Особенности работы с художественным текстом в русле стратегии смыслового чтения на уроке английского языка в 10-11 классе общеобразовательной школы по УМК "Английский в фокусе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы с художественным текстом в русле стратегии смыслового чтения на уроке английского языка в 10-11 классе общеобразовательной школы по УМК "Английский в фокусе"
Автор: Черненко Галина Феликсовна

Тема работы: «Особенности работы с художественным текстом в русле стратегии смыслового чтения на уроке английского языка в 10-11 классе общеобразовательной школы по УМК «Английский в фокусе».В курсе обозначенной темы некоторые моменты работы с текстом я обозначу несколько шире.Смысловое чтение – один из способов формирования функциональной грамотности. Смысловое чтение – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать содержание текстов для достижения собственных жизненно-важных задач.Цель обучения функциональной грамотности через смысловое чтение на уроках ИНО является совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Функциональное чтение на уроках английского языка формирует ряд необходимых умений как предметного (языкового, лингвистического), так и метапредметного характера, которые способствуют формированию функционально-грамотной личности, умеющей применять одни и те же навыки в различных жизненных ситуациях, адаптируя их под условия постоянно меняющейся внешней среды. Видами функционального чтения на уроках английского языка являются: 1.Просмотровое (skimming reading)-это беглое, выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте. 2.Поисковое (scanning reading)-это вид чтения, задачей которого является поиск определённой информации в тексте. 3.Изучающее чтение (intensive reading)-это вид чтения, направленный на полное понимание текста. Материал для составления заданий по проверке функциональной грамотности лучше брать из жизненно важных проблем:- Поиск информации о работе в государственных учреждениях, молодежных центрах, центрах занятости и т.д. - Заполнение электронных анкет, опросов, анкет регистрации .- Поиск билетов на все виды транспорта. Расписание движения транспорта .- Работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений .- Использование сайтов со сводками погоды. - Использование кулинарных рецептов.- Поиск информации о фильмах, книгах, музыке.- Выбор товаров в Интернете и т.д., инструкции по применению разных гаджетов и дивайсов и прЭто действительно функционально и может пригодиться в дальнейшей жизни.Что касается худ. текста,использование фрагментов художественного текста традиционно для уроков английского языка. Он применяется при совершенствовании навыков чтения учащихся, а также с целью формирования коммуникативной и социокультурной компетенции. Работа с художественным текстом помогает чувствовать красоту и выразительность языка, активно овладевать иноязычной речью, расширяет представление об окружающем мире в целом. В этом его функциональность.Основными этапами работы с текстом при формировании функциональной грамотности учащихся являются:
  • Предтекстовый (Pre-reading). Этот этап подразумевает актуализацию имеющихся знаний учащихся по данной теме, а также развитие прогностических умений. На данном этапе учитель просит учащихся определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков; определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова, просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст; прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику; попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста; определить кто будет главным героем (его профессия, национальность)?
  • Текстовый (While-reading). Этот этап подразумевает контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений, а также продолжение формирования соответствующих навыков и умений. На данном этапе учитель предлагает учащимся найти ответы на предложенные вопросы; подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто; составить предложения по порядку; найти соответствия; выполнить задание на множественный выбор; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте; восполнить недостающую информацию.
  • Послетекстовый (Post-reading). Этот этап подразумевает использование ситуации из текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. На этом этапе учитель предлагает учащимся выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного; опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать или охарактеризовать что-то; составить план текста, выделив его основные мысли; пересказать/кратко изложить содержание текста; рассказать текст от лица главного героя.
  • Для первичного знакомства с автором и историей создания произведения предоставлена возможно дать дополнительное задание по желанию: подготовить доклад (с презентацией) о биографии писателя и рассказать историю создания произведения. Данный вид заданий прекрасно подходит для предтекстового этапа работы над текстом. После знакомства учащихся с кратким содержанием проводятся, если необходимо, некоторые параллели с историческими событиями и традициями времени, которое описывается в художественном произведении. Это создает полную картину события и социокультурных знаний, необходимых учащимся. На предтекстовом этапе следует выполнить задания, направленные на снятие языковых и смысловых трудностей. Например: Например:
  • Rеad the titlе of the tеxt. What is the tеxt going to be about?
  • Look at the picture and the title. What might the book be about?
  • Listen to the music extracts. Which one best matches the description?
  • Answеr the questions to the text before reading. Then read the text and check the answers, etc.
  • Следующий текстовый этап работы направлен на проверку понимания основной информации, определение основной темы, проблемы и идеи текста, развитие умений работы с информацией. Заданиями для этого этапа могут быть:
  • Match the wоrds with the dеfinitions.
  • Mark the sеntencеs as true or falsе.
  • Corrеct the sentencеs to makе them truе.
  • Complete the gaps with a suitable word or short phrase. Compare with a partner.
  • Listen to and read the text again. Match the highlighted words/phrases with their meaning
  • Find thе synonyms of the highlightеd words.
  • Read the first sentence of each paragraph. What is it about? Entitle the paragraphs, etc.
  • На последнем этапе происходит суммирование всей полученной информации. Возможна дискуссия на тему:
  • What is your favouritе charactеr and why?
  • Whose actions do you trеat as just (unjust)?
  • Can you undеrstand all the charactеrs?
  • What would you do if you were one of them?
  • How would you fееl in this situation?
  • Would you likе to be one of the charactеrs and why?
  • What is thе moral of this tеxt?
  • Когда все вопросы рассмотрены, возможны дополнительные задания для лучшего закрепления прочитанного и для отработки навыков. Например:
  • Makе up the dialoguеs betwеen thеse charactеrs.
  • Retеll the tеxt from the viewpoint of this character.
  • Makе up a summary of the story.
  • Extеnd the situation.
  • Imaginе that you`rе an author. Changе the plоt of thе story as you want.
  • Analyse the text.
  • Замечательным завершением работы над текстом будет какая-либо совместная проектная работа. Учащиеся могут адаптировать содержание произведения под небольшую пьесу и разыграть ее или даже приурочить к школьному мероприятию. Возможно создание коллажа или стенгазеты на разные темы. Непременно вызовут интерес и будут выполнены с полной отдачей творческие задания на основе прочитанного текста. Ниже представлены примеры творческих заданий:
  • Представить возможные варианты поведения героев в изменившихся обстоятельствах, например, спустя какое-то время или спросить, что бы стало с героями, если бы не произошло какое-то событие;
  • Пересказать текст от лица наиболее интересных и полюбившихся учащимся персонажей. Здесь учащимся можно подключить фантазию, представить героев, например, в другом местоположении и в окружении других людей;
  • Предложить картину-иллюстрацию к тексту, описывающую возможное развитие событий;
  • Рассмотрев иллюстрацию к тексту, написать сочинение на тему «Чувства героя (героини) в настоящий момент»;
  • Написать рекламную брошюру или объявление какого-либо места, описываемого в тексте произведения;
  • Написать краткую аннотацию к книге, которая могла бы являться вступлением;
  • Написать письмо героине или герою книги, предупреждая ее (его) о предстоящей опасности или грядущих событиях.
  • Введение в урок вышеизложенных заданий поможет учителю добиться полной вовлеченности школьников в процесс чтения художественного текста. Таким образом, на сегодняшний день использование текстов на уроках английского языка остается востребованным. Это связано с тем, что невозможно изучать язык в отрыве от его художественных и литературных традиций. Работая на уроках с оригинальными художественными произведениями, учащиеся развивают не только навыки чтения, но и обогащают свой словарный запас, развиваю коммуникативную и социокультурную компетенцию. Во время такого вида работы происходит знакомство с культурой и литературой страны изучаемого языка, развивается аналитическое мышление. Учащиеся учатся работать с живым языком, делать анализ прочитанного, глубже понимать замысел произведения, находить и оценивать значение использования художественно-выразительных средств в языке автора, раскрывать мысли и идеи автора, оценивать особенности авторского стиля. Все это оказывает положительное воздействие на воспитание личности ребёнка и развитие его эстетического сознания. Поэтому нельзя недооценивать многоплановость и эффективность использования художественных текстов в процессе формирования коммуникативной и социокультурной компетенции, а также развития функциональной грамотности в русле использования стратегии смыслового чтения на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.