"Я и финансы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Я и финансы"
Автор: Анна Сергеевна Игнатова
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 27»ПРИНЯТОУТВЕРЖДАЮрешением педагогического советаЗаведующий МКДОУ «Д/с № 27»МКДОУ «Д/с № 27»_________________Н. В. ШишковаПротокол № 1Приказ № 43/1от 29.08.2022 г.от 01.09.2022 г.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАСОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«Я – и финансы»УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ - СТАРТОВЫЙ Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 8 месяцев Разработчик программы: воспитатель первой квалификационной категории А. С. Игнатоваг. Коркино 2022г.Структура программыI. Целевой раздел…………………………………………………………………………3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………31.1.1. Актуальность программы………………………………………………………31.1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………31.1.3. Отличительные особенности программы………………………………………41.1.4. Адресат программы………………………………………………………………41.1.5. Объём и срок освоения программы, режим занятий, формы организации образовательной деятельности………………………….……………………………41.2. Планируемые результаты………………………………………………………….41.3. Система оценки достижения планируемых результатов………………………..5II. Содержательный раздел…………………………………………………………….92.1. Описание содержания базового модуля…………………………………………92.2. Общие положения ………………………………………………………………….. 102.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы…………………… 10III. Организационный раздел………………………………………………………….113.1. Учебный план……………………………………………………………………….11Календарный учебный график…………………………………………………….11Система условий реализации ДОП………………………………………………..16ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.1.1.1. Актуальность программы Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущиеналогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка.Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовойграмотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальныхступенях образовательной системы. Новизна Программы заключается в заложении основ финансовойкультуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношенияк деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстникамипри реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличаетвзаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали,этически-культурными ценностями социума и общественно полезного трудачеловека.1.1.2. Цель и задачи программыЦель: формирование основ финансовой грамотности и экономических компетенций у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: дать первичные экономические понятия в соответствии с разделами программы;-сформировать понятие о взаимосвязи этическими категориями: труд, товар, деньги - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)-способствовать развитию коммуникативных взаимодействия со взрослыми и другими детьми.Отличительные особенности программыОтличительная особенность данной программы состоит в том, чтобы научить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, также как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста.Адресат программыОбразовательная деятельностьв рамкахдополнительной адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы рассчитана для детей от 5 до 6 лет. 1.1.5. Объем и срок освоения программы, режим занятий, формы организации образовательной деятельностиОбразовательная деятельность в рамках дополнительной адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы рассчитана один год. Обучение дошкольников проходит поэтапно на основе программы, содержащей практический и теоретический материал.Форма обучения: специально организованные занятия. Занятия проводятся с октября по май. Продолжительность программы – 8 месяцев (если не введены карантинные мероприятия). Образовательный процесс организован в форме кружка, в который объединены дети одного возраста (5-6 лет). Комплектование коллектива идет в режиме свободного набора. Предпочтительное количество детей в кружке - 12 человек постоянного состава. Специально организованные занятия проводятся очно, в групповой форме, во второй половине дня, один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 25 минут.На каждом занятии используются различные формы работы, сочетающие подачу теоретического материала и практической работы: деятельность носит развивающий характер, проходит в игровой форме.Программа предусматривает следующие формы и методы реализации: - игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.); - словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.); - наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.); - практические (исследование, экспериментирование и др.). Предлагаемый нами режим занятий соответствует правилам и нормам СанПиН 2.4.4.3172-14«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ОО дополнительного образования детей».1.2. Планируемые результатыУ дошкольников сформированы основные финансово-экономические понятия и категории;- сформировано понятие о взаимосвязи экономических категорий «труд – товар, деньги» и этических категорий;- дошкольник применяет правила поведения в реальных жизненных ситуациях,носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.), соблюдает эти правила;- свободно общается в коллективе сверстников, активно взаимодействует со взрослыми1.3.Система оценки достижения планируемых результатовФормыиметодыдиагностики,применяемыевработедополнительной адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я – и финансы»:педагогическое наблюдение;выполнение практических заданий педагога.Диагностика элементарных финансово – экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.В соответствии с классификацией К. Ф. Исаевой, В. И. Логиновой и др. выделены следующие уровни сформированности экономических знаний у старших дошкольников.Диагностика для определения начального уровня финансово – экономических знаний.Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно – поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.Диагностический лист.Фамилия, имя ребенка.Задание № 1: «Выбери верное предложение».Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, рекламы и т.д.).Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама важна для продажи товара.Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже цена товара.1 балл – правильно один или два ответа;2 балла – правильно четыре ответа;3 балла – правильно больше пяти ответов.Задание № 2: «Найди лишнее».Материал: 6 карточек, на которых изображены:- рубль, доллар, евро, кошелек (категория «деньги»);- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 – копеечная монета (категория «деньги»);- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», «производство»);- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);- одежда, дом, продукты, книга (категория «потребности»).Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать, одним словом остальные три?».1 балл – вес карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;3 балла – все карточки отобраны правильно.Задание № 3: «Продолжи предложение».Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картины.Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».1. Любой труд приносит…(пользу).2. Моя мама получает за свой труд…(зарплату), бабушка получает…(пенсию), а брат учится в институте и получает…(стипендию).3. Доходы семьи можно увеличить, если…(вести дополнительное хозяйство; кто – то из членов семьи пойдет на работу и т.д.).4. Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это …(профессии).5. Любой товар можно…(продать, купить, изготовить).6. Место хранения и накопления денег называется…(банк).7. Чтобы люди узнали о товаре, нужна…(реклама).1 балл – правильно два ответа;2 балла – правильно четыре – пять ответов;3 балла – правильно больше пяти ответов.Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы определенной области экономических знаний; третье – проблемная ситуация.С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.Задание № 1. Цель: определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.Задание № 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.Задание № 3. Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.Задание № 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.Диагностический лист(темы: Потребности, Ресурсы, Деньги, Реклама).Фамилия, имя ребенка.Задание № 1.Люди ходят на базар:Там дешевле весь…(товар).Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо).- Подумай и назови свои потребности, то, без чего ты не сможешь жить. (Пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).Проследи, какие изменения происходят с растениями или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).Задание № 2.Он финансовый факир,В банк к себе вас ждет…(банкир).В море коварном товаров и ценБизнес – корабль ведет…(бизнесмен).Мебель, хлеб и огурцыПродают нам…(продавцы).- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина).- А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле).- Люди, каких профессий, по – твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь).- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь).Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?Задание № 3.На товаре быть должнаОбязательно…(цена)Говорят про меня –Деревянный я.Но неправда, я – железный,Я – тяжелый, полновесный (рубль).И врачу, и акробатуВыдают за труд…(зарплату).– На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги).- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться).- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай, почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят).Задание № 4.Как ребенка нет без мамы,Сбыта нету без…(рекламы).Яркой краски привлекает,Покупать нас заставляет. (рекламный плакат).Прохожу мимо витрины,И стоит там человек,Говорит он так красиво,Кто же этот человек? (рекламный агент).– Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные).- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали).Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.Диагностический лист(темы: Профессия, Орудия труда, Бюджет семьи, Доходы семьи, Товар и цена, Реклама).Фамилия, имя ребенка.Освоение программы:Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессией; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение окружающего мира.Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.Диагностический лист(тема: Деньги, Сбережения, Денежная прибыль, Валюта, Бартер).Фамилия, имя ребенка.Освоение программы:Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности; не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира. Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в простейших экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи. Высокий - ребенок самостоятельно оперирует знаниями; имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание содержания базового модуляПрограмма реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям: - материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга; - содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка. Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: 1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания (магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.). 2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике. Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчетливость, практичность и др.) через использование художественной литературы. 3. Познавательное развитие: совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач. Развитие мыслительных операций, внимания, вариативности, раскрытие сущности понятия «доход» и его основные и дополнительные источники (заработная плата, пенсия, стипендия). Знакомство детей с понятием «экономика», «экономист», помочь понять основные правила экономики. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и др.2.2. Общие положенияПрограмма обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 5 - 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе. Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности: • совместная образовательная деятельность взрослых и детей; • свободная самостоятельная деятельность детей. Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программыПрограмма призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия-исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.Программа предусматривает следующие формы и методы реализации: - игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.); - словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.); - наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.); - практические (исследование, экспериментирование и др.).Формы и методы реализации программы являются системными, интегративными образованиями. Практически все формы реализации программы могут выступать в качестве методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими опыта или осознания этого опыта. Формы организации детей в зависимости от образовательных задач: - фронтальная (одновременно со всей подгруппой); - подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.); - индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем). Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Учебный план Календарный учебный график3.3. Система условий реализации ДОПТребования к материально-техническим условиямЗанятия кружка проходят на базе старшей группы № 2 комбинированной направленности для детей с ТНР. Оснащение процесса обучения согласно Программе обеспечивается библиотечным фондом, а также информационно-коммуникативными средствами, техническими средствами обучения, учебно-практическим оборудованием. Оформление группы соответствует содержанию программы, постоянно пополняется наглядными пособиями, в группе создан «Центр «С финансами на ТЫ»», где дети сами составляют расписание деятельности и фиксируют свои достижения. Материально-техническая база: - детский стол 3 шт. - детский стул 12 шт. Методический материал: - учебно-наглядные пособия; - дидактические игры. Технические средства обучения: мультимедийный проектор; ноутбук; магнитно-маркерная доска3.3.2. Требования к кадровому составуК реализации программы допускаются лица, соответствующие профессиональному стандарту«Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утверждённой приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».Организатором образовательного процесса по данной программе является воспитатель 1 квалификационной категории, имеющий высшее педагогическое образование, систематически повышающий свою профессиональную квалификацию, владеющий методиками преподавания предметной деятельности данного курса.3.3.3. Программно – методические условияМетоды обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе …..человек).Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия.Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть, актуализация знаний по теме, информационная часть, усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания, практические задания с объяснением соответствующих правил, тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ успешности достижения цели, рефлекция, итоговая часть.3.3.4. Структура и форма проведения занятий по программе Программа включает 7 тем, содержащих 32 занятия. Каждая тема включает несколько занятий, направленных на ее всестороннее развитие. К каждому занятию педагог подготавливает ключевой вопрос, который мотивирует детей, настраивает их на активную деятельность, вызывает живой интерес. Этот ключевой вопрос предваряет начало каждой беседы с детьми. Дети думают над поставленным вопросом, высказывают свои предположения, обсуждают каждое из них, делают выводы. Базовой формой проведения занятий является игра, используются разные игры: дидактические, словесные, театрализованные. Структура занятия состоит из бесед, разговоров, ситуационных задач, исследования, чтения и рассказывания, загадок, пословиц, интерактивных мини-спектаклей. Работа с родителямиЗадача педагога:- Развить у родителей интерес и желание помочь своему ребёнку.- Формировать психолого-педагогические компетенции у родителей в области обучения финансовой грамотности.Формы работы:Выступление перед родителями на родительском собрании;Совместные занятия с родителями детей занимающихся в кружке;Индивидуальные консультации;Наглядная информация;Дни открытых дверей;Итоговые мероприятия.Информационные ресурсы15