« Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: « Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности
Автор: Ольга Александровна Бочкарева


Тема работы: Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников на занятиях внеурочной деятельности Маленький патриот.
Выполнила:
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы
Новобурасского района Саратовской области
Бочкарева Ольга Александровна
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи.
В настоящее время искажены нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников весьма значительна.
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. И отчасти решением этой проблемы мы занимаемся на занятиях внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности младших школьников Маленький патриот реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой Родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны. Программа внеурочной деятельности Маленький патриот направлена на то, чтобы знакомить младших школьников с богатством истории нашей страны, историей поселка, его людьми, героями и почетными гражданами района, пробудить в них интерес к изучению ее прошлого.
История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Помимо военных побед существуют события, достойные быть увековеченными в народной памяти.
Вот прошло уже почти 79 лет с тех пор, как началась, и 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Чем дальше уходят в историю героические годы битв с захватчиками, тем ярче предстает перед нами великий подвиг советского народа и его вооруженных сил, отстоявших честь, свободу и независимость нашей Родины, избавивших мир от фашистского рабства. И хотя для нас, молодого поколения, это далёкое прошлое, мы помним, какою ценой заплачено за эту победу. Сколько бы ни минуло лет в истории нашей Родины, 1941 -1945 навсегда останутся лихолетьем. Сколько слез, крови, смертей, несчастных судеб унесли они.
Много приходилось пережить России сражений и кровопролитий, битв и войн, но Великая Отечественная война навсегда останется самой чудовищной. И сколько бы лет еще не прошло, дата 21 июня будет напоминать нам об этом. Нет такой семьи, которой бы не коснулось это горе.
Давно не свистят пули и не взрываются снаряды, не роются окопы и не строятся бомбоубежища, но ежегодно, в самое чудесное время года – цветущую и благоухающую весну мы празднуем великий праздник – День Победы. Живых очевидцев той страшной трагедии становится все меньше и меньше. Но их потомки – внуки, правнуки и праправнуки идут к памятникам и могилам, чтобы почтить память погибшим.
2020 -й – год празднования 75 – летия Победы. Не круглая дата, и в этом году празднование проходило в особых условиях, но на протяжении всего времени люди не забывали об этом.
Вот и в нашем классе сразу после зимних каникул началась работа по проведению мероприятий, посвященных 75-летию Победы в ВОВ. Мы являемся частыми гостями районной детской библиотеки, где совместно с учителем проводятся различные беседы, викторины, выставки книг по различной тематике.
В конце января дети прослушали беседу о тяжелом для Ленинграда времени – блокаде, когда город оказался в кольце врага. Как люди переживали холод, голод, бомбежки, смерти близких, как делились последним. Дети заворожено слушали рассказчиков в числе учителя и работников библиотеки. Мой отец – дитя войны, многое я слышала от него. И его рассказы о тяжелом детстве я пересказывала своим ученикам. Были такие, у кого на глазах были слезы.
А когда ребята увидели на тарелке порезанные мизерные кусочки блокадного хлеба – по весу норма того времени, так вообще сникли. Всем захотелось попробовать присыпанный солью ломтик, чтобы прочувствовать, как это ничтожно мало.
СЛАЙД № 2
Долго потом еще и в классе, и дома дети делились впечатлениями. Значит, тронула детские души беседа, задела за живое.
Также вошло в традицию в начале февраля отправлять солдатам письма в армию. Мы находим адреса ребят – новобурасцев, проходящих срочную военную службу, делаем коллективные открытки, пишем небольшое письмо. Сколько важности, гордости у ребят при этом!
СЛАЙД № 3
Ведь они как бы помогают солдатам сократить срок службы, посылают привет из родных мест. Часто солдатами бывают родные люди: дяди, двоюродные и троюродные братья, или просто соседи или знакомые ребята.
В апреле, ближе к маю, начинается ряд акций, посвященных празднику. В этом году все проходило дистанционно. Но много ребят приняло участие в акциях Окно Победы, Сад Победы. Здесь проявлялись изобретательность в оформлении оконных проемов, фасадов домов, клумб, цветников
СЛАЙД № 4,5
Ребята совместно со взрослыми были заинтересованы в съемках видеороликов стихотворений о войне, рисунках Этих дней не меркнет слава. Все присланные работы размещались в интернете в группе родителей, на страничке сайта школы и в Инстаграмме.
СЛАЙД № 6
Заучивали стихи, и в гимнастерках, и в пилотках, с георгиевскими лентами на груди и с тюльпанами в руках перед камерой читали замечательные стихи и трогательные монологи.
СЛАЙД № 7
В нашей Новобурасской средней школе № 1 существует еще одна замечательная традиция – устраивать на площади поселка смотр строя и песни. Приходят многочисленные родственники, родители, и перед школой проходит мини – парад различных войск. От первоклашек до выпускников каждый класс проходит круг с военной маршевой песней.
СЛАЙД № 8
А затем, пока жюри подводят итоги, вся школа поет всем известную и до сих пор любимую Катюшу. Подхватывают песню и родители, и прохожие, и получается настоящий флешмоб. Яркое, красочное, громкое и очень интересное мероприятие!
СЛАЙД № 9
Не забываем мы и наш районный музей, музей школы, кабинет ОБЖ, где знакомимся с портретами воинов- участников ВОВ, Афганистана, Чечни. В аллее Славы была проведена экскурсия к стендам – баннерам. Дети с интересом читали размещенную информацию, слушали дополнительный материал.
В течение лета дети вместе с родителями бывают в городе Саратове, посещают Парк Победы, музей Боевой славы. Есть и такие, кто побывал в Волгограде, в Москве на памятных местах. Много совместно просмотрено фильмов, прочитано книг.
СЛАЙД № 10
В каждом городе и небольшом населенном пункте есть памятники погибшим воинам. И к ним идут люди, идут дети, чтобы почтить память погибших и возложить к их ногам цветы.
И не только 9 Мая мы должны это делать. Чаще, на уроках и занятиях внеурочной деятельности на примере подвигов солдат заниматься духовно –нравственным и патриотическим воспитанием. Чтобы жила память о погибших вечно, сколько б лет еще не прошло. Ведь мы благодарны им за свою жизнь, за мирное небо над головой. И нести эту славу через все поколения, потому, как наша Родина, Россия всегда была, есть и будет самой великой и могучей державой.
Важно сохранить на века и передавать из поколения в поколение память о Великой Отечественной войне, о трагических событиях и героических поступках наших предков. Воспитывать уважение к ветеранам, участникам Великой отечественной войны и национальной гордости за страну.
Героические подвиги Великих людей навсегда вписаны в историю нашей страны. Героями Великой Отечественной войны названы улицы, проспекты и площади всех городов нашей страны. Высшей степенью отличия удостоены Города - герои, мужественно оборонявшиеся в годы Великой Отечественной войны.
Для нас важен пример наших предков, тем, что самопожертвование, мужество, стойкость духа и любовь к Родине стало для многих образом жизни. Это огромный нравственный урок будущим поколениям. Нужно брать пример с предков- героев, чтобы для будущих поколений Победа в Великой Отечественной войне имела гораздо большее значение, чем просто исторический факт.
Чтобы сохранить память о героях Великой Отечественной войны будущим поколениям, нужно рассказывать им о героях и их подвигах, проводить тематические мероприятия, посещать памятники и мемориалы памяти, воспитывать любовь к Родине.
Мы с классом ежегодно посещаем памятники и мемориалы памяти в день 9 мая и 21 июня, потому что подвиг и вера всегда идут вместе. Я провожу классные часы на тему Великой Отечественной войны, где рассказываю ученикам о героях и их подвигах, о юных защитниках нашей Родины. Ученики в свою очередь рассказывают о своих предках, которые защищали нашу Родину, о работе родственников в тылу.
75-летие Великой Победы - это 75 лет гордости за мужество, за огромные подвиги и самопожертвование великого народа!
День 75-летия Победы - это память, гордость и честь за наших предков, за их героические поступки, за любовь к нашей Родине, которую мы обязаны пронести через свою жизнь и передать будущему поколению.
СЛАЙД 11
Этих дней не смолкнет слава,
Дней сражений, дней побед.
Прогреми же величаво
День Победы на весь свет!!!