Особенности развития творческого воображения у старших дошкольников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития творческого воображения у старших дошкольников
Автор: Терещук Дарья Александровна
Особенности развития творческого воображения у старших дошкольниковПод воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала [20, 80].Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение.Как и всякая психологическая категория, воображение, проходит определенный путь развития в онтогенезе человека. Психолого-педагогические исследования показывают, что воображение является одним из доминирующих психических процессов, характеризующих творческую деятельность ребенка (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. Н. Леонтьев и др.) [31, 154].Т.Н.Доронова, подчеркивает, что в младшем дошкольном возрасте преобладает репродуктивное воображение. Оно характеризуется механическим воспроизведением увиденного - возникающие в сознании ребенка образы, лишь восстанавливают увиденное, отсутствует творческое отношение к образно воспроизводимому материалу. Младшие дошкольники воспроизводят, как правило, лишь то, что показалось им наиболее интересным, что вызвало у них какие-либо эмоциональные реакции [13, 197].В отличие от младших дошкольников, старшие дошкольники способны в своем сознании не только восстановить увиденное, но и преобразовать его и использовать отдельные фрагменты для создания нового образа. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, переходит в творческое. Воображение старшего дошкольника становится осознанным, носит направленный характер. В старшем дошкольном возрасте появляется возможность перехода не от ситуации к мысли, а наоборот, что, в свою очередь, позволяет детям старшего дошкольного возраста все больше внимания уделять своим идеям и замыслам. Развитие творческого воображения у старших дошкольников совершенствуется благодаря появляющейся способности абстрагироваться от навязанных образов, умения выходить за пределы стандартных мыслей и взглядов[11, 485].Исследователи детского творчества А.И. Савенков, из установленных учёными (О. М. Дъяченко, Л. Д. Столяренко, А. Г. Маклаковым, П.Н. Шишкоедовым) десяти механизмов воображения человека выделил пять, которые и составляют основу творческого воображения именно старшего дошкольника, неся в себе преобразующий характер, такие как типизация (обобщение), акцентирование, преувеличение или преуменьшение черт предметов или явлений, агглютинация и аналогия[30, 10].Однако, образы и идеи, также как возможные комбинации описанных механизмов, создаваемые данным процессом динамичны. Статичными их делает воплощение в практический продукт деятельности. Материальный результат детского творчества в виде изображения конкретного образа или сюжета, является наиболее удобным для выявления уровня развитости творческого воображения по визуальными критериям, предложенным Р.С. Немовым. К данным показателям исследователь относит: необычайность, оригинальность образов, их разнообразие и проработанность (детализированность), а также эмоциональность, выражающаяся путём целесообразного использования механизмов творческого воображения, описанных выше [25, 124].Л. С. Выготский, В. ВДавыдов, Давыдов, Е. Е. Кравцова выделяют творческое воображение как одно из важнейших новообразований старшего дошкольного возраста и связывают с ним процессы зарождения творческой личности [40, 102].Выдающиеся психологи Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев в своих исследованиях отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности – творческий. Исследуя творческий тип деятельности, Л. С. Выготский делает акцент на его специфичности, которая заключается в том, что многие компоненты творчества в данном возрасте лишь начинают формироваться, несмотря на то, что дети постоянно открывают для себя что-то новое. Ценность творческой деятельности в старшем дошкольном возрасте заключается в самом процессесоздания продуктов творчества[7, 240].М. А. Зяблицева считает, что развитию творческого воображения старших дошкольников способствуют такие виды деятельности как: музыкально-ритмическая, театрализованная, музыкально-игровая, изобразительная деятельность, художественно-речевая, теория решения изобретательных задач [16, 193].Согласно мнению Б. Л. Яворского, творческое воображение старших дошкольников проходит четыре основных этапа: I этап – накоплений впечатлений;II этап – выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных и речевых направлениях;III этап – двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании; IV этап – создание своих собственных произведений, которые отражают художественные впечатления: литературные, музыкальные, изобразительные и т.д. [6, 94].Доктор психологических наук, О. М. Дьяченко в своих работах, посвященных развитию творческого воображения в дошкольном возрасте, неоднократно подчеркивала, что творческое воображение старшего дошкольника переходит из непроизвольного (пассивного) в произвольное (активное), из непосредственного в опосредствованное. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка, чьё творческое воображение развивалось достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах:во-первых, произвольное воображение, характеризующее самостоятельным порождением некоторой идеи; во-вторых, возникновение воображаемого плана реализации возникшей идеи [12, 143].Говоря о творческом воображении старших дошкольников, Н. Н. Поддъяков отмечал, что в данном возрасте активно развиваются навыки и умения, которые помогают детям не только изучать окружающую действительность, но и учат анализировать свойства предметов и явлений, а также воздействовать на них с целью изменения, что, в свою очередь, соответствует наглядно-действенной форме мышления и является фактором, способствующим развитию индивидуальных и психологических особенностей личности, которые как раз-таки и определяют уровень развития творческих способностей [32, 89].Наряду с наглядно-действенным мышлением на развитие творческого воображения значительное внимание оказывает ещё логическое мышление, которое начинает интенсивно формироваться также в старшем дошкольном возрасте. Накопленный опыт, имеющийся уровень развития восприятия, памяти и воображения способствуют постановке более разнообразных и сложных целей. Ребенок в возрасте 6-7 лет, благодаря сильному волевому напряжению, способен стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели в течение довольно продолжительного времени[9, 80].Условием активного развития воображения дошкольника в большей степени является проведение специальной работы по его активизации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям его развития. По мнению большинства учёных и исследователей (Е.В. Куликановой, Е.Е. Кравцовой, Н. А. Шинкарёвой, Е. В. Головиной, Е. В. Гигиревой, О.А. Григорьевой и др.), наиболее сензитивным периодом развития творческого воображения является дошкольный возраст. Эволюция данного процесса начинается с элементарных и простых форм в теснейшем сотрудничестве с другими психическими познавательными процессами. В дальнейшем творческое воображение, по мнению О.М. Дъяченко усложняется в прямой зависимости от разнообразия и накопления опыта[14, 304].Таким образом, изучив взгляды учёных, мы пришли к заключению, что творческое воображение, в силу своей создающей направленности, преобразует с помощью интеллектуальных операций, накопленные ранее образы памяти, производя качественно новый продукт без опоры на готовое описание или образец. Развитие данного процесса наиболее благоприятно в период старшего дошкольного детства и имеет ряд особенностей, таких как: оригинальность, произвольность, неустойчивость замысла, совмещение двух родов реальности (настоящего и фантазийного), прямая связь с кругозором ребёнка и его деятельностью, высокая активность, а также то, что ребёнок не создаёт ничего принципиально нового для общества, а только для себя.