Особенности работы с художественным текстом в русле стратегии смыслового чтения на уроке английского языка в 10-11 классе общеобразовательной школы по УМК "Английский в фокусе"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы с художественным текстом в русле стратегии смыслового чтения на уроке английского языка в 10-11 классе общеобразовательной школы по УМК "Английский в фокусе"
Автор: Черненко Галина Феликсовна
Тема работы: «Особенности работы с художественным текстом в русле стратегии смыслового чтения на уроке английского языка в 10-11 классе общеобразовательной школы по УМК «Английский в фокусе».В курсе обозначенной темы некоторые моменты работы с текстом я обозначу несколько шире.Смысловое чтение – один из способов формирования функциональной грамотности. Смысловое чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать содержание текстов для достижения собственных жизненно-важных задач.Цель обучения функциональной грамотности через смысловое чтение на уроках ИНО является совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Функциональное чтение на уроках английского языка формирует ряд необходимых умений как предметного (языкового, лингвистического), так и метапредметного характера, которые способствуют формированию функционально-грамотной личности, умеющей применять одни и те же навыки в различных жизненных ситуациях, адаптируя их под условия постоянно меняющейся внешней среды. Видами функционального чтения на уроках английского языка являются: 1.Просмотровое (skimming reading)-это беглое, выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте. 2.Поисковое (scanning reading)-это вид чтения, задачей которого является поиск определённой информации в тексте. 3.Изучающее чтение (intensive reading)-это вид чтения, направленный на полное понимание текста. Материал для составления заданий по проверке функциональной грамотности лучше брать из жизненно важных проблем:- Поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости и т.д. - Заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации .- Поиск билетов на все виды транспорта. Расписание движения транспорта .- Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений .- Использование сайтов со сводками погоды. - Использование кулинарных рецептов.- Поиск информации о фильмах, книгах, музыке.- Выбор товаров в Интернете и т.д., инструкции по применению разных гаджетов и дивайсов и прЭто действительно функционально и может пригодиться в дальнейшей жизни.Что касается худ. текста,использование фрагментов художественного текста традиционно для уроков английского языка. Он применяется при совершенствовании навыков чтения учащихся, а также с целью формирования коммуникативной и социокультурной компетенции. Работа с художественным текстом помогает чувствовать красоту и выразительность языка, активно овладевать иноязычной речью, расширяет представление об окружающем мире в целом. В этом его функциональность.Основными этапами работы с текстом при формировании функциональной грамотности учащихся являются: Предтекстовый (Pre-reading). Этот этап подразумевает актуализацию имеющихся знаний учащихся по данной теме, а также развитие прогностических умений. На данном этапе учитель просит учащихся определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова, просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста; определить кто будет главным героем (его профессия, национальность)? Текстовый (While-reading). Этот этап подразумевает контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений, а также продолжение формирования соответствующих навыков и умений. На данном этапе учитель предлагает учащимся найти ответы на предложенные вопросы; подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто; составить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание на множественный выбор; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; восполнить недостающую информацию.Послетекстовый (Post-reading). Этот этап подразумевает использование ситуации из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. На этом этапе учитель предлагает учащимся выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного; опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать что-то; составить план текста, выделив его основные мысли; пересказать/кратко изложить содержание текста; рассказать текст от лица главного героя.Для первичного знакомства с автором и историей создания произведения предоставлена возможно дать дополнительное задание по желанию: подготовить доклад (с презентацией) о биографии писателя и рассказать историю создания произведения. Данный вид заданий прекрасно подходит для предтекстового этапа работы над текстом. После знакомства учащихся с кратким содержанием проводятся, если необходимо, некоторые параллели с историческими событиями и традициями времени, которое описывается в художественном произведении. Это создает полную картину события и социокультурных знаний, необходимых учащимся. На предтекстовом этапе следует выполнить задания, направленные на снятие языковых и смысловых трудностей. Например: Например: Rеad the titlе of the tеxt. What is the tеxt going to be about? Look at the picture and the title. What might the book be about? Listen to the music extracts. Which one best matches the description? Answеr the questions to the text before reading. Then read the text and check the answers, etc. Следующий текстовый этап работы направлен на проверку понимания основной информации, определение основной темы, проблемы и идеи текста, развитие умений работы с информацией. Заданиями для этого этапа могут быть: Match the wоrds with the dеfinitions. Mark the sеntencеs as true or falsе. Corrеct the sentencеs to makе them truе. Complete the gaps with a suitable word or short phrase. Compare with a partner. Listen to and read the text again. Match the highlighted words/phrases with their meaning Find thе synonyms of the highlightеd words.Read the first sentence of each paragraph. What is it about? Entitle the paragraphs, etc. На последнем этапе происходит суммирование всей полученной информации. Возможна дискуссия на тему: What is your favouritе charactеr and why? Whose actions do you trеat as just (unjust)? Can you undеrstand all the charactеrs? What would you do if you were one of them? How would you fееl in this situation? Would you likе to be one of the charactеrs and why? What is thе moral of this tеxt? Когда все вопросы рассмотрены, возможны дополнительные задания для лучшего закрепления прочитанного и для отработки навыков. Например: Makе up the dialoguеs betwеen thеse charactеrs. Retеll the tеxt from the viewpoint of this character. Makе up a summary of the story. Extеnd the situation. Imaginе that you`rе an author. Changе the plоt of thе story as you want. Analyse the text. Замечательным завершением работы над текстом будет какая-либо совместная проектная работа. Учащиеся могут адаптировать содержание произведения под небольшую пьесу и разыграть ее или даже приурочить к школьному мероприятию. Возможно создание коллажа или стенгазеты на разные темы. Непременно вызовут интерес и будут выполнены с полной отдачей творческие задания на основе прочитанного текста. Ниже представлены примеры творческих заданий: Представить возможные варианты поведения героев в изменившихся обстоятельствах, например, спустя какое-то время или спросить, что бы стало с героями, если бы не произошло какое-то событие; Пересказать текст от лица наиболее интересных и полюбившихся учащимся персонажей. Здесь учащимся можно подключить фантазию, представить героев, например, в другом местоположении и в окружении других людей; Предложить картину-иллюстрацию к тексту, описывающую возможное развитие событий; Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Чувства героя (героини) в настоящий момент»; Написать рекламную брошюру или объявление какого-либо места, описываемого в тексте произведения; Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы являться вступлением; Написать письмо героине или герою книги, предупреждая ее (его) о предстоящей опасности или грядущих событиях. Введение в урок вышеизложенных заданий поможет учителю добиться полной вовлеченности школьников в процесс чтения художественного текста. Таким образом, на сегодняшний день использование текстов на уроках английского языка остается востребованным. Это связано с тем, что невозможно изучать язык в отрыве от его художественных и литературных традиций. Работая на уроках с оригинальными художественными произведениями, учащиеся развивают не только навыки чтения, но и обогащают свой словарный запас, развиваю коммуникативную и социокультурную компетенцию. Во время такого вида работы происходит знакомство с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивается аналитическое мышление. Учащиеся учатся работать с живым языком, делать анализ прочитанного, глубже понимать замысел произведения, находить и оценивать значение использования художественно-выразительных средств в языке автора, раскрывать мысли и идеи автора, оценивать особенности авторского стиля. Все это оказывает положительное воздействие на воспитание личности ребёнка и развитие его эстетического сознания. Поэтому нельзя недооценивать многоплановость и эффективность использования художественных текстов в процессе формирования коммуникативной и социокультурной компетенции, а также развития функциональной грамотности в русле использования стратегии смыслового чтения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.