"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)"
Автор: Татьяна Вячеславовна Алмаева

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно изнаиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – этосамая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения вдошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающимилюдьми и в итоге – заниженной самооценки.«Дефицит внимания», «гиперактивный ребенок», «ребенок с короткимфитилем», «непоседа», «СДВГ» - это всего лишь часть имен и наименований,имеющих отношение к расстройству от которого страдают миллионы людей.Синдром дефицита внимания — это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущиеответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться, контрольнад побуждениями и т.д.Расстройство определяется как возрастное, поскольку онообнаруживается в раннем детском возрасте (до 7 лет) и характеризуетсяизменениями в течение жизни, от раннего детского возраста и до зрелости.Главные проявления СДВГ охватывают нарушения внимания (дефицитвнимания), признаки импульсивности и гиперактивности. Если симптомыгиперактивности, как правило, уменьшаются сами по себе по мере взросленияребенка, то нарушения внимания, отвлекаемость и импульсивность могутоставаться у него на продолжительное время, служа благоприятной почвой дляневрозов, социальной дезадаптации.К нарушениям внимания относятся, в частности, нелегкость егоудерживания (несобранность), уменьшение избирательности внимания,выраженная отвлекаемость с неусидчивостью, частыми переключениями содного дела на другое, забывчивость и т.п.Выраженность гиперактивности среди детей с СДВГ варьирует, и онанаиболее специфична для них в дошкольном и младшем школьном возрасте. Вболее старшем возрасте она проявляется неусидчивостью, суетливостью,признаками двигательного беспокойства.Импульсивность выражается в том, что ребенок нередко действует, неподумав; в классе во время уроков выкрикивает ответ, не дослушав вопроса;перебивает других: бывает не в состоянии дожидаться своей очереди в играх иво время занятий; без специального умысла может совершать непродуманныепоступки (например, ввязываться в драки, выбегать на проезжую часть дороги).Синдром дефицита внимания был в первый раз описан в 1902 году, апервый отчет о медикаментозной терапии психостимулирующими препаратамибыл выпущен в 1937 году. Первоначально, из-за ярко выраженныхневрологических признаков, нарушение получило название ММП —минимальные мозговые повреждения. В дальнейшем в понятие «минимальноемозговое повреждение» были включены и нарушения обучения (трудности испецифические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета;нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель«минимального мозгового повреждения» уступила место более динамичной иболее гибкой модели «минимальной мозговой дисфункции».4С 1980 года название синдрома базируется на DSM — международнойпсихиатрической классификации.Выделяют три типа СДВГ: (Приложение №1.2)1. Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениямивнимания. Это самая распространенная форма СДВГ.2. Невнимательный тип: превалируют нарушения внимания. Этот типнаиболее сложен для диагностики.3. Гиперактивный тип: доминирует гиперактивность. Это наиболее редкаяформа СДВГ.Симптомы СДВГ, как правило, наблюдаются окружающими ребенкавзрослыми в дошкольном возрасте, лет с четырех. Дома дети с синдромомдефицита внимания и гиперактивностью часто страдают от неизменныхсопоставлений с братьями и сестрами или знакомыми сверстниками, которыепоказывают положительное поведение и успехи в обучении. Родителямдействует на нервы их беспокойность, навязчивость, эмоциональнаянеустойчивость, недисциплинированность, неаккуратность. Такие дети не всостоянии ответственно относиться к выполнению обыденных поручений,оказывать элементарную помощь родителям. При этом замечания и наказанияне приводят к желаемым последствиям. Также могут отмечаться упрямство,вспыльчивость и агрессивность.Но вот ребенок взрослеет и поступает в школу... Для тех родителей,которые прежде были терпеливыми и принимали чадо таким, какое оно есть,тут все только начинается! Ведь никак нельзя отбросить без внимания тот факт,что у школьника возникают более серьезные сложности и новые конфликты:трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость сочетаются снеуверенностью в себе и заниженной самооценкой, отмечаются проблемы вовзаимоотношениях с одноклассниками и учителем, увеличиваются нарушенияповедения.Именно в школьные годы чаще всего выявляются нарушения внимания всвязи с увеличением требований к данной функции в процессе обучения. Приэтом большинство таких детей обладают хорошим общим уровнеминтеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты тестирования.Тем не менее, во время уроков им сложно справиться с предлагаемымизаданиями, так как они испытывают трудности в организации и окончанииработы. Такие дети очень быстро элиминируются из процесса выполнениязадания. Их письменные работы выглядят неопрятно и невнимательности,невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализавсех возможных вариантов.Ребенок оживленный, подвижный, энергичный — что в этом плохого?Более того, он и сообразителен не по годам, по крайней мере, компьютеросвоил значительно быстрее и лучше бабушки, знает, как привести в движениесложную игрушку, с пультами телевизора и «видика» — вообще не бывает5вопросов. Врачи на задержку развития не указывают. И, тем не менее, вас всевремя выводит из себя его беспокойность, беготня, ерзанье, нетерпеливость,невразумительные ответы.Не следует каждого возбужденного ребенка относить к категориигиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край,отчего малыш время от времени становится упрямым и строптивым, — это незначит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенокначинает неистовствовать, не может устоять на месте, усидеть за столом, — этонормально. Утомляют детей и продолжительные переезды.У всякого ребенка время от времени бывают минуты гнева. А сколькодетей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, илипроказничают в магазине! То, что ребенок становится как заводной, даваявыход скуке, вовсе не считается приметой гиперактивности. Быть может, этовременно. Или просто так сложилась ситуация. Вот здесь и укрываетсяосновополагающее отличие ребенка просто активного от гиперактивного.Гиперактивный ребенок, вне зависимости от ситуации, в любых условиях— дома, в гостях, в кабинете врача, на улице — будет вести себя одинаково:бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самомзанимательном предмете. И на него не повлияют ни нескончаемые просьбы, ниуговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него нефункционирует механизм самоконтроля, в отличие от его ровесников, дажесамых разбалованных. Их можно урезонить, наказать, в конце концов,гиперактивных — безрезультатно, их надо поначалу подлечить.Охват внимания такого ребенка стремительно и радикально меняется поситуации. Перемена совершается быстро и решительно и по отношению кдругим детям, в соответствии с уровнем заинтересованности темой илипоставленными перед ними заданиями.Первостепенная трудность в данной области — это способностьсосредоточить внимание на долговременный период. Подразумевается умениевыполнять односложное, неинтересное или требующее повторов задание. Дети сСДВГ обладают способностью концентрации внимания на непродолжительныйпериод и утрачивают интерес и сосредоточенность быстрее других детей. Врезультате, они «перескакивают» на другое задание, в другую область ирасположены, разыскивать раздражители (удовлетворяющие их на короткоевремя) и задания, которые приносят им незамедлительное удовлетворение.Выражения расстройстваПринято делить симптомы на три главные группы:• Симптомы, имеющие касательство к концентрации внимания.• Симптомы, связанные с импульсивностью.• Симптомы, связанные с непомерной подвижностью.Две добавочные специфические черты следующие:• Сложность вести себя согласно принятым правилам.• Непоследовательная реакция и поведение в разно образных ситуациях.6Симптомы СДВГ В соответствии с возрастом (Приложение №1.3)Симптомы гиперактивности и импульсивностиРаннее детства Младший и среднийшкольный возрастПодростковый возрастБегает по дому и повсюдулазитМного говорит, мешает Беспокоен, подвижен вовремя спокойных видовдеятельностиСкачет по мебели Часто встает со стула Нервирует, надоедает другимВстает со стула во время едыили когда ему читают книгуЧрезвычайно подвижен Мешает в разговореНаталкивается напредметыШумлив Попадает в неприятныеситуацииОтнимает вещи Душевно тревожен, менееактивенПервые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом годужизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различнымраздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различнымманипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаютсягромким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишнебодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинаютпереворачиваться, ползать, ходить на 1—2 месяца позже остальных), а также вречевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.В грудном возрасте эти дети чересчур крикливы: их крик необычно дологи резок. Новорожденные непрерывно двигаются, они капризны, плаксивы ираздражительны, быстро приходят в ярость. Они редко бывают расслаблены,чаще всего у них плохое настроение, ночью они плохо спят, доставляя многобеспокойства родителям.Ласку такой ребенок отвергает, отстраняясь от матери. Поведениеребенка приводит родителей в недоумение, они начинают ощущатьпсихический дискомфорт. В семье может появиться напряженность,нервозность, нередко приводящие к разладу между родителями.Постоянные недосыпания увеличивают раздражительность. В семьях снарушенным психологическим климатом существует опасность нанесенияребенку телесных повреждений (типичным является травмирование в результатесотрясения тела ребенка - «Да замолчи ты, наконец!!!»).Не требующие особого к себе внимания податливые дети, которые целыйдень спокойно лежат в своей кроватке и много спят, попадаются редко. Дляних, скорее, характерно раннее задержанное развитие, на котором сказываетсядефицит общения и недостаток внимания со стороны родителей.В первые годы жизни ребенка главное беспокойство родителей вызываетизлишнее количество движений малыша, их хаотичность (двигательноебеспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую7задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъяснятьсяфразами; также у таких детей наблюдается моторная неловкость(неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками идр.).Среди детей в так называемых ползунковых группах попадаются дети,приносящие до чрезвычайности много беспокойства: они дерутся, царапаются,кусаются. Мать и дитя скоро попадают под обстрел родительских упреков истановятся нежеланными в этой группе.Такой ребенок упрям, без видимых причин им овладевают припадкиярости, он все разрушает, иногда наносит самому себе травмы, проявляетагрессивность по отношению к другим детям, а иногда и к взрослым, становясьпросто непереносимым. Физическое развитие этих детей проходит по-разному:есть такие, кто уже в 9 - 10 месяцев может ходить, а в 15 месяцев они хорошоговорят.Другие, напротив, созревают медленно, начинают ходить с 14 - 16месяцев, а говорить - только к двум-трем годам. Но как только они пошли,близкие лишаются спокойной жизни. Все, что попадает в руки этих детей,разбирается на части, бросается, раскидывается. Созидательная, конструктивнаяигра у таких детей практически отсутствует. Деструкция и хаос характеризуютих игровое поведение. Ребенок выбегает из дома на улицу, лазает через заборы,подвергает себя опасности, его приходится все время искать, словом, ондоставляет родителям беспредельное беспокойство.Родители перестают ходить в гости и стремятся не принимать гостей у себя,им стыдно за свое буйное дитя, к тому же они устали от постоянных советов. Вконце концов, семья попадает во все большую изоляцию. В детском садуребенок не занимается конструированием или строительством домиков ибашенок. Об этих занятиях он говорит: «Мне так скучно». Он переворачиваетстроительные сооружения других детей, пристает к ним, не может играть один,не может играть длительное время в одну и ту же игру. Ни одна игрушка незадерживается в его руках больше одной минуты, да и то она используется непо назначению.Такие дети не могут играть в коллективные игры, они не знают покоя,постоянно дергаются, ерзают, перебегают с места на место. Стоит им толькогде-то появиться, как тотчас возникает ссора. Родителям делают замечания:ребенок их невоспитан, плохо себя ведет, дают совет: «Надо быть к немустроже».У родителей, как правило, возникают жалобы на нарушения питания: «Онничего не ест, а если ест, то только сладости». Есть жалобы и на нарушения сна:«Он долго не засыпает, ведет себя так беспокойно, что мы тоже не можемспать», «Находясь в своей кровати, он так ее раскачивает, что она ходитходуном». Беспокоит и то, что ребенок не может одеваться самостоятельно,«все надевает, как попало, никогда не застегивает пуговицы». Кроме того,ребенка трудно приучить к личной гигиене.Тот, кто имеет дело с такими детьми лишь изредка или случайно, невидит причин для недовольства. Дело в том, что, если ребенок остается наполовину дня со своей бабушкой, он вполне может быть милым созданием, а8его родители слышат: «Вот видите, ребенок послушный. Нужно быть толькопоследовательным и строгим».Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, вэто период энергично развивается внимание и память. С другой, - наблюдаетсяпервый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм,упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себякак личность, свое «Я».Зачастую в 3 - 4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители несчитают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтомукогда малыш идет в сад, и воспитатели начинают сетовать на неуправляемость,расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий ивыполнить предъявляемые требования, то это становится для родителейнеприятным сюрпризом. Все эти «внезапные» проявления объясняютсянеспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенкасправляться с новоиспеченными требованиями, предъявляемыми ему на фонеповышения физических и психических нагрузок.Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематическогообучения (в возрасте 5 - 6 лет), когда начинаются занятия в старшей иподготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст являетсядраматическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточныенагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей,страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, какправило, задерживается, что проявляется неуравновешенностью,вспыльчивостью, заниженной самооценкой.Данные признаки зачастую сочетаются с тиками, головными болями,страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемостьдетей с СДВГ 8 школе, несмотря на их, достаточно высокий интеллект. Такиедети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкойвозбудимости они часто вступают в конфликты с ровесниками и взрослыми, чтоусиливает имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, чторебенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью неспособен предугадывать результаты своего поведения, не признаетавторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.С поступлением ребенка в школу требования к нему значительновозрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требуетповиновения определенным обстоятельствам. Если у ребенка в отношениях содним-двумя партнерами еще как-то, получается, следовать простымправилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры,данная задача оказывается ему не по силам.Он пытается по-своему модифицировать правила, и если другие его неподдерживают, то возникает столкновение. Уже очень скоро товарищиотказываются придерживаться требования своего гиперактивного сверстника,тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этомуребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинаетобливаться слезами, за что товарищи над ним насмехаются.Характерны хронические проблемы с успеваемостью. Некоторых детейнаправляют в коррекционные классы. Хотя уровень их интеллекта вполне9позволяет находиться в обычной начальной школе, их успеваемость все времяниже ожидаемой. Перевод из начальной школы в следующий класспроблематичен: несмотря на сносные оценки, посещение школы следующегоуровня не представляется возможным, так как отношение детей к учебе и ихповедение не отвечают существующим требованиям. Кроме того, многиеучителя просто отказываются работать с этими детьми.