Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.
Автор: Малышева Любовь Ивановна
Формирование коммуникативных навыков через организацию детской игровой деятельности.«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет емукомфортно жить в обществе людей…» Выготский Л.С.Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время.Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Коммуникации детей дошкольного возраста уделяется огромное значение, поэтому отдельным пунктом выделены следующие образовательные области, которые предложены для реализации в программах дошкольного образования: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, коммуникативное, физическое и художественно-эстетическое развитие. Такой порядок распределения областей образования подтверждает важность и необходимость развития коммуникативных навыков у современного дошкольника. Области коммуникативного общения включают в себя навыки взаимодействия и общения со взрослыми и сверстниками, а также формирование эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности, сопереживания, уважительного отношения к чувству принадлежности к семье и сообществу взрослых и детей. Поэтому, развитие навыков межличностных отношений позволит дошкольнику гармонично влиться в человеческое сообщество.Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре.Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности и для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив.Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений.Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений. Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте, являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.Игры с правилами обязательно предполагают партнера, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребенка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребенок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре.Постоянная, целенаправленная работа в данном направлении способствует социально - коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать к их выполнению. Для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – всё это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко». Эти игры побуждают их говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости. Одной из важнейших особенностей является то, что в игре важен, прежде всего, не результат, а сам процесс переживаний, связанных с выполнением игровых действий. Именно эта особенность игры несет в себе огромные возможности для воспитания и развития коммуникативных навыков. Необходимо отметить, что коммуникативная деятельность дошкольников, приобретение навыков социального взаимодействия — сложный и противоречивый процесс. Особая роль в ее развитии отводится воспитателю, который организует все формы жизни ребенка в ДОУ. Литература:Белкина В.Н. Взаимодействие детей дошкольного возраста со сверстниками: психологический и педагогический аспект: монография/В.Н.Белкина –Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010.Поняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Тростина О.В. Развитие коммуникативных навыков в процессе игровой деятельности детей дошкольного возраста / Молодой ученый. — 2019..Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. .