какие свечи у ребят получились? Почему? Из чего они их сделали? (Показ современных свечей).
-Современную елку мы украшаем свечами? А почему? ( Это опасно. Может возникнуть пожар.)
-Мы украшаем современную красавицу гирляндами, но про пожарную безопасность не стоит забывать.
2. Выборочное чтение. Найдите описание елки и прочитайте.
- Как назвал автор елку? (таежная красавица) Почему?
- Как вы представляете тайгу?
- Посмотрите, так ли вы ее представляли? Слайд 13.
- А вот и наша праздничная красавица.
-Давайте украсим ее теми игрушками, которыми украсили ее Чук и Гек. (украшают-рисуют)
- Наша красавица наряжена и можно встречать Новый год.
3.Работа с иллюстраций.
-Рассмотрите рисунок на стр. 151.
- Что делают люди на иллюстрации? (Встречают Новый год)
- Найдите предложения, которые подходят к рисунку.
- А как люди узнали, что наступил Новый год? ( Включили радиоприемник и услышали бой часов на Спасской башне) Слайд № 14,15. (Спасская башня. Слушают бой курантов).
Высказывать суждения о произведении и поступках героев
Работают в парах.
Чтение из книги
8.
Упражнения по формированию специальных умений
Выполнение заданий в тетради и коллективная проверка. Слайд 16.
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях стр.74 №1-4 раскрасьте рисунок. Какой должна быть красная площадь на Новый год?
(Заполнение маршрутного листа.)
- Новый год приближается. Мы все ждём этот праздник с нетерпением. Елочка наша стала нарядная.
Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста.
8.
Включение в систему знаний и повторение.
И так подведем итог нашего урока: Слайд 17.
-Назовите произведение, с которым мы познакомились на уроке?
-Кто автор?
-Из какого произведения взят отрывок , который мы с вами читали на уроке?
- Если вы захотите узнать, какие события еще произойдут в жизни Чука и Гека, то вы можете найти и прочитать книгу А.П.Гайдара полностью.
Домашнее задание. Слайд 18.
Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста, обобщать и делать выводы.
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Поднимите свою елочку вверх, если вам было интересно на уроке и вы работали дружно.
Что не получилось на уроке и почему?
Способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения