Как работать с фразеологизмами на уроках и во внеклассной работе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как работать с фразеологизмами на уроках и во внеклассной работе
Автор: Анна Евгеньевна Мякотина

Мастер – класс для учителей «Как работать с фразеологизмами на уроках и во внеклассной работе»I. Теоретическая часть. - Я начну со стихотворения.Бывает частенько, что слово одно,Но служит по-разному людям оно.Примеры тут можно найти без труда.Возьмём хоть короткое слово «Вода».Вот был я мальчишкой, да детство ушло.С тех пор уже много воды утекло.Случалось, что в школе я правил не знал,Молчал при опросе: воды в рот набрал.Зато болтуну мы заметить не прочь:– Не хватит ли воду в ступе толочь!Не прочь и другому сказать невзначай:Довольно лить воду! Ты дело давай!О смелом мы в праве сказать наперёд:Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!А гуси и утки – сухие всегда.Заметили люди: как с гуся вода!Лентяй отдыхает, а время идёт, –Под камень лежачий вода не течёт.Лгунишка наврёт, не поймёшь для чего, –На чистую воду выводят его.Работать впустую?.. Что скажут потом?Не дело, мол, воду носить решетом.Стихи говорим, не жалея труда,Что б вы не сказали: «В стихах-то – ВОДА!» В чём же нам сегодня предстоит разобраться? Слайд 1 Верно, наш разговор пойдёт об устойчивых сочетаниях слов, которые лингвисты называют фразеологизмами, или идиомами. Предвижу ваш вопрос: «Зачем нужны фразеологизмы? Есть ли необходимость в изучении фразеологизмов в настоящее время?» Долгое время изучению фразеологизмов не уделялось должного внимания, да и сейчас ещё нет разработанных принципов отбора фразеологического материала, выверенного списка фразеологизмов, рекомендованных для усвоения школьниками. Это привело к тому, что школьники не владеют фразеологическим материалом, не умеют употреблять его в устной и письменной речи. Но ведь в материалах ЕГЭ и ОГЭ есть задания, связанные с фразеологизмами! Слайд 2 Изучение раздела "Фразеология" представляет для обучающихся определенную сложность. Я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами активного обучения, которые вы можете использовать в своей работе. Эффективность их в том, что они позволяют научить ребёнка самостоятельно мыслить. Приемы работы с фразеологизмами, которые я использую на уроках. Это может быть урок русского языка, литературного чтения и внеклассное занятие, даже конкурсное задание на классном огоньке.1. Фразеологическое лото.Цель: развивает умение понимать образно-переносный смысл фразеологизмов.Удобно играть в парах или выполнять задания на эл. доске. Готовятся карточки для игры: на одних - толкование фразеологизмов, на других - фразеологизмы. Задание – создать пары. Давайте мы с вами выполним это задание.Толкование фразеологизмов1) Овладевать собой, успокаиваться.2). Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.3) Прежде всего, в первую очередь.4) Недружно, в постоянной ссоре.5) Тревожить, беспокоить кого-нибудь.6) Помогать в трудную минуту, выручать.7) Временно, незаконно.8) Перестать беспокоить, тревожить кого-либо.9) Очень близко, рядом.10) Вдоволь, без ограничения. Фразеологизмы 1) Брать себя в руки.2) Бросаться в глаза кому-либо.3) В первую голову4) Как кошка с собакой.5) не давать покоя.6) Протянуть руку помощи.7) На птичьих правах.8) Оставить в покое.9) В нескольких шагах.10) Сколько душе угодно.2. "Найди нужное слово"Цель: закрепить знание о том, что в составе фразеологизма нельзя заменять слова по своему желанию.Нужно найти и подчеркнуть то слово, которое употребляется во фразеологизме. Объяснить значение фразы.Учителя выполняют задание.(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой о (пол, стену, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).Слайд 3 3. "Исправь ошибку"Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку и объяснить значение фразы.Учителя выполняют задание.1. Человек был семи пядей в плечах. 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши. 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей. 4. Она с детства узнала, почём кило лиха. 5. Ребята решили вывести его на свежую воду. 6. Нам грозили показать, где раки ночуют.Слайд 4 4. Прием соответствияПодобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят2) кто во что горазд 2) в двух шагах3) как снег на голову 3) куры не клюют4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба6) куда ноги несут 6) ни то ни сё7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши9) доводить до белого каления 9)белый, как мел Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:1) рукой подать 1) мастер на все руки2) на вес золота 2) спустя рукава3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках4) песок сыплется 4) взять себя в руки5) в час по чайной ложке 5) грош цена6) профессор кислых щей 6) хоть кол на голове теши7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло8)выйти из себя 8)на всех парах5.Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм. Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм. Учителя выполняют задание(хором).Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …зять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….6. Кроссворд. Назови, одним словом.По горизонтали: По вертикали:1. Морочить голову... (обманывать) 1. Рукой подать ... (близко) 3. В час по чайной ложке... (медленно) 2. Во весь дух ... (быстро)2. Нем как ...(рыба) 3. Хитер как ... (лиса) 3. Голоден как... (волк) 4. Труслив как ... (заяц)7. Стихотворные загадки о фразеологических оборотах:Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.О них обычно говорят: водой …Мы исходили городок буквально вдоль и …И так устали мы в дороге, что еле …Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …Ребята слушать их не станут: От этой песни уши …Слайд 5 8. Задание: отгадай, какой фразеологизм «спрятался» в рисунке. Слайд 6 9. Словарная работа.Хорошо давать как творческое задание. Слайд 7 10. Составь фразеологизмы Слайд 8 11. Фразеологический зверинецСлайд 9 12. Музыкальный диктант - Вы немного устали? Чтобы переключиться на работу в группах, предлагаю провести физинутку, которую можно провести с ребятами уроках, когда встречаются фразеологизмы.Физкультминутка.Покажите часть тела:их нельзя класть в рот (пальцы); они могут встать дыбом, когда страшно (волосы); ими машут, как мельница (руки); он длинный и без костей (язык);ими щелкают от голода (зубы); его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос); не белье, а их развешивают доверчивые люди (уши); с них сбиваются, когда что-то ищут (ноги); её можно потерять (голову); их нужно держать на макушке (уши).- Спасибо! Молодцы!Фразеологизмы можно использовать на разных этапах урока по разным темам.Слад 10. На этапе рефлексии II. Практическая часть. Работа в группах.Задание.1 группа Художники –ваша задача «спрятать» фразеологический оборот в рисунке. Другие группы будут отгадывать.«Строить глазки» «Не в своей тарелке» «Развесить уши» «На седьмом небе» 2 группа группа Художники –ваша задача «спрятать» фразеологический оборот в рисунке. Другие группы будут отгадывать.«Делать из мухи слона» « Держать в ежовых рукавицах» «Глаза разбежались»«Вылетело из головы»Задание.
  • группа Писатели - ваша задача написать миниатюру на тему ««Как я готовилась к аттестации (квалтесту)».
  • Используйте фразеологизмы: ни днем ни ночью, ни свет ни заря, сулит золотые горы, как кот наплакал, ждать с моря погоды, засучить рукава, брать ноги в руки, грызть гранит науки, искра божья, до победного конца, с замиранием сердца, утерла нос, на седьмом небе от счастья.2 группа Писатели - ваша задача написать миниатюру на тему «Мы участники мастер-класса»Используйте фразеологизмы: дело в шляпе, не в зуб ногой, не ударить в грязь лицом. находить общий язык, держать руку на пульсе, понимать с полуслова; , держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.3 группа Писатели - ваша задача рассказать об одном дне из вашей школьной жизни, используя фразеологизмы: дело в шляпе, не в зуб ногой, не ударить в грязь лицом. находить общий язык, держать руку на пульсе, понимать с полуслова; , держать ушки на макушке, места не находить, на седьмом небе от счастья.III. Заключение-Спасибо! А в заключение позвольте взять у вас интервью.- Назовите любимый фразеологизм учителей ( ни свет, ни заря, как об стену горох, бежишь вперёд паровоза, хоть кол на голове теши…)- Как вы думаете, а у учеников? (как с гуся вода, всё по барабану, моя хата с краю…)Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И не было ни одного, кто бы смотрел на работу коллеги сквозь пальцы.