"Подвиг юных сталинградцев"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Подвиг юных сталинградцев"
Автор: Ирина Борисовна Гоголь
Образовательный проект на тему: «Подвиг юных сталинградцев»Автор проекта: Гоголь Ирина Борисовна – воспитатель;Тип проекта: информационно-творческий, групповой, краткосрочный.Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель; родители воспитанников.Проблема: недостаточные знания детей, о трудном военном детстве своих сверстников.Актуальность Богатое историческое наследие, героические подвиги целого народа способствуют становлению таких чувств, как уважение и гордость. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной улице, родному городу начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство любви к своему Отечеству. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. Такие возможности воспитательного процесса педагогам предоставляют технологии проектирования.Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Это они в несовершеннолетнем возрасте перенесли все тяготы и ужасы войны: немецкие концлагеря, проживание на оккупированных территориях, участие в подполье, партизанских отрядах. Это они трудились наравне со взрослыми, в тылу на фабриках и заводах, на полях колхозов и совхозов, принимали участие в мероприятиях помощи Армии.И сегодняшние дети обязательно должны знать о подвигах детей, о героическом прошлом Родины, отдать дань памяти героям. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Объект проектной деятельности: воспоминания о военном детстве детей Сталинграда.Предмет проектной деятельности: Цель проекта:изучить подвиг детей в Сталинградской битве.Задачи проекта:- расширять знания о Сталинградской битве;- познакомить с именами и подвигами детей - героев, защищавших город Сталинград;- формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми. - воспитывать в детях гордость за историческое прошлое Родины, любовь и уважение к своему народу; - воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость.Обеспечение проекта: Компьютерное и мультимедийное оборудование, телевизор, фотоаппарат.Художественная литература.Дидактические игры, наглядно-демонстрационный материал.Атрибуты к СРИ и подвижным играм.Спортивное оборудование.Методическое обеспечение проекта.Предполагаемый результат: в сопровождении педагогов и родителей воспитанники узнают историю Сталинградской битвы, о детях войны, переживших голод и холод, потерю близких; о юных героях Сталинградской битвы; постигнут смысл слов «жизнь» и «смерть»; эмоционально откликнутся на рассказы о войне; отразят впечатления об услышанном и увиденном в рисунках и рассказах.В ходе реализации проекта «Подвиг юных сталинградцев» на подготовительном этапе разработан план проекта. В соответствии с планом подобрано методическое сопровождение, наглядный и дидактический материал, произведения художественной литературы, музыкальный репертуар, материал для игровой и продуктивной деятельности.Основной этап проекта был направлен на решение теоретических и практических знаний и умений детей по данному направлению.Способ решения проблемы: ребята захотели узнать, как война коснулась детей, непосредственно в период Сталинградской битвы Для этого они обратились за помощью к педагогам, родителям, бабушкам и дедушкам.Для решения проблемы, были применены разные формы организации детей: - организованная образовательная деятельность;- совместная деятельность взрослого и ребенка;- созданы условия для самостоятельной деятельности детей.В ходе совместной деятельности взрослого и ребенка мы использовали разнообразные методы: игры: дидактические, подвижные; наблюдения; экскурсии; беседы; чтение художественной литературы; выставки; проблемные ситуации.Основной целью данного проекта является сбор материала о значении героического прошлого родного города, роли семьи в истории великой победы. Успешность развития дошкольников при знакомстве с героической историей родного города, своей семьи, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дети, исследуя семейные архивы, узнавали историю Сталинградской битвы и участие членов семьи в защите города, страны.В начале проекта с воспитанниками проведена беседа «Город-герой Волгоград», предложена дидактическая игра «Герб моего города», рассмотрены иллюстрации «Памятные места Волгограда».С большим интересом дети слушали, а потом и просмотрели мультфильм «Солдатская сказка по произведению К. Паустовского «Похождения жука-носорога»». Кадры военной хроники вызвали у них тревожные эмоции.Беседа «Дети Сталинграда» и рассматривание иллюстраций «Военный Сталинград» произвели на детей особенные впечатления. У детей возникали вопросы: «А было ли детям страшно?»; «Почему они раздетые прячутся в развалинах?». И в свободное время они неоднократно подходили к иллюстрациям и рассматривали их, делились друг с другом впечатлениями о том, как же было трудно в годы войны.А так же приняли активное участие в оформлении выставки рисунков «Война глазами детей».Данный проект дал возможность провести виртуальную экскурсию по Волгограду. Еще раз показать и рассказать детям о местах памяти защитникам города, кому они посвящены, вызвать желание побывать там, поклониться и поблагодарить их за победу.Содержание всех мероприятий соответствует решаемым задачам и уровню развития детей. В ходе реализации проекта в группе созданы условий для самостоятельной деятельности детейЦентр книги: подборка произведений писателей и поэтов по теме: «Произведения о Великой Отечественной войне», картотека пословиц и поговорок о силе, мужестве и доблести.Центр ИЗО: раскраски (военная техника) Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты СРИ «Военные профессии».Центр развивающих игр: «Герб города Волгограда»; «Герб Царицына»; «Символы России».Центр патриотического воспитания: альбомы: «Волгоград – город-герой»; «Военный Сталинград»; «Дети-герои»; «Война глазами детей»; «Я помню, я горжусь!»; лото «История Сталинградской битвы».Одной из задач нашего проекта было привлечь родителей к участию в проекте, а именно помочь написать письма-обращения к юным героям Сталинграда. На заключительном этапе были организованы: Интегрированное мероприятие «Юные герои Сталинградской битвы».Выставка: «Письма юным защитникам Сталинграда»Результаты работы над проектом.Работа над проектом способствовала проявлению познавательного, творческого потенциала у воспитанников, семей участников, формированию у дошкольников представлений о своей семье, ее истории, воспитанию уважения к памяти предков. Предложенный проект позволил подчеркнуть важность проблемы патриотического воспитания, способствовал проявлению интереса к героическому прошлому родного города, жизни детей в годы Сталинградской битвы, как со стороны детей, так и со стороны родителей, способствовал развитию творчества и конструктивных действий ребенка. Метод проектов рассматривается нами как выстроенная совместная деятельность всех участников проекта, продуктом которого выступают практическая, деятельность детей и взрослых, развитие у них личностных качеств: бережное отношение к героическому наследию своего народа, своей семьи.Литература: 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с. 2. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л.А.Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192 с 3. Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. Мы живем на земле Волгоградской: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, . 4. Антонов Ю.Е., Левина Л.В. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, – 168