Формирование функциональной грамотности при работе с текстом, как один из способов социализации личности ребенка.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование функциональной грамотности при работе с текстом, как один из способов социализации личности ребенка.
Автор: Ольга Викторовна Варава
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 2»г. Балаково Саратовской области Формирование функциональной грамотности при работе с текстом как ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ребенкаУЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВВарава Ольга Викторовна 2023 Требования нашей жизни определяют потребность в образовании и воспитании детей с новым типом мышления. Сегодня востребован член общества – личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоко нравственная и творчески относящаяся к своему делу, обществу, жизни.А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно заканчивать школу.Современная школа, как фактор формирования новых жизненных установок, ориентирует нас на воспитание мобильной, динамичной личности, способной к сотрудничеству, конструктивности, имеющей развитое чувство ответственности - социально развитой личности!Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Национальный проект «Образование» определил задачу для школ:К 2024 году обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования – вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Особое место в этом процессе занимает формирование и развитие функциональной грамотности школьников.Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация. 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи. 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе. 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. Функциональная грамотность включает в себя:1. Читательскую грамотность2. Математическую грамотность3. Естественнонаучную грамотность4. Финансовую грамотность5. Глобальные компетенции6. Креативное мышление Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности. Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Приемы, представленные в работе, на мой взгляд, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности. Нам, учителям важно не забывать о том, функциональная грамотность - это не новые знания. В первую очередь, это компетенции, готовность и способность действовать с опорой на уже полученные знания и жизненный опыт по разным предметам. СлайдЧтобы организовать работу над пониманием текста более интересной для учащихся, я использую тексты необычные, вызывающие интерес, помогающие разобраться в каких-либо вопросах, связанных с обыденной жизнью. Бывает, учебные тексты часто детям непонятны, сложны, неинтересны, большие по объему, в них недостаточно информации, актуальной для современного школьника. Для того, чтобы сделать на уроке работу разнообразной, заинтересовать детей, я пользуюсь «необычными» текстами. Что же это такое? Как они могут выглядеть? Слайд«Чтение наоборот». Предложите ребенку читать слова в строчке наоборот - от последнего к первому. Для того чтобы он при чтении не домысливал окончание слов, пускай читает только их вторые половины.Слайд«Текст с наложением». Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.Слайд3.«Текст перевёртыш» (отзеркаленный текст).4. «Текст с закрытым шрифтом наполовину». Какие еще задания можно использовать на уроках?Слайд Составьте предложения по данному концу... и пошел снег. Задание: Вставь словоПрочитайте текст. Подберите и напишите подходящие по смыслу слова.Ребят нужно учить работать с текстами разного формата.Слайд Тексты могут быть сплошными, несплошными, смешанными.• Сплошные тексты - это тексты, состоящие из предложений, которые соединены в абзацы. •Несплошные тексты - тексты, состоящие из ряда списков или таких элементов, как таблицы, графики, диаграммы, рекламные объявления. • Смешанные тексты - тексты, состоящие из набора элементов как сплошных, так и несплошных форматов. Как же можно строить работу над разными типами текста. Я приведу несколько видов заданий, с помощь которых ученики учатся использовать полученную информацию для решения учебных задач, учатся переводить информацию в другие текстовые формы. Пример заданий. (Создать сплошной текст на основе несплошного текста) СлайдЗадание: на основе кассового чека составить задачу. Задача: Дети составляют задачуУ мамы было 500 рублей. Она купила в магазине кефир за 25 рублей, сметану за 55 рублей, творог за 20 рублей. Сколько денег осталось у мамы?СлайдОкружающий мир: Мини-проект «Из чего состоит наша пища?»Опираясь на оформление упаковки ребенок заполняет таблицу из каких компонентов состоит продукт.Приведу пример заданий, с помощью которых мы учим детей самостоятельно создавать и оформлять несплошной текстСлайд Литературное чтение Задание:Прочитай текст. Заполни таблицу, пользуясь текстом. СлайдПроект «Всё о здоровом питании»1.Изучите состав напитка (по этикетке) «Лимонад».2.Выпишите слова: диоксид углерода, бензонат натрия,фосфорная кислота 3.Найдите в Интернете информацию о данных веществах. Что можете о них сказать?4.Изучите листовку.5. Сформулируйте вывод. СлайдПроблема заключается для нас том, что Эти задания учителю предстоит создавать самостоятельно, так как их недостаточно в наших учебниках. Мне в этом очень помогли курсы, которые я прошла на СОИРО. Профессиональная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО – 21. Какие задания можно использовать для развития языковой грамотности?Языковая грамотность – правильный выбор языковых средств, применяемых в конкретной ситуации.СлайдЗадание: Составь словосочетания, в которых слово «мягкий» употребляется в различных значениях. Используй слова характер, свет, диван. К какому значению нет примера? Подбери нужное слово самостоятельно.Мягкий________________________в значении «нежесткий».Мягкий________________________ в значении «приятный на ощупь»Мягкий________________________в значении «нерезкий, не вызывающий раздражения».Мягкий_________________________ в значении «кроткий, лишенный грубости».СлайдЗадание: В тексте допущено две речевые ошибки. Найди их.Ранним утром я иду в соседнюю березовую рощу. В соседней березовой роще хорошо и радостно в эту весеннюю пору! Сквозь листочки берёз падают на траву золотые лучики солнца. Звонко распевают птицы. Птиц песни разливаются по всей окрестности. В глубоком овраге журчит холодный ключ. Я сажусь на пенёк, достаю кружку. Приятно выпить студеной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!Задание: Найди в предложении и подчеркни имя прилагательное в форме женского рода, единственного числа, дательного падежа.Яркий луч попал в тёмный лес и открыл, что паук с верхних листиков маленькой рябины протянул к молодой берёзке блестящий путь.СлайдКреативное письмоУниверсальная технология развития письменной речи, тесно связанная с развитием критического мышления через чтение и письмо. Техника креативного письма направлена на раскрытие творческого потенциала личности, способствует снятию психических барьеров при выполнении письменных заданий.Дети знакомятся с отрывком текста «Песенки подо льдом» Н. Сладкова и выполняют задание:Можете ли вы предположить, кто пел подо льдом? Напишите об этом небольшой рассказ (4-5 предложений), объясняя свои предположения. Все представленные задания и упражнения составлены в формате тестов PISA. Они позволяют учителю оценить уровень развития письменной компетенции учащихся, т. е насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и взять из него необходимую информацию, приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире. т. е результативно действовать в нестандартных ситуациях;формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции.Такого рода задания наши дети выполняют в ВПР, а наша задача подготовить их и достигнуть высоких результатов. Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, достигать своих целей.Особенности формирования читательской грамотности:1.Формирование навыка чтения. Оно строится на:-умение правильно прочитывать слова;-понимать смысл текста;-выразительно читать;2.Овладение техникой чтения.3.Формирование читательских интересов.Какую работу можно проводить с детьми при формировании читательской грамотности ещё. - Я предлагаю Вам вместе со мной выполнить несколько таких заданий.Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А аптекананастракробатласфальт(аптека, ананас, астра, акробат, атлас, асфальт) Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы АСТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ (СТАКАН, КАНАТ, АТАКА, КАРТА, ТАЛАНТ, ТАРАКАН, АНСАМБЛЬ)Найди и прочитай слова, в которых все буквы ОМОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ (МОЛОКО, ОКНО, НОС, НОСОРОГ, РОГ, ГОЛОС, СОКОЛ, СОК, ЛОКОН, КОНТРОЛЬ, ТРОЛЬ, РОЛЬ)Прочитай слова без лишнего слогатюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка Читай только первые слоги.канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандашНайди 5 словРкошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнг РкошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгСлово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя Прочитай слова, вернув буквы А на место слт сткн звтрк крн бнн срфн квдрт ткнь прд брбн мскрд флг хлт крмн крндш Читай предложение наоборот справа налево: вомодхашырк ан илсивопикьлусосеикьненот Деформированный текстРазгадай анаграммы и прочитай текст. чаМетыМ с лоКей милюб троисть букики и течмать: но – о роме, я - о бене. нО дубет корямом, а я комлётчи. Вставь подходящие по смыслу слова СкворецВ комнату=== кот. В зубах у кота ====скворец. Коля === у него птичку. Мальчик =====раненое крылышко. Потом Коля =====скворца на волю. Слова для справок: подлечил был выпустил вбежал отнял СинквейнВ переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. С 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).Пример Весна.- Я Вам предлагаю составить синквейн к слову семинарСеминарМетодичекий, познавательныйЗнакомят, обсуждают, учат.Учиться – всегда пригодится.ОбучениеСлайд Функциональная грамотность ученика – это цель и результат образования. Формирование функциональной грамотности – обязательное условие работы учителя. Эту задачу мы должны решать. А в итоге, ребёнок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, способностью строить социальные отношения.