"Социально-коммуникативные игры в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Социально-коммуникативные игры в ДОУ"
Автор: Екатерина Владимировна Гурулева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Огонек» «Социально-коммуникативные игры в ДОУ».Подготовила:         Воспитатель Е.В.ГурулеваГ. Бердск "Ввести ребёнка в мир человеческих отношений - одна из важныхПроблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей.В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.Социально-коммуникативное развитие направлено на:
  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-х направлениях, одно из которых - развитие игровой деятельности.Для того чтобы развитие игровой деятельности происходило более эффективно, необходимо выполнять несколько условий:свободное и добровольное включение детей в игру;дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила, идею каждой игровой роли;игра должна положительно воздействовать на эмоционально-волевую, интеллектуальную сферу участников;достаточное количество времени для игры и наличие необходимых игрушек для осуществления детского замысла;при создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их интересами, настроениемВ педагогический практике игровая деятельность выполнят ряд функций, одна из них - коммуникативная.Коммуникативная игра - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.Цель коммуникативной игры: развитие навыков общения.Задачи, которые выполняет данная игра:создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;воспитывает положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.Существует несколько классификаций коммуникативных игр, я для себя выделила классификацию, предложенную Валентиной Яковлевной Зедгенидзе:игры, на сплоченность и сотрудничество (Доброе животное, Дракон)игры, обучающие эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)игры, на социальное признание (Король)игры, на снятие конфликтности (Коврик примирения)Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребенку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.Коммуникативные игры очень полезны по следующим причинам:обеспечивают быструю адаптацию;вызывают эмоциональную разрядку;способствуют развитию мимики и жестов;улучшают воображение;развивают способность концентрироваться;развивают умение распознавать собственные чувства;развивают склонность к эмпатии;формируют умение соблюдать правила;помогают позитивно воспринимать окружающий мир;ребенок - полноценная часть обществаКакие же требования должен выполнять взрослый, чтобы игра получилась успешной. Н.В.Клюева и Ю.В.Касаткина (авторы книги «Учим детей общению) составили несколько рекомендаций, касающихся организации и проведения игр на развитие коммуникативных навыков:не старайтесь использовать за один раз сразу несколько игр (у ребенка работоспособность еще невелика, он быстро утомляется, и на фоне этого может сложиться негативное отношение к игре);используйте для игр время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна, в течение 20 - 25 минут;не говорите ребенку, что он что-то сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений;игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься, поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделить ему свое время, когда он сам этого захочет.Если соблюдать все рекомендации, то педагог может использовать коммуникативные игры:в НОДв режимных моментахво время игровой деятельности (в группе, на прогулке)на праздниках, развлеченияхКоммуникативные игры можнотначинать использовать с адаптационного периода. Данный период очень важен, но и сложен для малыша. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ребенку безболезненно войти в новую для него среду, обогатить его опыт общения с незнакомыми детьми и взрослыми.Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее жизнь.С малышами можно играть в игры, направленные на знакомство детей друг с другом - «Эхо», «Колокольчик», «Чей голосок», "Игра-приветствие" и т.д.Так же полезно использовать самые простые игры, в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем. Дети учатся согласовывать свои действия друг с другом и ориентироваться на пространственные условия для выполнения движений (игры «Ленточка»«Гном и дом»«Веселые ладошки»«Большие ноги»«Карусели»«Лови-лови»«Салют»«Мы капусту рубим»).После усвоения простых игр, можно переходить к более сложным играм, в которых нужно действовать по очереди, небольшими группами. «Я по горенке иду»«Завивайся, капустка»«Змейка»«Передача мячей»«Паровоз». Эти игры кладут начало самостоятельности и дружеским контактам детей.Таким образом, использование коммуникативных игр в период адаптации к ДОУ имеет неоценимое значение для создания жизнерадостного настроения малышей и хорошего отношения друг к другу.Средний дошкольный возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Дети легко объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Для того, чтобы помочь детям справиться с окружающими их сложными задачами, можно использовать следующие игры:на развитие внимания, интереса к партнеру: «Как можно нас называть по - разному?», «Комплимент», «Опиши друга», «Угадай кто это?»на развитие навыков невербального общения: «Угадай», «Походки», «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем», «Расскажи стихи без слов»на развитие навыков взаимодействия в группе: «Ручеек», «Зеркала», «Поварята»на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Обзывалки», «Охота на тигров», «Интервью»на преодоление стеснения в общении, игры на телесный контакт: «Ладонь в ладонь», ««Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Газета», «Тепло - холодно»К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже овладевает определенными коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют умения:сотрудничать;слушать и слышать;воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.Поэтому для детей этого возраста можно использовать игры с более сложными правилами:на сплочение: «Клеевой ручеек», «Подарок на всех», «Веселая сороконожка, «Нос к носу»на развитие умения решать конфликтные ситуации: «Коврик примирения», игры-ситуациина развитие вербальных и предметных способов взаимодействия: «Небоскреб», «Конкурс хвастунов», «Танец мира»на развитие свободного общения и эмоциональной близости: «Пресс-конференция», «Кто лучше разбудит?»,на умение устанавливать доброжелательные отношения: «Слепой и поводырь», «Я могу», «Доброе животное»В целом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.Список литературыФГОС ДО.Зедгенидзе Валентина Яковлевна. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я.Зедгенидзе. - М.: Айрис пресс: Айрис дидактика, 2005.Клюева Н.В, Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1996.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.Психология социальной одаренности: пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников; под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - М.: Линка-Пресс, 2009.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - 8-е изд., испр. - М.: Генезис, 2017.«Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет / Н.Ю.Куражева [и др.]; под ред. Н.Ю. Куражевой. - СПб.: Речь, 2014.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В.Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.nsportal.ru