"Методы развития вокально-технический навыков в класса сольного пения ДШИ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методы развития вокально-технический навыков в класса сольного пения ДШИ"
Автор: Изенева Елена Викторовна

Методическая разработка на тему:«Методы развития вокально-технических навыков в классе сольного пения ДШИ».  Разработала:преподаватель МБУ ДО «Зерносовхозская ДШИ»Изенева Елена Викторовна       повоселки 2023 г..Введение. Обучение детей пению - процесс, требующий от педагога высокой профессиональной квалификации: глубоких знаний законов голосообразования и развития детского голоса, выработанной системы (методики) занятий - многократно апробированной и подтвержденной убедительными качественными результатами.Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, т.к. он имеет дело с еще неокрепшим организмом, хрупким и нежным голосовым аппаратом ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что в силу физиологических причин (роста детского организма в целом), голос ребенка будет изменяться по диапазону, силе и тембру.«Воспитывать» голос, значит, выявлять все лучшие его свойства, данный голосу определенного человека, прививая навыки до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества и тембровые краски. Вокальное пение-это психофизиологический процесс, связанный с различным эмоциональным состоянием ребенка. Оно оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу и умственное развитие ребенка, совершенствует его основные психологические функции. Таким образом, обучению эстрадному пению детей является главным средством их воспитания и развития.Под развитием детского голоса понимается качественные и количественные изменения состояния голосового аппарата и формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, артикуляции, слуховых навыков и навыков эмоционально-выразительного исполнения.В методической разработке рассматриваются способы развития основных вокально-технических навыков и становление их, а также развитие вокального певческого голоса и его выразительности.Глава1. Развитие вокально-технических навыков. В основе обучения пению лежит правильная вокально-техническая культура исполнения.Под содержанием обучения пению мы понимаем систему основныхспецифических знаний и навыков - соблюдение правил в пении:- высокой певческой позиции;-дыхания, певческой опоры;- в музыкальной фразе должна быть одна основная вершина, выделеннаяпри помощи динамики и акцентирования;- звук на конце музыкальной фразы требует сохранения активности пения (даже при diminuendo) до конца его длительности;- при выдерживании длинной ноты необходимо ощущать и внутренне подчеркивать начало новой доли, заключенной в ней;- при пении четверти с точкой, как бы оттолкнувшись от точки, исполнятьследующую за ней короткую ноту легче, тише, но, не теряя активности;- чем быстрее темп, тем легче, тише и активнее должен быть звук;- при движении мелодии вверх или восходящих сначала нижний звукнеобходимо обличать за счет динамики и атаки звука;- нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;- недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);- нельзя отделять дыханием подлежащие от сказуемого;- вдох по объему и скорости производить в характере песни и др. Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.По данным А.В. Запорожца, А.А. Люблянской, А.В. Петровского,выделяются три основных этапа формирования навыка:1) аналитический - овладения элементами действия;2) синтетический - образование целостной структуры действия;3) автоматизация - закрепление и совершенствование целостной структуры. Разграничение певческих навыков и свойств певческого голоса.Первые выступают как причина, вторые как следствие.Основные свойства певческого голоса:1) звуковысотный диапазон;2) динамический диапазон на различной высоте голоса;3) тембр: богатство обертонами, качество вибрато, вокальная позиция,полётность и звонкость, плавность регистровых переходов, ровность наразличных гласных, степень напряженности;4) качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность; Основные слуховые навыки:- слуховое внимание и самоконтроль;- вокально-слуховые представления певческого звука и способов его образования. Навык выразительности достигается за счет:- мимики, выражение глаз, жестов и движений;- богатство тембровых красок голоса;- динамических оттенков, отточенности фразировки;- чистоты интонации;- разборчивости и осмысленности дикции;- темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.      Укрепление певческого дыхания.Каждый исполнитель должен усвоить, что дыхательный аппарат состоит из следующих органов: трахея, бронхи, легкие, диафрагма.Певческое дыхание во многом отличается от обычного дыхания. В повседневной жизни человек дышит непроизвольно, при пении же, дыхание полностью подчиняется воле поющего. Певческое дыхание обладает большей продолжительностью и объемом. Выдох, во время которого происходит фонация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается, в то же время, требуя активной работы мышц, поднимающих ребра и расширяющих грудную клетку, приводя в рабочее состояние диафрагму.По скорости и объему вдох соответствует темпу, характеру, протяженности музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Выдох при пении должен быть плавный, равномерный, без толчков, а звук при этом ровный и упругий. Задача педагога - научить детей удерживать дыхание, экономно расходовать его для обеспечения длительного и плавного звучания голоса. Дыхание нужно подавать ровно, следить за тем, чтобы звучание голоса поддерживалось хорошим, ровным дыханием без напряжения и толчков. При этом следует избегать «перебора» дыхания. Звукообразующий аппарат составляют гортань и голосовые связки.В звукоусиливающий аппарат входят: грудной резонатор (трахея, бронхи) и головной резонатор (глотка, полости рта, носа и головы).Звуковыводящий (артикуляционный) аппарат составляют: нижняя челюсть, рот, губы, щеки и язык.Педагог должен проводить занятия активно и сосредоточенно, непременно анализируя каждый этап обучения, заострять внимание ученика даже на небольших удачах, закреплять навыки правильного пения и, конечно же, исправлять ошибки, добиваясь от ребенка осознанного выполнения требований.Для правильной работы голосового аппарата очень важно соблюдение следующих правил певческой установки:- постоянно контролировать и поддерживать твердую опору на обе ноги,- ощущать внешнюю и внутреннюю подтянутость,- поддерживать хороший тонус организма.Дыхание - энергетический источник голоса, фундамент, основа в пении. Начиная с младшей ступени, нарабатывается нижнереберное – диафрагмальное (как наиболее удобное), то есть смешанное дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на дыхание без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу более точно, тем самым мы развиваем способность, управлять мускулатурой и необходимыми мышцами. Входящее дыхание производится быстро, бесшумно, только через нос, или через нос и рот одновременно. Характер вдоха, его длительность и объем диктуются музыкальной фразой и выразительными задачами.При нахождении чувства опоры создается особое чувство легкости звукообразовании, ощущения опертости звука. Эта слаженность процесса пения зависит от координации всех компонентов пения: гортани, дыхания, резонирования и артикуляции. Особенно большое значение имеет ощущение напряжения спинных, поясничных, межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Удержание при пении вдыхательной установки приводит к ощущению напряжения выдыхательной мускулатуры и ощущению столба воздуха, как бы опирающегося на диафрагму. Дыхательными упражнениями следует заниматься на каждом уроке по пять-десять минут. Постепенно управление дыхательной мускулатурой совершенствуется, она становится более эластичной, отвечающей на любые задания.Дыхание занимает особое место во всякой человеческой деятельности и особенно — в речевой. Работа над дыханием связанное извлечением звука называют фонационным. Оно важно не только для организации верного звучания голоса, но и для разборчивости речи, для выработки четкой дикции.Задача фонационного дыхания – обеспечить правильную работу голосовых связок. Пользуясь системой предложенных упражнений в дыхании, вырабатывается длительный выдох, короткий активный вдох и уменьшение длительности паузы после выдоха.Формирование звукообразования.(Фонация, от греч - звук) - извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата.Обязательные качества атаки звука:1. Мышечная свобода;2. Точное интонирование в начале фонации;3. Связь с характером певческого звука и поэтического слова.      Работа над эмоционально-выразительной стороной исполнения.Не требует доказательств тот факт, что у творчески одаренного руководителя ансамбля, владеющего методикой работы с детьми, любящего свою профессию, детей, имеющего красивый голос, яркие артистические данные, - ученики раскрываются быстрее, активно проявляют себя в исполнительской работе.Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной культуры и достигается с помощью:1. Мимики, выражение глаз, жестов и движений;2. Богатство тембровых красок голоса;3. Динамических оттенков, отточенности фразировки;4. Чистоты интонации;5. Разборчивости и осмысленности дикции;6. Темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.Она определяется общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность пения имеет две стороны этого понятия:1. Непроизвольная, спонтанно проявляющаяся выразительность;2. Произвольная, характеризующая способность передачи заранее обдуманного содержания исполняемого произведения.Непринужденное исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на начальном этапе разучивания произведения и связано с элементом новизны восприятия. Как только оно наскучило детям, ощущение новизны утрачивается, и непринужденность исполнения теряется. Чтобы сохранить выразительность, необходимо добиваться осознания и закрепления способов выразительности исполнения. Формировать произвольную выразительность более сложно, чем закреплять и сохранять непринужденность исполнения.Сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей навык произвольной выразительности в результате осознанной направленности их волевых усилийавыки эмоциональной выразительности собственного исполнения у детей формируется более успешно, если параллельно воспитывать у них навыки слухового восприятия выразительности у других исполнителей и умение оценивать ее качество. Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. Вокальное обучение начинается с формирования у учащегося представления о том звуке, который ему предстоит воспроизвести. При объяснении качеств звука, его тембра, широко применяется образные определения, связанные не только со слуховыми, но и со зрительными, осязательными, резонаторными и даже с вкусовыми ощущениями (глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр, мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое и низкое звучание; вкусный, доставляющий удовольствие звук и т. п.). Применение образных определений певческого звука, заимствованных из области не слуховых ощущений и представлений, из знакомых эмоций, позволяет вовлечь в вокальный процесс уже имеющийся у ученика обширный опыт в этих областях чувственного познания. При помощи более развитых зрительных и осязательных ощущений и представлений усиливается формирование и развитие представлений о певческом звуке. Опора на это должна быть максимально усилена при обучении детей, которым, особенно дошкольном и в младшем школьном возрасте, свойственна образность мышления и большая эмоциональная отзывчивость. Глава 2. Гигиена и режим голоса.Для успешных занятий пением и достижения положительных результатовт необходимо создать наиболее благоприятные условия. Прежде всего нужно наладить нормальную певческую функцию, т.е. установить естественную взаимосвязь между отдельными органами, которая позволит всему голосовому аппарату работать с наименьшим напряжением. Это достигается при воспитании профессиональных вокальных навыков.Чтобы создать нужный режим занятий, необходимо учитывать физиологические особенности (возрастные, индивидуальные).Все изменения, происходящие в организме певца, так или иначе, влияют на его голос. Это и физическое здоровье, эмоциональное состояние, которое влияет на активность и общий тонус организма. На звучание голоса оказывают влияние и режим сна (не менее 7 часов в сутки для взрослых, а для детей 8-10 часов), и режим питания (пищу следует принимать за 2-3 часа до пения в умеренном количестве). Не следует употреблять в пищу пряности (корицу, гвоздику), острые приправы. Вредны орехи и семена подсолнечника. Их размельченные частицы застревают в складках слизистой оболочки глотки. Следует избегать употребления холодной пищи, напитков в дни уроков пения. Довольно часто приходиться встречаться с не смыканием голосовых связок (сильный сиплый звук - один из симптомов). Это обусловлено:Ларингитом (длительность заболевания от 2-х до 3-х недель);Узелковым заболеванием голосовых связок (причина - пение в больном состоянии и неправильные навыки голосообразования);Кровоизлиянием в голосовую складку (причина - форсирование звука, крик, неумелое взятие верхней ноты, пение в менструальные дни);Пение в менструальные дни категорически запрещается, так как может произойти кровоизлияние в голосовую связку, отек гортани.Наилучшим лекарством при всех острых заболеваниях голосового аппарата является полный покой, строгий режим молчания.Пение в больном состоянии - предрасполагающий фактор возникновение заболеваний:1. Насморк — воспаление слизистой оболочки носа.2. Острый ларингит - поражается слизистая оболочка гортани и голосовыесвязки. Простудные ларингиты быстро проходят, но не смыкание складок послених может затянуться.3. Хронические тонзиллиты (хронический кашель) - постоянноевоспаление гортани.4. Трахеиты - при трахеитах ослабевает сократительная способность мышцтрахеи и от этого страдает качество голоса, снижается сила и ухудшается еготембр.1.     Кашель - связан с сильными выдыхательными толчками в голосовые связки, с их травмированием. При кашле необходимо не только отхаркивающие, но и обязательно успокаивающие средства. Важно принимать все возможные меры для того, чтобы голос учащегося не переутомлялся.Все правила гигиены должны тщательно выполняться в отношении детских голосов.Хрупкий голосовой аппарат ребенка, находится в постоянном развитии, требует особого внимания и бережного обращения. Следует учитывать, что только один правильный певческий режим не может обеспечить условия для нормального развития детского голоса. Детям свойственна повышенная эмоциональная возбудимость. Она проявляется в громкой речи и в крике. Необходимо разъяснять детям опасность перенапряжения голоса, как в речи, так и в пении. От того, как будет развиваться голос ребенка и, особенно от режима во время мутации, зависит качество взрослого голоса. Очень бережно надо относиться к тембровым краскам детского голоса. После перелома голос обретает новые свойства. Поэтому нередко юноши и девушки, не отличавшиеся хорошими голосами в детстве, оказываются обладателями вполне профессиональных певческих голосов.Охрана детского голоса в основном сводится:- к разъяснительной работе по соблюдению гигиенических правил,относящихся к голосу в повседневной жизни- к воспитанию правильных певческих навыков- к необходимому режиму во время занятий в целом- к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися данными.Самым простым путем освоения двигательных, а самое главное речевых навыков является – подражание. Именно показ звучания является сильнейшим эмоциональным воздействием. Полноценный вокально-красивый, выразительный показ содержит в себе эмоциональный подтекст, который с легкостью воспринимается детьми. В результате у ребенка возникает ответная реакция – желание оспроизвести слышанное. Но нужно учитывать, что ребенок воспринимает и может опировать не только те качества звука, которые хочет продемонстрировать педагог, но и звук в целом: индивидуальный характер тембра и все его особенности.Следуя из этого голос педагога должен отвечать определеннымтребованиям:1. Не содержать недостатков (горловой, носовой призвук, формировку);2. При работе с детьми максимально приближаться к характеру звучания их голосов. Заключение.Развитие и формирование вокальных навыков у ребенка является основным в содержании работы педагога с учеником.В процессе обучения пению происходит постепенно накопление опыта, рефлекторных навыков голосового аппарата, эмоционально-волевых отношений, учащихся к миру, друг к другу, к учителю, слушателям к самому предмету. Его положительная направленность является условием усвоения знаний и навыков. Практика в работе с голосом определяется в основном подбором певческих упражнений с различными задачами формирования того или иного навыка. Правильно подобранные упражнения в индивидуальном порядке положительно сказываются на развитии и формировании голоса как музыкального инструмента.Обучение пению ребенка является мощным средством воспитания и комплексного развития. Пение сопровождается у ребенка ощущениями психологического комфорта, что дает толчок к формированию положительного отношения к процессу занятия вокалом. Начало занятий пением на подготовительной и младшей ступенях помогают развитию образного мышления детей, слухового восприятия у детей, для наиболее лучшего концентрирования внимания.Несомненно, главным является эстетический принцип – синтез технической и художественной стороны вокального учебного процесса. Кропотливая работа над дыханием, звукоизвлечением, свободой голосового аппарата, над точным воспроизведением всей конструкции музыкальной фразы с выявлением музыкальной сути и значимости - неотъемлемая часть педагогической направленности.