сценарий "Россия"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: сценарий "Россия"
Автор: Шварёва Татьяна Владимировна

 Департамент образования города МосквыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждениегорода Москвы «Школа №222»«Утверждаю»Директор ГБОУ Школа №222______________Н.А.Баскакова«Согласовано»Педагогическим советомПротокол №____ от ___ 2016 г.Направленность: Дополнительная общеобразовательная программа«Логоритмика»Детское объединение «Логоритмика» Составитель программы: педагог дополнительного образованияБелогурова Светлана ИвановнаВозраст детей: 4-7 летСрок реализации: 8 месяцевУровень программы: ознакомительныйМосква 2017 годСОДЕРЖАНИЕ
  • Пояснительная записка
  • Перспективное планирование логоритмических занятий
  • Содержание занятий по логоритмике
  • Список используемой литературы
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСвоевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной). Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Логоритмика», которая составлена на основе учебно-методического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет», «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет», Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет».Направленность программы: данная программа направлена на активизацию речевого развития, формирование правильного дыхания; формирование необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации, развитие чувства ритма; развитие артикуляционной, лицевой, общей и мелкой моторики; развитие эмоционально - личностных качеств дошкольника: отзывчивость, различение эмоционального состояния игрового персонажа и т.д.Новизна и актуальность: логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Направления работы:
  • развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
  • формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;
  • развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;
  • развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
  • развитие внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.
  • развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.
  • Цель программы: стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками. Задачи обучения:
  • Коррекционно-развивающие задачи:
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.
  • Образовательные задачи:
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  • Оздоровительные задачи:
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.
  • Ожидаемые результаты обученияПовышение уровня развития познавательных процессов и речевого развития ребёнка:
  • зрительного восприятия, внимания и памяти;
  • слухового внимания и памяти;
  • статической координации движений;
  • произвольной регуляции мышечного тонуса;
  • ориентировки в схеме собственного тела;
  • ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
  • восприятия пространственных признаков предметов;
  • динамической координации движений рук;
  • артикуляционной моторики;
  • мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
  • смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
  • слогоритмической структуры слов;
  • поставленных звуков;
  • функций фонематического слуха;
  • понимания предметного, глагольного словаря.
  • Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 4-5, 5-7 года.Сроки реализации программы: 1 год.Формы работы с детьми: подгрупповые занятия с детьми в музыкальном зале детского сада.Длительность занятий: составляет 30-35 минут. Периодичность проведения для детей 4-5 лет и 5-7 лет 2 раза в неделю, во 2-ой половине дня.Программа кружка «Весёлая логоритмика» рассчитана на 8 месяцев обучения: учебный перспективный план для старшего возраста и младшего возраста с октября по май: - количество занятий в неделю – 2; - количество занятий в месяц 8; - количество занятий за 8 мес. – 64; - количество часов в месяц – 4 часа для младшего возраста и 4часа 40 минут; для старшего.Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля.Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические, музыкально-хореографические темы.8,16,24,32,40,48,56,64 –занятия повторение пройденного материала.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ для детей 4-5 летПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ для детей 5-7 летСОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕЛогоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Упражнения чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
  • Перечень нормативных и нормативно-методических документовДополнительная образовательная программа «Логоритмика» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:с международными правовыми актами:
  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);
  • Законами РФ и документами Правительства РФ:
  • ст.30 Конституция РФ ст.7, 9, 12, 14, 17, 18, 28, 32, 33
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Документами Федеральных служб:
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26);
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Условия реализации программы Требования к среде: Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.  Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, набора аудио-записей для прослушивания ритмических упражнений.  Наглядность: детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.  Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.  Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.  Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.  Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки. Требования к педагогу:  Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием. Логоритмические занятия проводит учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем во второй половине дня. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ для детей 4-5 лет(первый год обучения)СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ для детей 5-7 лет(второй год обучения)Список литературы Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
  • ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ МИНУТКИ Тематические занятия для дошкольников Авторы-составители: Кныш Вера Анатольевна, Комар Инна Ивановна, Лобан Елена Борисовна, Дудик Юлия Владимировна
  • Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения, методическое пособие – М., ТЦ СФЕРА, 2005