ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Автор: Татьяна Анатольевна Теременцева, Наталья Алексеевна Худикова
Т.А. ТеременцевавоспитательМБДОУ «Детский сад № 12 «Зоренька»Н.А. ХудиковавоспитательМБДОУ «Детский сад № 12 «Зоренька»ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕЗа тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку «сила и действенность семейного воспитания несравнимы ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием в дошкольной образовательной организации» [1, 45].Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в развитии человека.В настоящее время проблема влияния семейного воспитания на формирование готовности дошкольника к обучению в школе актуальна и заслуживает внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных организаций.Как показывают исследования, проведенные в МБДОУ «Детский сад № 12«Зоренька», для большинства родителей предпочтительными выступают такие формы работы по подготовке к детей к школе, как:- тематические занятия в группах;- дополнительное образование;- занятия непосредственно с родителем;- занятия с репетитором, либо с будущим учителем.Большинство педагогов (67%) обращают внимание на то, что в основном родителей волнует развития навыка чтения, письма и счета. Результаты диагностики показывают, что лишь 16,5% родителей озадачены развитием личностной, интеллектуальной, социальной и творческой сферы детей.Анализ результатов анкетирования родителей позволил получить следующие данные:Рис. 1. Результаты анкетирования родителей.Наряду с анкетированием нами была проведена методика «Родительские отношения» А.Я. Варга, В.В. Столина [2]. . Полученные результаты показывают, что 45 % родителей принимают своего ребенка. Им нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, одобряют его интересы и планы. Однако достаточно большое количество семей имеют высокие и средние показатели по шкале «Принятие – отвержение», что говорит о том, что они склонны воспринимать ребенка плохим, неприспособленным и неудачливым. Такие родители часто испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. По шкале «Кооперация» 8% испытуемых набрали высокие баллы, то есть эти родители проявляют заинтересованность делами и планами ребенка, стараются помочь ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него.По шкале «Симбиоз» у 14% родителей дистанция в общении с ребенком слишком мала. Эти родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Они постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным. Это может объясняться небольшим возрастом детей (6 лет), а может быть связано и с повышенной личностной тревожностью самих родителей.Части данной группы испытуемых (25%) свойственен авторитарный стиль воспитания: строгая дисциплина, безоговорочное послушание. Такие родители стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии понять точку зрения ребенка. Они пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. 7% родителей набрали низкие баллы по этой шкале – это свидетельствует о том, что контроль за действиями ребенка практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Более половины родителей (53%) имеют средний уровень контроля, что является наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека.По шкале «Инфантилизация» 4% испытуемых набрали высокие показатели. Это говорит о том, что родители видят своего ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом, приписывают детям личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка не воспринимаются всерьез. Ребенок кажется родителям не приспособленным, открытым для дурных влияний. 51% испытуемых имеют низкий уровень по этой шкале – это свидетельствует о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.Данные результаты позволяют констатировать, что далеко не у всех родителей обнаруживается педагогически грамотное поведение. Следовательно, чтобы добиться успеха семейного воспитания и оптимальной подготовки детей к обучению в школе, педагогическому коллективу дошкольной организации необходимо активно взаимодействовать с семьями воспитанников. Поскольку взаимодействие подразумевает согласованность действий и взаимное влияние педагогов и родителей друг на друга, то данное взаимодействие выстраивается, с одной стороны, через посредника-ребенка, заботу о его развитии и воспитании; с другой стороны, через активные формы работы дошкольного учреждения с родительской аудиторией [3].Список использованной литературы:Азаров Ю. П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. - М., - 2003.Акимова М. К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой. СПб.: Питер, - 2005. - 303с.Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М., Айрис-пресс, - 2006. - 144 с.