Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение
Автор: Ерина Ирина Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачева Саратовской области имени П.А.Столыпина»Технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение Подготовила: Ерина Ирина Николаевна,учитель начальных классов,высшей квалификационной категорииТехнологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы не совершались реформы, урок остаётся вечной и главной формой обучения.Современный урок - это и совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, но и не теряющий связи с прошлым опытом обучения, одним словом – актуальный, действенный урок, отвечающий запросам обучающегося, его родителей (законных представителей), общества, государства. Помимо этого, современный урок обязательно должен закладывать основания для будущего каждого обучающегося, готовить его к жизни в меняющемся обществе.Организуя современный урок, учителю необходимо усилить его социальную направленность, придать уроку практическую ориентированность, связав изучаемый материал с повседневной жизнью, с социальным опытом обучающегося, увеличить долю самостоятельной работы школьников в форме проектной или исследовательской работы. Именно такой современный урок может обеспечить развитие качеств, отвечающих требованиям современного общества, позволит выпускнику активно войти во взрослую жизнь.Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Важным вопросом в данном контексте выступает вопрос о способности преподавателя достаточно эффективно использовать уже имеющиеся инновационные технологии, самостоятельно их создавать.Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий, изменению позиции ученика и учителя в ходе учебного процесса, а также изменению функции контроля. Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать компетентностно-ориентированный подход: технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.Компетентностный  подход учит детей  действовать в различных проблемных ситуациях, акцентирует внимание на применение знаний, полученных в результате образования, в различных жизненных ситуациях.Компетентностный подход в образовании. Компетенция, в переводе с латинского языка, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, позволяющими обоснованно судить и эффективно действовать в определенной области.Важно различать понятия компетенции и компетентности.Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной области. Компетентность – владение, обладание человеком определенной компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету и деятельности. Компетентностно-ориентированное обучение направлено накомплексное освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом, государства. Современный компетентностно-ориентированный урок требует применение активных методов обучения на уроке: опорные схемы, диалог, постановка проблемных вопросов, перевод их в проблемные ситуации, игровые моменты, сравнение и аналогия, использование средств художественного воздействия, использование ИКТ. На уроках окружающего мира я применяю технологии, направленные на создание атмосферы творчества, желание познавать и исследовать окружающий нас мир. Детям предлагаются не только задания репродуктивного плана, но и компетентностно-ориентированные задания, целью которых является развитие ключевых компетенций, направленных на умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Представленные ниже компетентностно–ориентированные задания направленны на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Задания организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий.Компетентностно-ориентированные задания:
  • «Что лишнее».
  • Предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание той или иной темы. Учащимся предлагается найти лишнее понятие, что позволяет определить уровень владения материалом. Задание направлено на развитие предметных компетентностей.
  • «Верно - неверно».
  • Предлагаются высказывания по теме, содержащие истинные и ложные высказывания. Задание позволяет учителю провести контроль за усвоением темы, пониманием причинно-следственных связей и направлено на формирование предметных компетентностей.
  • «Ромашка вопросов».
  • Предлагается придумать вопросы, отражающие содержание изучаемой темы, что позволяет через содержательность вопросов определить уровень и глубину владения материалом. Задание направлено на формирование предметных и коммуникативных компетентностей.
  • «Ключевые слова».
  • Предлагается составить словарик ключевых слов по изучаемой теме. Задание позволяет провести контроль за усвоением основных понятий, включение в тему, выделение главного, существенного в содержании темы. Задание направлено на формирование информационных и коммуникативных компетентностей.Компетентностно – ориентированные задания (КОЗ) изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение  КОЗ  – «окунуть» обучающихся в решение «жизненной» задачи, а значит,  являются средством повышения мотивации к изучению предметов.Применение КОЗ  является одним из  инструментов, обеспечивающих  комплексное внедрение компетентностного подхода на уроках, как результат образования.В качестве результата важно не количество полученной информации, а способность обучающихся самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания умения, навыки. Использование компетентностно-ориентированных заданий предполагает умение практически применять полученные компетенции в жизненных ситуациях. Одним из подходов к мониторингу развития ключевых компетенций служит и исследовательская работа учащихся, представляемая на научно-практической конференции. Учащиеся готовят рефераты, включающие в себя собственное исследование по выбранной теме, учатся целеполаганию, создают электронные презентации, учатся выступать на научно-практических конференциях различных уровней. В первом классе - это выступление перед одноклассниками, в дальнейшем – это представление школы на городских, краевых конференциях. Таким образом, как в течение учебного года, так и на протяжении всей начальной школы, ведётся отслеживание сформированности ключевых компетентностей. Сложность темы исследования, глубина её раскрытия, способность самостоятельно добывать информацию из различных источников, рост словарного запаса, и как итог рост познавательной активности является результатом работы учителя по формированию ключевых компетентностей.Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение , обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс .Список литературы:
  • Андрейченко З.М.-заместитель директора по научно-методической работе Региональный многопрофильный колледж, г. Ставрополь, статья «Применение компетентностно-ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения», 2013
  • Инновационные подходы к деятельности преподавателя в системе профессионального образования // общед В.Н. Гурова. - Ставрополь, Литера, 2008
  • Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
  • Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения /авт.-сост. Т.В. Хуртова. -  Волгоград, Учитель, 2008
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  • Современные образовательные технологии. – Тверь: ТГУ, 2003
  • Теория и практика образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004
  • Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения // Как обучать всех по-разному. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005
  • Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Нач. шк. Плюс. До и после. 2005. №1.
  • Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. –М., 2007.
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003.№5