"Проблемы нравственности, мужества и подвига в произведениях русской литературы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проблемы нравственности, мужества и подвига в произведениях русской литературы"
Автор: Харитонова Елена Николаевна
1. Особенности психологической подготовки спасателей к ведению спасательных работ в очаге поражения:- - рекомендации спасателям по учету психологических особенностей населения оказавшегося в зоне катастрофы и поддержанию психологической устойчивости среди пострадавших; - индивидуальные психологические особенности личности и их учет при профессиональном отборе и подготовке спасателей; - профессионально важные качества спасателя и средства их достижения.Рекомендации спасателям по учету психологических особенностей населения оказавшегося в зоне катастрофы и поддержанию психологической устойчивости среди пострадавших Прибывая в район катастрофы для оказания помощи, спасатели должны учитывать, что не всегда население будет способно в силу психологических причин оказывать эффективную помощь в проведении тех работ, которые планировались без учета психологического состояния потерпевших. Если спасатели прибывают на место катастрофы в срок от нескольких минут до нескольких десятков минут, они встречают потерпевших в оглушенном, заторможенном состоянии. Такое состояние напоминает шоковое, однако, оно вызвано не травмой, а психогенным (в частности устрашающим) воздействием ЧС. ПЕРВОЕ, что требуется жертвам чрезвычайных ситуаций - это медицинская помощь, вода и пища, крыша над головой. ВТОРОЕ - по прядку, но не по значению - психологическая поддержка. Всемирная организация здравоохранения определяет ее как "психосоциологическую помощь, которую любой человек может оказать другим людям в стрессовых, критических, травмирующих или угрожающих жизни ситуациях". Помощь может обеспечить почти любой, способный ощущать и проявлять сочувствие, понимающий переживания тех, кого коснулись, травмирующие события, и видящий мир их глазами. Не обязательно спасатель или миротворец, хотя именно им первыми приходится вступать в бой с посттравматическим синдромом. Сопереживание требует от собеседника внимательного и уважительного отношения к человеку, с тем, чтобы создать для него обстановку, позволяющую ему говорить и реагировать на бедствие. Страны, которые имеют разветвленную систему спасательных служб, как правило, обучают их бойцов первым приемам психологической помощи, благо они достаточно просты. Психологическая поддержка основана на здравом смысле и присущей людям готовности, помочь. Главное, что должен помнить спасатель - люди, пережившие бедствие, возможно, были близки к смерти, что могло потрясти до самого основания их веру в себя и исповедуемые ими ценности. Жизнь может восприниматься, как хаос, что снижает способность адекватно реагировать на новую ситуацию, вести нормальную жизнь и удовлетворять основные потребности. Восстановление этих основ внесет смысл в жизнь жертв катастрофы. Это, однако, требует времени и, желательно, вмешательства профессиональных психологов и психотерапевтов. Но наибольшую психологическую помощь оказывают друзья и семья. Некоторые исследователи высказывали предположения о том, что прочные системы убеждений, от религиозных до политических, могут также помогать людям противостоять или легче переносить психологические воздействия. Важно, чтобы пострадавшие осознали, что реакции, которые они испытывают в критической ситуации, не являются исключительными и что они представляют собой обычный ответ на чрезвычайные события.Без этой уверенности люди могут почувствовать, что они сходят с ума или становятся неполноценными. Если население, пострадавшее в ЧС, к моменту прибытия спасателей находится на второй или третьей стадии реакции на психотравму, то спасатели столкнутся с трудностями при взаимодействии с потерпевшим населением. Эти трудности обусловлены определенными психологическими изменениями у пострадавших, происходящими с течением времени. Для снятия психической напряженности у населения рекомендуется, прежде всего, наладить, возможно, более полное информирование о событиях, происходящих в зоне ЧС, о действиях спасателей, о планах и результатах спасательных работ. Для пострадавших в ЧС важно заполнить ''информационный вакуум''. Поэтому желательно давать не только регулярные сведения о положении дел в зоне ЧС, о фамилиях спасенных, фамилиях и адресах эвакуированных, но и просто расширить поток внешних сообщений для того, чтобы отвлечь людей от трагических переживаний. Район проживания населения в зоне катастрофы должен быть радиофицирован, в каждой больничной палате, где находятся пострадавшие, надо установить радиоточку и телевизор. Существенному снижению психической напряженности среди пострадавших способствует такая организация спасательных работ, при которой ведется точный учет эвакуированных, а также мест, куда производится эвакуация, т.к. отсутствие информации о близких может полностью дезорганизовать психику вполне здоровых людей и выключить их из процесса восстановительных работ. Население должно быть немедленно информировано о медицинских требованиях к извлечению и транспортировке пострадавших, о месторасположении пунктов оказания медицинской помощи и сортировки. Четкая организация спасательных работ благоприятствует снижению психической напряженности. Спасателям следует учитывать, что часть функций медицинских работников им придется брать на себя. Для этого они должны выполнить следующие требования: тяжело пострадавших оградить от дополнительных раздражающих воздействий, а также, по возможности, от посторонних, т.к. наблюдение за страданиями других оказывает дополнительное психотравмирующее действие на население в зоне катастрофы; оказывать обезболивание лекарственными препаратами, а также чуткость и внимание к тем, кто испытывает тяжелые страдания, находясь в сознании, добрые слова, ободрение, просто прикосновение облегчают страдания, особенно тех, кто ожидает своей гибели или тяжелой инва-лидизации. Следует отметить, что вероятность психических расстройств существенно увеличивается, если пострадавший имеет травму (в том числе закрытую) головного мозга. При передаче пострадавших медицинскому персоналу желательно указывать на наличие такой травмы, если она неочевидна, но известна спасателям. Спасателям придется столкнуться, с необходимостью оказывать психотерапевтическую помощь родственникам потерпевших, у которых помимо уже указанных психических нарушений, могут быть истерические реакции, истерические параличи, потеря речи и т.п., которые требуют только психотерапевтического лечения. Коррекция психического состояния населения и потерпевших с помощью медикаментозных средств осуществляется по решению врачей. Опыт спасательных операций показывает, что расчет потребности подготовленных пси-хиаторов, психотерапевтов и психологов составляет 1 специалист на 20 пострадавших и 1 специалист на 20 родственников пострадавших. Это количество специалистов способно охватить психиатрической помощью всех нуждающихся. В связи с тем, что при катастрофах, охватывающих значительные территории, существенно нарушается система здравоохранения, необходима как подготовка всех врачей к оказанию психотерапевтической помощи, так и обучение спасателей приемам оказания помощи людям, имеющим психическую травму. Умение владеть настроениями толпы, влиять на эмоциональный настрой уже несущейся подобно лавине обезумевшей волны высвобожденного бессознательного, способность повести за собой людей в нужном или наименее пагубном направлении необходимо вырабатывать заранее, путем систематически проводимого психологического тренинга. Здесь идет речь о разработанных психотехнических приемах, применение которых позволит увести потерявших над собой контроль людей в безопасную как для них, так и для других территорию. В некоторых случаях инструментом снятия напряженности и разрядки аффекта могут служить умело вызванные эмоции противоположного плана, внушающие спокойствие, уверенность, стремление помочь окружающим и т.д. Владеют этими приемами психологи с большим опытом и широким запасом знаний в этой сфере. Такое умение можно выработать у спасателей, организаторов, которые в первую очередь нуждаются в специальной психологической подготовке. Помимо населения, поражающему воздействию ЧС подвергнутся специалисты местных аварийно-спасательных формирований, работники МВД, которые будут сразу же включаться в проведение спасательных работ. Однако не все из них, в силу объективных и субъективных причин, смогут это сделать. Примерно у 90% неподготовленных спасателей, работников МВД будут отмечаться различные психические расстройства, приводящие к потере трудоспособности на срок от десятков минут до нескольких месяцев. Характер психических нарушений незначительно зависит от индивидуальных особенностей, главным образом он связан с тяжестью потерь, понесенных человеком. Среди тех, кто не потерял своих близких, а только явился наблюдателем ужасов катастрофы, потери будут наименьшими. Они могут характеризоваться более или менее выраженными, проходящими в среднем на 4 - 5-й день явлениями мрачного настроения, раздражительности, замкнутости, различными расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, нарушениями сна, головными болями. В первые часы (до 1-2 суток) развитие состояния этой категории работников примерно соответствует общей картине развития психических отклонений. Наиболее психологически и профессионально подготовленные специалисты значительно раньше включаются в спасательные и восстановительные работы. Работоспособность представителей этой группы спасателей достаточно высокая, еще до прибытия помощи со стороны они начинают проведение спасательных работ. Среди тех, кто потерял в катастрофе жилье и имущество (но не близких), расстройства депрессивного круга более выражены, чем у первой группы, отмечается чрезмерная раздражительность, возможна агрессивная реакция на попытки "раскачать", "растормошить" человека. Этой группе свойственна также высокая психическая и физическая утомляемость, постоянное чувство напряженности и одновременно усталости, ухудшения внимания и памяти, чувство страха перед неопределенным будущим. Из-за высокого эмоционального напряжения засыпание затруднено, сон поверхностный, короткий с кошмарами. Вегетативные нарушения психогенного характера проявляются в виде нестабильности параметров работы сердечно-сосудистой системы, отека, озноба, головной боли, головокружений, желудочно-кишечных расстройств. На этом фоне возможно обострение хронических психических или телесных заболеваний. Существенное улучшение состояния связано с разрешением социальных проблем населения. Собственно медицинские и психотерапевтические мероприятия в этих случаях носят, в известной мере, вспомогательный характер. Длительность расстройств может колебаться от нескольких суток до нескольких месяцев, а также переходить в хроническую форму. Работоспособность у этой группы невысокая. Среди граждан, потерявших родственников, жилье, имущество, психические отклонения наиболее выражены. Картина соответствует картине психических отклонений среди пострадавших, потерявших имущество и родственников, но не получивших серьезных травм в катастрофе. Работоспособность крайне низкая, активность ограничивается поиском и захоронением своих родственников, затем резко падает. В работе ведущим мотивом является стремление "отвлечься от тяжелых мыслей". Эти люди в работе медлительны, пассивны, с трудом принимают решения и ориентируются в ситуации выбора, плохо сосредотачиваются, забывчивы. Все психические и психосоматические расстройства, свойственные предыдущей категории работников, выражены значительно ярче, нередки серьезные психические расстройства, требующие длительного лечения. Подавляющее большинство людей после внезапно возникшей жизненоопасной ситуации даже при отсутствии физического повреждения, только в последствии психогенных расстройств в первый период развития ситуации является практически нетрудоспособным. Поэтому важно при обучении формировать психологическую готовность специалиста АСФ к немедленному включению в проведение спасательных работ. Надо также учитывать, что первым стремлением каждого человека после выхода из ступорозного состояния (через 5-15 минут после катастрофы) является спасание своих близких. Вполне естественно, что это же стремление может оказаться доминирующим и у членов спасательных формирований. При подготовке спасателей местных формирований к действиям при возникновении ЧС, следует обращать внимание ни формирование психологической устойчивости к влиянию этого психотравмирующего фактора. Индивидуальные психологические особенности личности и их учет при профессиональном отборе и подготовке спасателей Подготовленность специалистов и населения к действиям в ЧС существенно снижает людские, а нередко и материальные потери. Даже само по себе информирование населения, работников предприятий о психогенном воздействии ЧС и об особенностях поведения людей при катастрофе существенно снижает силу психотравмирующего воздействия различного рода катастрофических явлений. Однако, кроме информирования, о возможных ЧС и сценариях их развития, важным фактором повышения психической устойчивости работников различного рода предприятий, населения в ЧС, является учет индивидуальных психологических особенностей. Так, различного рода руководители и, что немаловажно лидеры коллективов и групп, обладающие психологическим складом, проявляющимся в манерности, артистизме, желании привлекать к себе внимание, чрезмерно демонстрировать реальные или мнимые достоинства или страдания, находиться в центре всеобщего внимания, часто в ЧС становятся генераторами паники. Поэтому от их поведения в критических условиях может зависеть поведение всех остальных. Мерами профилактики таких ''провокаций'' может служить специальный тренинг, в результате которого личности демонстративного типа обучаются правильным действиям в ЧС (в этом случае они могут стать образцом поведения), а члены коллектива обучаются в экстремальной обстановке не реагировать на истерические реакции. Вообще же, людей с явно выраженными признаками демонстративного типа характера следует крайне осторожно назначать на должности, связанные с возможностью действий в экстремальных условиях. Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях, близких к экстремальным. Это закаляет их психику, и в критических условиях психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других. При организации подбора и подготовки кадров следует учитывать явления как называемого синдрома посттравматического дистресса, которые не обходят стороной не только пострадавших, но и самих спасателей, действующих в зоне ЧС. Примерно в течение месяца после катастрофы у некоторых спасателей в той или иной степени проявляются душевные нарушения, типичные для острой стадии психического заболевания, известного как синдром посттравматического стресса. Это различные вегетативные неврозы, проявляющиеся в нарушении работы сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, функциональной недостаточности гормональной и иммунной систем, нарушениях сна, неотвязных мыслях, переживаниях. Могут возникнуть проявления так называемой ''раздражительной слабости'', когда вспыльчивость сочетается с психической истощаемостью, тревожностью. Через некоторое время, как правило, не более чем через 30 суток, нормальное состояние восстанавливается и дает о себе знать редкими и, как правило, очень незначительными проявлениями. Однако картины человеческих страданий полностью не изглаживается из сознания спасателей. В случае жизненных неурядиц, возникновения болезней, угрожающих жизни и здоровью человека, существенного ухудшения социального статуса болезнь переходит из скрытой (ничем не проявляющейся) в открытую, острую форму, симптомы которой приведены выше. Обострения могут наступить через несколько лет и даже десятилетий. Спровоцировать обострение может вид разрушений и человеческих жертв, напоминающий образы пережитой катастрофы, групповые воспоминания на встречах ветеранов, социальное осуждение тех или иных действий, совершенных в зоне ЧС, участником которых был пострадавший. Организатором профессионального отбора и подготовки специалистов аварийно-спасательных формирований (АСФ), самим спасателям следует учитывать этот фактор в своей работе. В "группе риска" могут оказаться спасатели с низкой эмоционально-волевой устойчивостью, не прошедшие специальной психологической тренировки, а также те, кто ранее перенес глубокую психотравму (связанную, например, с участием в боевых действиях, с неправильным, неудовлетворительным поведением в той или иной ситуации и т.п.). Поэтому процедура профессионального отбора спасателей должна включать тестирование глубинных психических свойств и особенностей личности для того, чтобы предупреждать нежелательные явления и своевременно корректировать психическое состояние спасателя. Существует также большое количество иных индиви-дуальных особенностей, учитываемых при профотборе, профориентации и подготовке спасателей, однако это вопрос, относящийся к компетенции специалистов-психологов. Професси он ал ь н о важные качества спасателя и средства их достижения Как уже отмечалось, спасатели, прибывшие на место катастрофы, также не застрахованы от различных психических отклонений. Это может существенно снизить темпы и качество спасательных работ. Средствами, позволяющими подготовить спасателя к действиям в экстремальной обстановке, являются профессиональный психологический отбор, практическое обучение в ситуации, приближенной к реальной, изучение факторов психогенного воздействия ЧС и реакции человека на них, освоение спасателями навыков аутогенной тренировки. Для профессионального психологического отбора применяются специальные тесты, которые позволяют оценить психологическую предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. К психологическим профессионально важным качествам (ПВК) спасателей предъявляются следующие базовые требования: [ высокая нервно-психическая устойчивость; [ высокий уровень самоконтроля; [ высокая активность; [ хороший интеллект; невысокий уровень тревожности. Для руководителей всех уровней важно обладать хорошими организаторскими способностями. Высокие требования предъявляются к следующей группе психологических ПВК спасателей: уровень демонстративности, стремления к позерству, эгоцентризм, желание привлечь к себе внимание не должны превышать среднестатистической нормы. Лица с сильным развитием этой группы личностных черт могут послужить причиной дезорганизации совместной деятельности спасателей в экстремальных условиях; уровень беспокойства за свое здоровье должен быть достаточно низким, в противном случае спасатель не сможет эффективно действовать в обстановке, угрожающей опасностью; уровень социальной ориентации личности, приоритетность для человека социальных, групповых норм и ценностей должны быть весьма высокими. Существует также ряд других психологических ПВК, к которым предъявляются не менее жесткие требования, но содержание которых, не всегда интересно для неспециалиста. Психологические качества личности спасателя не являются чем-то застывшим. Учебные занятия и тренировки, внутригрупповое взаимодействие, самостоятельные упражнения и приемы аутогенного психокоррекционного воздействия способны существенно изменить и развить те или иные личностные психологические черты. Кроме того, владение спасателями навыками саморегуляции позволит в экстремальных условиях быстро преодолевать утомление, в значительной степени восстанавливать работоспособность. Повысить эмоциональную устойчивость спасателя к таким психотравмирующим Факторам ЧС, как вид обезображенных живых и погибших людей, крики и стоны позволяют тренировки на полигонах, где применяются специальные муляжи, звуковое сопровождение. Такими достаточно дорогими и ''жесткими'' способами обучения не следует пренебрегать, т.к. в реальной обстановке обученный спасатель не потеряет несколько часов на психологическую адаптацию к экстремальным условиям. Ранее упоминалось, что факторы напряженности могут вызывать в чувственной, познавательной и поведенческой сферах личности полярные изменения - положительные и отрицательные. К положительным мобилизующим изменениям относятся: - снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций. Сотрудник проявляет способность к более точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки; - понижение утомляемости, исчезновение или притупления чувства усталости. У сотрудника повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях; - повышение готовности к решительным и смелым действиям. Проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается, прогнозирование развития ситуации оптимально сочетается со здравым риском; - активизация деловых мотивов, чувства долга. У сотрудника возникает деловое возбуждение, в структуре мотивов поведения приоритет принадлежит социально значимым профессиональным мотивам, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно; - доминирование положительного эмоционального фонда профессиональной деятельности. Решение профессиональной задачи сопровождается возникновением и поддержанием азарта, переживанием удовольствия и радости при каждом успешном действии. Наблюдается обострение чувства социальной справедливости; - активизация познавательной деятельности. Сотрудник проявляет остроту восприятия, активно включается резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуитивное познание; - проявление интереса, энтузиазма. В решении профессиональных задач сотрудником мобилизуются его психологические возможности и специальные способности. Психотравмирующие факторы высокой интенсивности приводят к отрицательным последствиям в личностной сфере и в поведении: - появления чувства слабости, усталости, крайней изнуренности. Удлиняется время реакции, ослабляется чувствительность нервной системы, ухудшается восприятие; - обострение чувства самосохранения. У сотрудника гипертрофируется чувство страха, боязнь за дело и за себя, сто приводит к возникновению неуверенности в возможности успешного решения профессиональных задач; - возникновение острой борьбы мотивов гражданского и служебного долга и личной безопасности; - дезорганизация познавательной деятельности, проявляющаяся в непонимании происходящего, неадекватной оценке ситуации и принятии неправильных решений; - появление ошибок в исполнительной системе вплоть до разрушения выработанных навыков и умений; - утрата волевого контроля за поведением, проявляющаяся в беспокойстве, неуверенности, тревожности, истерических реакциях, панических действий, крайней заторможенности психики; - крайне напряженные ситуации способны вызвать острые психозы; Указанные негативные последствия действия психотравмирующих ситуаций значительно нейтрализуются у психологически подготовленного сотрудника МЧС. Психологическая подготовка - это не стихийный, а целенаправленный формирующий, воспитательный процесс, реализуемый в рамках служебной подготовки сотрудника. Психологическая подготовка - процесс целенаправленного формирования у сотрудников МЧС психологической устойчивости и подготовки их к успешным действиям в экстремальных условиях. Задачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы: повысить психологическую устойчивость сотрудников МЧС к действию экстремальных факторов и их сочетаний в чрезвычайных ситуациях; развивать у сотрудников психологические качества, сформировать у них особые характеристики навыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всех профессиональных действий в любых сложных и опасных условиях.