"Особенности воспитания детей с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности воспитания детей с ОВЗ"
Автор: Свешникова Юлия Витальевна

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯАннотация: в статье рассмотрено воспитание детей с ОВЗ в семье, дананализ нарушенных типов воспитания, приведены современные методы взаимодействия с детьми в семье. Цель работы ‒ помощь родителям, воспитывающим ребёнка с ОВЗ.Ключевые слова: дети с ОВЗ, семейное воспитание, нарушенные типы семейного воспитания, взаимодействие с детьми в семье.Семья является главным фактором развития и становления личности ребёнка. Семья занимает главное место в жизни ребёнка. В семье дети впервыезнакомятся с нормами и правилами поведения в обществе. В последнее времянеуклонно растет количество детей с нарушениями в развитии. Все больше семей воспитывают детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Семьи, воспитывающие ребёнка с особенностями в развитии, тоже особенные. Родители занимаются не только воспитанием, социализацией, но и решают проблемы ребёнка, создают комфортную эмоциональную обстановку в семье. Родители не имеют времени на карьерный рост, на отдых, досуг, как следствие –низкое качество жизни. Часто круг общения сужается, родители вынуждены оставить работу, начатое дело. Воспитание – сложный, многоуровневый процесс, а воспитание ребёнка с ограниченными возможностями – задача повышенной сложности.Рассмотрим классификацию нарушенных типов семейного воспитания.Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)Гиперпротекция (потворствующая, доминирующая): ребёнок находится вцентре внимания в семье, получает чрезмерную заботу и удовлетворение потребностей, в результате ребёнок не способен действовать самостоятельно в сложной ситуации.Гипопротекция: ребёнок развивается сам по себе, родители мало или вовсене интересуются ребёнком, в сложной ситуации не способны результативно помочь ему.Повышенная моральная ответственность: родители предъявляют высокиетребования к ребёнку, но вместе с этим недостаточно внимания и заботы уделяют ему.Эмоциональное отвержение: это воспитание по типу «Золушки», возможно, ребенок от нежелательной беременности, родителям безразличен, а иногда ижестоко относятся к ребенку. Часто возникают невротические расстройства уребёнка.Жестокое обращение: родители злоупотребляют наказаниями, потребностиребенка не удовлетворяют.Воспитание в культе болезни: родители концентрируют внимание на любом недуге ребёнка, проявляют чрезмерную заботу во время болезни. Дети делают вывод: меня любят только тогда, когда я болею. Как следствие – высокий уровень притязаний, эгоцентризм.Противоречивое воспитание: резка смена стилей воспитания. Например,либеральный стиль сменяется авторитарным или, проявляя чрезмерную заботу о ребенке, родители начинают отвергать его. Вследствие этого у ребёнка формируется упрямство, тревожность, низкая самооценка.Причины негармоничного развития весьма различны. Иногда они кроются вжизненных трудностях, в личных особенностях самих родителей.Родителям необходимо знать не только ограниченные возможности своегоребёнка, но также и его способности. Это позволит создать благоприятныеусловия воспитания в семье. Большое значение имеет режим дня: строгое соблюдение дневного распорядка, организация регулярных занятий по развитиюScientific Cooperation Center "Interactive plus"3Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)речи, формированию двигательных навыков, навыков самообслуживания, музыкальных занятий.Родителям важно изучить и научится применять эффективные методы иприёмы взаимодействия с детьми.Использовать метод моделирования различных бытовых ситуаций. Создавая подобные ситуации, взрослый обучает ребёнка элементарным действиям,тем самым помогая ребёнку решать жизненные ситуации.Применяя игровой метод, посредством пальчиковых игр, подвижных,настольных игр и др., моделируя поведение с помощью взрослого, можно достичь удовлетворения интересов в творческом отображении жизненных впечатлений.Смена обстановки – выезды на природу, в парк, лес ‒ раскрепощает ребёнка. Во время прогулок можно изучить названия деревьев, ягод, грибов, можнопоиграть в подвижные игры, учиться ориентироваться в пространстве, петьпесни под гитару, понаблюдать за звездами и т. п.Тесное сотрудничество специалистов с семьей необходимо для обсуждениянаправлений работы, выбора маршрута развития, составления плана работы на ближайший период, обсуждения достижений ребёнка на данном этапе развития.Театральная деятельность обладает особым потенциалом. Смастерив образы своими руками, можно заняться постановкой как известной сказки, повести,так и сочинить свою историю. Дети будут искать творческое разрешение возникающих проблем.Родители всячески поощряют ребёнка в семье.Список литературы1. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральнымпараличом средствами музыки: пособ. для учителя-дефектолога /Н.Г. Кононова. – М.: Владос, 2008. – 319 с.2. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учеб. пособ. для студ. вуз., обуч. по спец. «Олигрофенопедагогика» /Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М.: Владос, 2014. – 199 с.Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)3. Театральная педагогика в начальной школе. Поурочные разработки: метод. пособ. / А.В. Роготнева. – М.: Владос, 2015. – 135 с.4. Рудик О.С. Как помочь аутичному ребёнку: метод. пособ.: кн. для родит. / О.С. Рудик. – М.: Владос, 2017. – 207 с.5. Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение детей в процесседидактических игр: пособ. для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. –М.: Владос, 2016. – 256 с.6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями вразвитии: кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. – М.: Владос, 2016. –180 с.