Своеобразие русской цивилизации: Европа или Азиопа?
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Своеобразие русской цивилизации: Европа или Азиопа?
Автор: Постарнак Ирина Николаевна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКАСВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: ЕВРОПА или «АЗИОПА»?Автор – Постарнак Ирина Николаевна, преподавательГБПОУ «Кувшиновский колледж»,Тверская областьПояснительная запискаДанное занятие предверяет дальнейшее изучение истории славянской цивилизации.Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня в мировой общественности под влиянием политических сил и СМИ наметилась тенденция принижения роли славянской цивилизации в мировом цивилизационном процессе. Негативное отношение ко всему русскому приводит к искажению фактов Отечественной истории, хотя последняя является неотъемлемой составной частью истории всемирной. Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытность которого определяется геополитическим, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Содержание урока ориентировано на анализ факторов российской истории, их уникальность, взаимосвязь с другими цивилизациями, с их противоречивым воздействием на Россию - межцивилизационные контакты. В процессе занятия активно используются знания учащихся об особенностях цивилизаций Запада, Востока и России. Эти знания систематизируются по сравнительным категориям.Для наглядности используются карты, видеоматериалы, презентации.Использование материалов данной темы возможно на занятиях других гуманитарных дисциплин, при проведении воспитательных часов, в исследовательских работах и проектной деятельности. Тематический планОрганизационный момент 1 мин.Актуализация и мотивация 10 мин.Изучение нового материала 20 мин.Закрепление нового материала 8 мин.Подведение итогов 2 мин.Рефлексия 2 мин.Оценивание работы обучающихся на уроке 1 мин.Домашнее задание 1 мин.Формирование общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.Цель:определить истоки и особенности русской цивилизации в русле становления мировой цивилизации Задачи:обучающая - познакомить с новыми открытиями исторической науки в формировании русской цивилизации;развивающая - развивать умение анализировать исторические факты, применять их к анализу хода исторического процесса; развивать навыки групповой работы, вести аргументированный спор;воспитательная - воспитывать уважительное отношение к истории развития Российской цивилизации, понимание самобытности и уникальности нашей страны; способствовать формированию патриотического чувства , без которого невозможно стать истинным гражданином.Тип урока: комбинированныйФорма урока: сравнительно- аналитический практикумОборудование урока: персональный компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.- презентация «Истоки русской цивилизации»;- карта «Киевская Русь в X-XII вв.»;- карта «Европа в Средние века»;- карта «Византийская империя»;- таблица «Особенности западной и восточной цивилизаций»Понятийный аппарат урока: •цивилизация;•типы цивилизаций: морская, речная, смешанная;•цивилизационные категории: основа хозяйства, государственная власть, структура общества, община, основная общественная идея, направление развития государства; уровень свободы в обществе;•теория А.Тойнби «вызов-и-ответ»Методы обучения: иллюстративно-наглядный; используются элементы педагогических технологий: игровая, информационно- коммуникационная, технология интегрированного обучения, технология уровневой дифференциации, групповая. Формы работы на уроке: беседа;практикум (заполнение таблицы) с применением интерактивной доски и ПК;анализ и сравнение цивилизационных категорий с применением интерактивной доски и ПК;обобщение, вывод;работа с понятийным аппаратом.Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая Ход урокаЭпиграфПочему нас все называют ЕВРАЗИЕЙ? ЕВРАЗИЯ – это когда больше ЕВРОПЫ, чем АЗИИ. А у нас больше АЗИИ, чем ЕВРОПЫ. Поэтому мы не ЕВРАЗИЯ, мы – АЗИОПА Михаил Задорнов, писательОрганизационный моментАктуализация знаний обучающихся по теме «История возникновения русской /славянской цивилизации/ в новой научной трактовке». Слово преподавателя:- Откуда мы пришли?- Куда свой путь вершим?- В чем нашей жизни смысл?...История славян как этноса долгое время, по заключениям большинства российских и западных историков, была одной из самых молодых историй в мире. И якобы во времена, когда процветала Римская империя, а потом переживала своё падение, вплоть до рождества Христова, предки славян жили в пещерах и одевались в звериные шкуры. Если верить учебникам истории, у славян тогда не было ни государства, ни письменности.Но в последние годы всё чаще исторические открытия и находки археологов, открывая истину, опровергают написанную в XIX веке немецкими историками русскую историю и . На самом деле, в свете последних открывшихся исторических фактов и исследований история славян насчитывает десятки тысяч лет до нашей эры и своими корнями уходит в глубокую древность. Доказательством тому являются найденный в Челябинской области летом 1987 года древний славянский город Аркаим, древние мегалиты и многие другие археологические находки.Просмотр презентации «Истоки славянской цивилизации» Сообщения обучающихся Преподаватель: Итак, если признать эти факты, то славянская цивилизация формировалась во многом самостоятельно, без вмешательства и большой поддержки Европы и Азии. Давайте продолжим наше исследование.Сообщение темы урока Формулировка цели и задач урока обучающимися3. Изучение нового материалаПреподаватель: А теперь давайте проанализируем, сопоставим и сделаем выводы о том, как географическое расположение территорий, на которых жили славяне, формировало их духовные чертыФорма работы - групповаяЗадание – заполнить таблицуПредставители групп сообщают о заполнении таблицы.Формулировка вывода обучающимися.Преподаватель: «В душе русского народа остался сильный природный элемент, связанный с необходимостью русской земли, с безграничностью русской равнины…» Н. БердяевПреподаватель: К какому типу цивилизаций можно отнести российскую цивилизацию?Игра «Историческое лото». Обучающимся предлагается закрыть контурную карту Древнерусского государства соответствующими характеристиками, которые они должны выбрать из предложенных.В итоге должны быть названы такие особенности цивилизации России:тип цивилизации (речная, но материковая, пространственная);характеристика власти (обожествленная, единоличная);уровень свободы в обществе (крайне ограничен для большинства);структура общества (иерархичность и жесткая замкнутость сословий);влияние религии (на общество больше, чем на власть)Преподаватель: Можно ли теперь говорить о сходстве российской цивилизации с западной или восточной?Примерные ответы обучающихся: Если сравнивать по типу цивилизации, по форме правления, по уровню свободы в обществе, структуру общества, и т.д., то можно сделать вывод о том, российская цивилизация имеет сходные черты с восточным типом Обучающиеся делают записи в тетради:тип цивилизации (речная);государственная власть (деспотия);уровень свободы в обществе (существенно ограничен для большинства);основной принцип государства (сильное государство – слабое общество);направление развития государства (сверху – от власти к обществу);структура общества (жесткая иерархия и подчинение);принципы существования общины (уравнительность, коллективизм, традиционность, зависимость от государства и феодала);общественная идея - коллективизм; верховная собственность на землю, обожествление и абсолютизация властиС западным типом цивилизации сходных черт долгое время не было (кроме сословно-представительного органа власти).Закрепление нового материалаПреподаватель: Так что же мы больше «Азиопа»? Если судить по сходным чертам, то, возможно… Но не все так просто…Давайте вспомним, какие славянские племена проживали на территории, где сформировалось Древнерусское государство?Обучающиеся работают с картой.Древляне, кривичи, радимичи, поляне и многие другие. А откуда они пошли? Где их истоки?Сообщения обучающихсяИстория славян включает себя историю ариев — историческую народность Древней Индии и Древнего Ирана I-II века до н. э., они также является выходцами из славян. Славяне с более развитой цивилизацией пришли с Запада и расселились в Индии, народ которой называл пришельцев богами. Лингвисты проверили эту гипотезу, проведя сравнительный анализ происхождения индийских и русских слов. Оказалось, что и древний санскрит, и славянские наречия действительно имеют общий корень.Причём одним из главных доказательств, подтверждающих эту гипотезу, учёные считают совпадения географических названий на территории современной Индии и современной России. Например, в Сибири остались река Шива, Ганеш и другие географические названия практически на чистом санскрите: в Архангельской области текут реки Ганга и Падма, в Мордовии — Мокша и Кама с притоками Кришнева и Харева. Оказалась, что вся индийская и иранская мифология запечатлена в 7 тысячах названий притоков рек Волги, Дона и Днепра. В древнейшем индийском писании «Ригвед» знаменитый индийский филолог Гангадхар Тилак нашёл указания на родину прародителей современных индийцев, оказалось, что летопись говорит: раньше индийцы жили почти что в Арктике, то есть они имели славянские корни.Кто такие скифы – вопрос, который относится к наименее документально разработанным страницам древней истории. Само имя «скифы» является, скорее, нарицательным, и охватывает большое количество племен, которые как кочевали, так и вели оседлый образ жизни на территориях как минимум от Карпат и Дуная до Алтая и границ Китая и Монголии, то есть на большей части южной Евразии. Скифские времена, традиционно рассматриваемые историками, – это в основном I тысячелетие до нашей эры, то есть 3000-2000 лет назад. Если немного расширить этот временной интервал, то снизу он ограничивается периодом непосредственно до Троянской войны, то есть серединой-концом II тыс. до н.э., примерно 3500-3300 лет назад, сверху – началом нашей эры, когда времена скифов сменяются временами сарматов. Самих сарматов историки относят примерно к 800-летнему периоду, между IV веком до н.э. и IV веком н.э., то есть уже вплотную подходящему к славянским временам, как их определяют лингвисты. Великий русский поэт А.Блок не случайно называл нас «скифами».Уже доказано, что история славян, тесно связана с этрусками — древними славянскими племенами, пришедшими с территории современной России, и которые жили в Риме с его основания. Этрусия представляла собой высокоразвитую цивилизацию, появившуюся задолго до Римской империи. Именно эти древние жители отлили капитолийскую волчицу, что свидетельствует об умении этого народа уже в те годы прекрасно обрабатывать металл. А что наблюдается дальше? Оказывается после того, как этруски (не римляне) создали множественные письменные памятники, цифры, прекрасные изделия, статуи и даже хорошо укреплённые города, такие как Капуя, Флоренция или Болонья, даже изобрели водопровод, они неожиданно исчезли, и о них больше никто не упоминает в истории. А вот оставленные ими тексты, над которыми бились несколько поколений учёных и никак не могли их осилить, доказывают, что этруски были потомками славян. И тому есть доказательства.Несмотря на то, что в Италии долгие годы существовала поговорка: Etruscan non legatur (Этрусское не читается), в России в XIX веке научились читать этрусские письмена благодаря польскому профессору-языковеду XIX века Фадею Воланскому, который и обнаружил, что этрусский язык близок к славянскому, и даже составил этрусский алфавит. Оказалось, что этрусские буквы на треть совпадают с кириллицей, более того, «нечитаемое», даже не нуждалось в переводе в силу своего совпадением со славянскими словами. Таким образом, историки сделали вывод, что этрусский язык был одним вариантом славянского, который возник, а затем был распространён ещё до основания Римской империи.Подведение итога урокаПреподаватель: История и культура этих народностей и племен настолько разнообразна и богата, а тесная связь со славянскими народами настолько очевидна, что можно утверждать следующее: славянская ( а затем и российская) цивилизация – древнейшая, богатейшая, оригинальная и уникальная, которая дала импульс развития другим цивилизациям, поэтому отводить ей роль падчерицы Запада или Востока просто глупо и смешно. И как тут опять не вспомнить А. Блока, который называл Россию – «сфинксом» и подчеркивал, что именно славянеДержали щит меж двух враждебных рас —Монголов и Европы!Обучающиеся высказывают свое мнение по теме урока. Рефлексия- Я узнал(а) много нового.- Мне это пригодится в жизни.- На уроке было над чем подумать.- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.- На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).Оценивание работы обучающихся на урокеДомашнее заданиеСписок использованной литературы1) А.В. Островский. История цивилизаций. – Учебник – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., С.-Петербург, 20152) А.С. Орлов, В.А. Георгиев. История России: Учебник. – М.: Проспект, 20153) Н.И. Павленко, И.Л. Андреев. История России с древнейших времен до конца XVII века:Учебник. – М.: Дрофа, 20154) Леонов Н. Закат или рассвет? Россия: 2000-2008. /Н. Леонов. - М.: Артстиль - полиграфия, 2008 5) Нарочницкая Н.А. Россия и русские в современном мире. М.: Алгоритм, 2009