Конкурентоспособность специалистов психолого-педагогического профиля
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конкурентоспособность специалистов психолого-педагогического профиля
Автор: Гусева Татьяна Владимировна
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ
УЧРЕЖДЕНИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
В связи с изменениями происходящими в обществе, как в социальной, так и в экономической сфере, возникла потребность в формировании специалистов новой формации, способных мобильно и адекватно реагировать на эти изменения и продуктивно их трансформировать в социум. На уровне законодательных актов запрос современного общества о специфики профессиональной подготовки специалистов психолого-педагогического профиля выражен в Законе РФ О высшем и послевузовском профессиональном образовании (1996) и Концепции о модернизации российского образования на период до 2010 года; в которых основной акцент делается на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией…. Данные законодательные акты нацеливают общеобразовательные учреждения на формирования у выпускников умений и навыков, способствующих их интеграции в современную рыночную экономику России. В условиях рыночной экономики проблема формирования кадрового потенциала, способного не только противостоять изменениям, происходящим в обществе, но и быть инициативными относительно этих изменений становится главной задачей современного образования. Таким образом, ведущей задачей становится создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособной личности выпускников.
Конкуренцию и конкурентоспособность как термины рассматривают с различных точек зрения – экономической, биологической, психологической, педагогической. В связи с этим возникает много различных толкований одних и тех же явлений социальной реальности.
Под конкурентоспособностью в экономике понимается способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке
Биологическая конкуренция – активное соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения[4;27].
В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, успешности, занятия лидерской позиции), современные педагоги (Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Основной акцент в процессе формирования конкурентоспособной личности будущего специалиста в педагогических дисциплинах связан с проблемой поиска условий, технологий, механизмов педагогического процесса, направленного на развитие личностных качеств и способностей человека.
На настоящий момент единства определения конкурентоспособности личности в педагогических дисциплинах нет. Как нами указывалось ранее связано это с приверженностью исследователей к тому или иному подходу.
Так как вопрос конкурентоспособной личности нам интересен с точки зрения психолого-педагогического подхода, в своей работе мы будем рассматривать его только в этом контексте.
Изучению конкурентоспособности специалиста в целом посвящены работы В.С. Безрукова, В.Пузикова, В.А.Сластенина. В работах В.В. Краевского, М.И.Митиной, Р.Петрушевой описываются модели конкурентоспособного специалиста.
В.И.Андреев как один из ведущих специалистов в области конкурентологии, под конкурентоспособностью личности понимает личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами[1;67].
Л.М.Митина предлагает под конкурентоспособностью специалиста понимать развитую рефлексивную личность, способную организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях[4;115].
В нашей работе мы будем использовать понятие конкурентоспособности в рамках психологического подхода, а именно: конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая её потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром (В.И.Шаповалов).
Для формирования конкурентоспособного специалиста, по мнению большинства ученых, необходимо разработать модель, на основании которой и будет строиться формирование личности специалиста. Как нами уже указывалось ранее, такие модели имеют специфику дисциплины, в рамках которой она разрабатывается. И, тем не менее, анализ психолого-педагогической литературы существующих моделей конкурентоспособной личности позволяет сделать следующие выводы:
все авторы обязательными компонентами модели называют мотивацию на достижение успеха, организаторские и коммуникативные способности, интеллектуальные и деловые качества;
также обязательным компонентом, но выделенным как особо значимый, является стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
большинство авторов сходятся во мнении, что обязательным компонентом модели должны стать такие качества как самостоятельность, стрессоустойчивость, решительность, способность к риску и мобилизации;
отдельные авторы считают необходимым включить в модель конкурентоспособного специалиста гражданские качества: ясность и четкость гражданской позиции, патриотизм, гражданское мужество и социальную активность.
Помимо структурных компонентов авторы включают в модель условия и факторы, позволяющие, по их мнению, более качественно формировать конкурентоспособную личность специалиста. Но в связи с тем, что условия, методы, технологии формирования у каждого автора индивидуальны и мнения об их влиянии расходятся, нам не представляется возможным.
В ранних работах по конкурентоспособности личности специалиста авторы делали акцент на противоречиях, существующих между спецификой образовательного процесса и самой сущности конкурентоспособной личности, формирующейся в процессе деятельности. Акцент делался на теоретизированности и фундаментальности образовательного процесса. На наш взгляд, на современном этапе данное противоречие устранено изменениями, происходящими в самой структуре образовательного процесса.
Так же ряд авторов ссылается на невозможность формирования конкурентоспособной личности специалиста в рамках профессии типа человек - человек, объясняя это тем, что конкурентоспособная личность стремится к соперничеству, борьбе, конкуренции, противореча специфике данного типа профессии.
В данном случае противоречие может быть объяснено привнесением в специфику педагогической профессии экономического подхода в понимании конкурентоспособной личности специалиста психолого-педагогического профиля.
Таким образом, можно говорить о широте и междисциплинарности вопроса конкурентоспособности личности специалиста, отсутствие единства взглядов на проблему и необходимости её экспериментального изучения.
Литература:
Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. – Казань, 2004. – 468с.
Журавлев А., Ушаков Д. Образование и конкурентоспособность нации: психологические аспекты //Наука-культура-общество. – 2008. - №3. – С.99-107.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002. – 400с.