"Вовлечение родителей в школьную воспитательную деятельность"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Вовлечение родителей в школьную воспитательную деятельность"
Автор: Фишер Анна Юрьевна
Фишер Анна Юрьевна,
Учитель биологии, воспитатель,
классный руководитель
КГБОУ АКПЛ
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ШКОЛЬНУЮ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности, формирование его здоровья: физического, психического, нравственного.
Интеграция усилий родительской общественности и педагогического коллектива есть условие развития здорового поколения, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования лицеистов.
Педагогический лицей – нетрадиционное, многопрофильное учебное заведение, которое предоставляет старшеклассникам села оптимальные условия для получения допрофессионального образования и реализации индивидуальных запросов сельских старшеклассников и их родителей. Педагогический лицей как инновационная воспитательная система существует уже 17 лет. Ровно столько же педагогов и родителей волнует состояние здоровья лицеистов, а точнее факторы, влияющие на здоровье и зависящие от преподавателей, воспитателей, работников лицея.
Очень сильно сказывается на здоровье старшеклассников кардинальное преобразование их жизненного уклада: новое место жительства, иные условия существования, изменение социального окружения, незнакомый состав класса и учителей, преподавателей вуза. Так же тревожит лицеистов и более жесткая система учебной деятельности: лекционно – семинарская форма обучения, иные технологии контроля за уровнем знаний, высокая степень самостоятельности, повышенная интенсивность взаимодействия с преподавателем в силу малого количества учащихся и сдвоенных уроков, некоторая замкнутость отношений (вместе учимся – вместе живем), особенности индивидуального подхода к учащимся – естественный контроль за пребыванием старшеклассника на уроке и вне его. Пройдет некоторое время и гуманно-личностная ориентация, положенная в основу педагогического процесса, победит, уйдет страх, но вместе с ним, к сожалению и уйдет часть главного в человеке – его здоровье.
Что же такое здоровье? Здоровый образ жизни? Как сохранить здоровье лицеистов? Эти вопросы, включают в себя философский, медицинский, психологический и социально - нравственные аспекты. Хотя здоровье представляет собой одну из важнейших жизненных ценностей, по нашим наблюдениям, лицеисты чаще всего вспоминают о нем только тогда, когда начинают болеть. Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни, сформировать у него потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
Успехи в деле воспитания здорового поколения возможны только при объединении усилий семьи и общеобразовательного учреждения, родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей и результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя, родители и дети станут союзниками. Этот союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях в интересах развития здорового поколения.
Учитывая специфику образовательного учреждения лицея-интерната, географическую удаленность родителей от детей (учащиеся из разных уголков Алтайского края), от образовательного, воспитательного процессов, сложилась система интеграции педагогического коллектива лицея и родителей.
В течение двух лет обучения в лицее в системе проводятся пять общелицейских и пять классных родительских собраний, индивидуальные консультации и встречи с классным руководителем, педагогом-психологом, медицинским работником, врачом-наркологом, в 10-х классах углубленный медицинский осмотр, в 11-х классах рядовой медицинский осмотр, профилактические прививки, прививки по национальному календарю прививок, страхование от клещевого энцефалита.
Первое общелицейское родительское собрание проводится в день собеседования (поступления) в педагогический лицей. Совместно с родителями (представителями), будущего поколения лицеистов, предлагается организовать посещение будущих лицеистов оздоровительно-туристического лагеря Фадеев Лог, с целью сохранять и качественно улучшать физическое и психологическое здоровье старшеклассников, воспитывая у будущих педагогов потребность в здоровье путем формирования у них понимания назначения валеологической культуры и здорового образа жизни; изучить возрастные, индивидуальные особенности, социальную ситуацию развития и условия жизнедеятельности будущих лицеистов, проблемы социально-психологической адаптации нового набора сельских школьников, спрогнозировать успешность развития в условиях города, осуществить психолого-педагогическую поддержку и реабилитацию трудноадаптирующихся учащихся; формировать среди будущих лицеистов толерантное, эмпатичное отношение друг к другу и коммуникативную культуру; воспитывать патриота и гражданина Алтайского края, знающего региональные особенности, экологию края, уважающего его историю и современность и активно участвующего в позитивном преобразовании окружающей среды.
Общение классных руководителей и родителей проходит в тесном кругу на классных родительских собраниях, где проводится анкетирование родителей по состоянию здоровья ребенка, беседы по правилам проживания в лагере, режиму дня, здоровому сбалансированному питанию, физическим нагрузкам, индивидуальные беседы, консультирование по сбору необходимых документов.
Второе общелицейское родительское собрание проводится в начале учебного года 10 класса, на котором происходит знакомство родителей с педагогом-психологом, медицинским работником, старшим воспитателем, дневными и ночными воспитателями, педагогом-организатором, участковым, руководителями кружков и спортивных секций и т.д. Старший воспитатель рассказывает о правилах проживания в общежитии лицея, о быте, режиме дня. Медицинский работник согласует с родителями профилактические прививки, прививки по показаниям и по национальному календарю прививок. Рассказываются правила поведения на улицах города.
Классные родительские собрания проводятся на тему: Лицейская жизнь…, Как научить детей учиться?…, Самоконтроль за состоянием здоровья. Идет сбор информации о состоянии здоровья учащихся на начало учебы, об индивидуальной аптечке (при разрешении родителей).
В период с сентября по декабрь проводится углубленный медицинский осмотр 10-х классов, где часто выявляются новые заболевания лицеистов.
На общелицейском родительском собрании января проводится беседа с врачом-наркологом, просматривается видеофильм Профилактика наркомании в школе, на классных родительских собраниях рефлексия с родителями и по мере необходимости с детьми, актуальный разговор - Этот трудный возраст…, беседа по результатам медицинского осмотра, обсуждение проблем возникших со здоровьем в разных ситуациях (днем, ночью, после физической культуры и т.д.). Так же, родителям сообщается о страховании учреждением лицеистов от клещевого энцефалита и выдается подробная инструкция к страховке.
В мае, на общелицейском родительском собрании, речь идет о летней домашней практике лицеистов, на которой старшеклассники (под контролем родителей) собирают, обрабатывают, высушивают лекарственные травы, плоды ягод, с цель организации в лицее круглогодичного фитобара. Так же, предлагается родителям организовать посещение для своих детей оздоровительно-туристического лагеря Фадеев Лог. Классные родительские собрания проводятся по теме: Летнее время лицеистов, где обсуждаются планы мероприятий учащихся в летний период, безопасность жизнедеятельности и т.д.
Общелицейское родительское собрание января 11 класса по теме: Что делать, если в дом закралась вредная привычка?, обсуждаются вопросы совместно с педагогом-психологом о вредных привычках, личной гигиене, порядке в комнате, проводится беседа с медицинским работником по укреплению иммунной системы, витаминизации ребенка в весенний период и во время экзаменов. По мере необходимости, для родителей, проводятся индивидуальные беседы с педагогом-психологом и медицинским работником лицея.
В 11 классе второго полугодия активно и эффективно функционирует родительский комитет по подготовке выпускного вечера и одно из собраний родительского комитета посвящено обсуждению безопасности жизнедеятельности выпускников во время выпускного вечера.
С родителями лицеистов ведется работа не только на родительских и общелицейских собраниях, но и индивидуальная работа, по приезду родителей в город, индивидуальные беседы по телефону, проводятся экстренные родительские собрания, по мере необходимости.
Таким образом, интеграция усилий родительской общественности и педагогического коллектива позволяет успешно адаптировать, ученика к условиям города, что способствует сохранению его здоровья или нахождению его в состоянии ремиссии.
Литература
Алтайский краевой педагогический лицей. Организация воспитательного пространства: тематический сборник / сост. С.М.Черниченко; под ред. В.С. Былкова; Барн. гос. пед. Ун-т. – Барнаул: Изд-во Барн. гос. пед. Ун-та, 2006.- 202с.
Классный руководитель – ключевое звено в воспитательной системе образовательного учреждения: материалы первой краевой научно-практической конференции 30 ноября 2006 года // Сборник. - Барнаул: АКИПКРО, 2007. – 379с.
преподаватели вуза
педагог-психолог
руководитель физического воспитания, валеолог
медицинский работник
учителя-
предметники
ночные
воспитатели
дневные
воспитатели
старший воспитатель
администрация лицея
классный руководитель
родители
лицеист