"Формирование основ финансовой грамотности"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование основ финансовой грамотности"
Автор: Лобанова Ольга Валентиновна
Родительское собрание в средней группе«Финансовая грамотность детей»ВоспитательЛобанова Ольга ВалентиновнаЦель: повышение компетентности родителей вопросу экономическоговоспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас.Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в гости.Наша тема родительского собрания посвящена финансовой грамотности дошкольника. Наверное, вы удивлены, почему мы выбрали именно эту тему для обсуждения? Наш детский сад помимо основной общеобразовательной программы, много уделяет вниманию обучению основам финансовой грамотности детей. Мы будем знакомить детей с основными финансово-экономическими терминами: труд и товар, деньги и цена, а так же с этическими понятиями: честность, щедрость, экономность, трудолюбие.Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.Но большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности лучше начинать со среднего возраста на начальных ступенях образовательной системы. Кем бы ни стал ребенок, где бы не жил, он обязательно столкнется с законами экономики.Современный ребенок рано включается в экономическую жизнь семьи, ходит с родителями за покупками в магазин и родители прислушиваются к мнению ребенка в отношении покупок; выбирая игрушку, дети не выбирают невзрачную, дешевую игрушку, а хотят купить дорогую красивую; при посещении продуктовых магазинов, сами кладут в корзину товары которые ему хотелось бы купить, знают что такое реклама, некоторые дети в 4-7 лет имеют карманные деньги, пользуются разными услугами (парикмахеров, фотографов…). Овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.Наша задача педагогов, на доступном уровне, в игровой и увлекательной форме, расширить знания детей по экономическому воспитанию, привить детям правильное отношение к тому, что делают для них взрослые, уважение к труду людей.Сейчас, хотелось бы вам рассказать о занятиях, играх которые у нас в плане, по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.Свои первые познания об экономике мы начнем с сюжетно-ролевых игр, таких как «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская», «Банк», проиграем в различные ситуации, при этом будем учиться культуре общения и поведения.Будем читать сказки, а ведь во многих сказках есть экономическая составляющая, например во многих сказках отражается труд людей: «Хаврошечка», «Морозко», «Федорино горе», «Мужик и медведь», сказки о потребностях: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И. Чуковский «Телефон», сказки о бартере: «Лисичка со скалочкой», Катаев «Дудочка и кувшинчик», сказки о деньгах: К.И. Чуйковский «Муха - цокотуха», А. Толстой «Буратино», сказки о рекламе: «Ш.Перро «Кот в сапогах», Г.Х.Андерсен «Новое платье короля», С.Михалков «Как мужик корову продавал»Окунемся в мир современных профессий, где обсудим с детьми, какую пользу приносит та или иная профессия. И что было бы если бы не было, например парикмахеров, врачей и т.д? Не все дети знают где и кем работают их родители. Мы запланировали: - беседу-размышление «Чего нельзя купить за деньги?» - не все в мире покупается и продается;- Дидактическую игру «Ты сегодня папа и получил зарплату» - упражнять детей в планировании семейного бюджета. - Дид.игру «Дом в котором живут деньги» - познакомим детей с деятельностью банка. - Рассказ-беседа «Что такое реклама». - Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».И чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.Сегодня мы вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествиев «игровой мир экономики».1. Остановка « Азы экономики»Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Послушайте, пожалуйста стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»«Маму в магазин провожает сын,Три копейки ей даёт: Вот!Купи мне самолёт.А ещё ружьё, лопатку,Танк, лошадку, шоколадку,Самосвал, тетради, краски,Маски, сказки и салазки!Постарайся не забыть!А на сдачу можешь дажеИ свистульку мне купить…»- Откуда берутся деньги и как их правильно тратить? - стоит учить детей с детства. Если малыш будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.2. Остановка « Знатоки экономики»Разминка: Экономические загадки:- Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)- На товаре быть должна обязательно…..(цена)- Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без……(рекламы)- Коль трудился круглый год, будет кругленьким …..(доход)- Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)- На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают вбанке…(проценты)- Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы …..(ссуду)- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…..(залог)- И врачу и акробату выдают за труд…….. (зарплату)- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы дляних…..(договоры) Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить кредит, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще. Уважаемые родители, дети наверное думают, что можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь? Так ли это? Я вам предлагаю поиграть в игру «Что можно купить за деньги , а что нельзя» (предлагаю карточки..)Педагог предлагает родителям: Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблоко. Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.- А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? - Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку нужно планировать заранее. Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.3 остановка «Экономика в сказках»1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).2. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).3. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)4. В какой сказке, сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).5. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).6. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)7. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки). Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.- Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят)- и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому). Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.- Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытатьсяубедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, ноне приказывать.- Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь,будете платить все больше и больше.4. Остановка « Конечная»Уважаемые родители! Мы предлагали вам заполнить анкету «Экономическое воспитание дошкольников» с вопросами, проанализировав ваши ответы мы увидели, что вы тоже заинтересованы вопросами формирования финансовой культуры дошкольников. Итоги анкетирования родителей.Анализ ответов показал, что 92% опрошенных родителей считают, что экономическое воспитайте необходимо его ребенку. Против –1 человек (8%).На вопрос, с какого возраста начинать экономическое воспитание многие ответили, что экономическое образование нужно начинать с 5 лет - 20%, чуть побольше ответивших - 60 % считают, что с 3-4 лет. По одному человеку считают, что начинать нужно с 3 лет и с 7 лет. Т. е. основная часть опрошенных родителей (92%) считают, что экономическое воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте.Вместе с тем 48 % родителей ответили, что знакомят своих детей с бюджетом семьи, 32 % знакомят иногда или частично и 12 % ответили, что нет, не знакомят.Почти все опрошенные (86%) считают, что основной метод при экономическом воспитании ребенка - это совместный поход в магазин, банк, аптеку и т. д. На втором месте - игры так считают (32%, на третьем стоит чтение литературы (сказок) (16%).Анализируя ваши ответы, мы увидели, что основными источниками информации по экономическому воспитанию для вас являются телевидение, книги и специальная литература.Большинство родителей рассказывает своему ребенку на доступном уровне, какую роль играет электроэнергия, газ, вода в жизни человека (76%) и объясняют правила экономного пользования водой, электроэнергией, газом (84%).Отвечая на последний вопрос анкеты, вы высказали мнение, что данная тема вам интересна, и вы хотели бы получить советы и рекомендации по экономическому воспитанию своих детей. Эта тема действительно заслуживает внимания. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста - это новое направление в дошкольной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими представлениями, пока еще на начальном уровнеНеобходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в среднем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.Спасибо за внимание!