Мастер-класс на тему Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках истории
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс на тему Воспитание духовно-нравственных качеств личности на уроках истории
Автор: Марина Александровна Боссерт
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа №1»Город-курорт КисловодскМастер- классВоспитание духовно- нравственных качеств личности на уроках историиПодготовила:учитель истории иобществознанияБоссерт М.А.Город-курорт КисловодскСлайд 2I.Актуальность: (просмотр видеоролика « Новое лицо терроризма»)На современном этапе развития общества одной из самых актуальных проблем человечества является проблема воспитания.В числе важнейших серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Большую часть своего времени в школе дети проводят на уроках. И задача учителя заключается в том, чтобы не только дать детям знания по предмету , но и научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Формировать духовно-нравственные качества личности ученика. Прежде всего – честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.Цель мастер-класса: познакомить педагогов с различными технологиями духовно-нравственного воспитания на уроках истории.(Слайд 3)Теоретическая основа патриотического воспитанияНа мой взгляд, история это тот предмет, который в большей степени участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Каким должен быть урок? Какие цели должны быть приоритетными на уроке? Работая учителем истории, я считаю, что одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей малой Родиной и культурой своего народа. А культура- это прежде всего наши исторические корни, уходящие в глубь веков, неразрывно связанные с православием. Нельзя забыть о том, что именно православие более тысячи лет было щитом для русского народа во всех бедах и напастях. При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются страшные факты нашей истории, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпало то страшное время, время войны, революции, террора. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания.А отсюда, воспитательные задачи урока можно свести к следующим:1)научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям);2)взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни), в равной степени показывая и злой опыт истории:3)способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.III.Практическая часть.В своем выступлении я хочу остановиться подробнее на педагогических технологиях, которые использую на своих уроках истории по нравственному воспитанию.Слайд 4Технология «Духовный эпицентр»Сущность этой технологии сводится к рассмотрению той или иной ценности через разные промежутки времени на разных исторических отрезках. Так повторительно-обобщающий урок по курсу «История России» в 10 классе итогового типа можно провести на основе анализа истории Кремля или Красной площади, иконы Владимирской Божьей матери, (Слайд 5) Храма Христа Спасителя. Уникальность и нравственная ценность таких уроков связана с тем, что через эти объекты истории.проходила жизнь миллионов людей, и сами эти объекты могут стать источниками нравственного содержания. К примеру, достижения царской России и культуры той эпохи можно проследить по храму Христа Спасителя храму памяти об Отечественной войне 1812 года, где трудились сотни специалистов над его украшением. (Слайд 6) Разрушение храма в 1931 году и строительства на этом месте Дворца Советов рассказывает о символах социалистической культуры. Возрождение храма в конце XX века свидетельствует о смене ценностей в обществе. На таком уроке можно проанализировать нравственное состояние тех, кто его строил, кто его разрушал, и кто его восстанавливал. Через храм Христа Спасителя проходит более 200 лет истории российского государства, а значит, учащиеся получают возможность через этот памятник рассмотреть ценности 3-х эпох российской истории. Эту технологию можно использовать и применительно к региональному компоненту. (Слайд 7) Например, сто лет назад, в 1912 году, на возвышенном месте Ребровой балки – так назывался кисловодский дачный район восточнее железнодорожного вокзала – была освящена церковь во имя великомученика и целителя Пантелеимона.В середине 30-х годов XX века Пантелеимоновская церковь была закрыта. Купола с крестами демонтировали, а здание превратили в общежитие для строителей, затем – в артиллерийскую школу, спортзал.Во время «хрущевской оттепели» городской совет принял решение о сносе Пантелеимоновской церкви в пользу строительства нового санатория, и в апреле 1965 года храм был разрушен.А сейчас на этом месте возводится новый храм новыйПантелеимоновский храм исключительно на пожертвования православных, без привлечения бюджетных средств.Ученики нашей школы принимают активное участие по благоустройству храма.(Слайд 8)Технология изучения нравственных качеств народа.В основе этой технологии лежит изучение нравственных качеств людей и народа, которые проявлялись в те или иные моменты истории. История России изобилует такого рода примерами на протяжении многих веков. О нравственных качествах народа можно судить, как он преодолевает выпавшие на его долю трудности. 'Го же самое относится и к отдельно взятому человеку. Российская история показывает, как её народу часто приходилось защищать свою Родину, независимость от внешних врагов. Именно в трудные моменты русский народ сплачивался перед общей бедой, показывая лучшие свои качества. Именно на историю России можно смотреть, как на свидетельство множества подвигов означающих движение на пути к нравственному совершенству, неутомимое стремление к поступкам, сопряженным с опасностью для жизни. Народ, идущий таким путем, воплощает в государственной и общественной жизни свои нравственные идеалы.Примечательно то, что нравственная сила русского народа укрепилась в многолетних воинах. (Слайд 9)С 1055 года по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. С 1240 года по 1462 почти ни единого года не обходилось без войны. Из 537 лет, прошедших со времен Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций, при чем, одну войну она вела с девятью врагами сразу, две - с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трех, и тридцать семь против двух противников. Подавляющее число воин были воинами оборонительными.Статистическая справка наглядно показывает, почему российский народ всегда был носителем таких качеств как патриотизм, жертвенность, человеколюбие, милость к поверженному противнику.( Слайд 10)Учащимся предлагается познакомиться с нравственной формулой русских, сформулированной митрополитом Филаретом в XIX в.: «Люби врагов своих уничтожай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими». Применение её на уроке поможет понять сущность нравственной системы ценностей русских в условиях войны и мира. «Любовь к врагам» означает приверженность христианской норме, отраженной в евангельской проповеди Христа, а уничтожение врагов Отечества строится на том же евангельском принципе, суть которого выражается в словах Христа, который прославляет подвиг гибели «за други своя» во имя ближнего и любви к Родине. Вот почему русские воины не боятся смерти в бою и готовы отдать жизнь за Родину, подобно Пересвету и Осляби в Куликовской битве, патриарху Гермогену, погибшему в польском плену во время Смута, Багратиону в Отечественную войну 1812 года и т. д.(Слайд 11)Храбрость офицеров и солдат в бою дополняется гуманизмом в отношении поверженного противника и попавшего в плен. Начиная заграничные походы русской армии в 1813 году, М. И. Кутузов, обращаясь к своим солдатам, говорил такие слова: «Будем великодушны, положим различия между врагом и мирным жителем» (1.15.168)(Слайд 12) А приказ Александра I содержал такие слова: «Вы русские, вы христиане. Не воздам злом ни Франции, ни французам. Единственный враг мой - Наполеон». (1.15.176.) И ни одна национальная святыня Франции не пострадала, ни один храм не был разрушен, хотя Наполеон русские церкви в Кремле превратил в конюшни.(Слайд 13)Данные выдержки следует подкрепить тем, как вели себя другие армии мира. Вот, что говорил Вильгельм Второй немецкой армии: « Солдаты, при встрече с врагом побеждайте! Никому не давайте пощады, не берите пленных! Будьте беспощадны ко всему, что попадет в ваши руки. Пусть боятся немецкого имени, как некогда боялись имени Аттила» (2.25.9.) (Слайд 14) Гитлер «Помни и выполняй:1. Нет нервов, сердца, жалости - ты солдат из немецкого железа.2. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся , если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик.3. ... Уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути. Завтра перед тобой на коленях будет весь мир».(Слайд 15)А вот каково мнение о русских воинах зарубежных политиковФридрих 2- «Прежде чем победить русского солдата, его следует несколько раз повалить, а затем убить».Наполеон- «Дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир».Из дневника немецкого офицера, убитого под Сталинградом- «Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня».(Слайд 16)Технология переноса в изучаемую эпоху или событие. ( Гитлер, Сталин, мать, у которой убили на войне трех сыновей, узник концлагеря.)Назначение данной технологии связано с максимальным воспроизведением реалий изучаемого события, явления, человека и т.д. Ученики как бы переносятся из современности в те события, о которых идет речь на уроке. Ученики говорят, чувствуют, мыслят на языке тех, кто является героем или участником изучаемой эпохи. Диапазон её очень широк. Главное выполнить одно условие на уроке - создать атмосферу, изучаемого времени до мельчайших деталей.Так историю второй мировой войны можно рассказать языком разных политиков, людей, жертв и т.д. Основная задача учителя грамотно распределить роли, которые будут обыгрывать ученики. Например, на диспут о разных причинах и содержании Великой отечественной войны приглашаются учащиеся в различных ролях - Гитлера, Сталина, узника концлагеря, матери, у которой убили на войне сыновей. Герои могут быть реальными и воображаемыми (например, мальчик, не родившийся на свет из-за гибели матери в блокадном Ленинграде) и т.д. Каждый рассказывает свою историю войны и то, как она повлияла на его жизнь.( мини-сценка)