Развитие связной речи у младших дошкольников


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие связной речи у младших дошкольников
Автор: Малофеева Инна Александровна

«Развитие связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы). Воспитатель: Малофеева И . А. МБДОУ «Детский сад № 118» май 2023г.Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования и развития речи. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от родителей и педагогов терпения и бережного отношения. Речь – это величайшее богатство, данное человеку. И как любое богатство, его можно либо приумножить, либо незаметно растерять.Говорить - значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, понимая речь окружающих.Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка является развитие связной речи.Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим средством формирования речи ребенка : пополнения и активизации его словаря, развития связной речи, формирования звукопроизношения.Согласно педагогической диагностике, проводимой мною в последние три года, наблюдается снижение уровня речевого развития детей. В настоящее время проблема развития речи детей актуальна, и необходимо прикладывать максимум усилий для решения этой проблемы.Свою работу с детьми строю на партнерских отношениях взрослого и ребенка, разговариваю с детьми, включаю каждого в диалог, стараюсь создать потребность в собственных высказываниях. Вся работа, проводимая с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения (в том числе артикуляционные), игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные и пальчиковые игры – все это направлено на решение основной задачи развития связной речи.Весьма существенный фактор – создания спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия не остались без внимания, поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успех каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.Известно, что для младших дошкольников эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т. п., поэтому использую самые разнообразные игровые задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.Также, огромное значение имеет наглядность. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки,иллюстрации,игрушки , магнитную доску. Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни ,в процессе беседы. Поэтому периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Их рассматривание активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»                К.Д. УшинскийСамые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: «найдите», «покажите», « выберите», «принесите», « сделайте» то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятия, предоставляя детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют мне выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. В нашей группе есть дети очень замкнутые, которые не общаются не только со взрослыми, но и с детьми. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его.Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка. Я стараюсь как можно больше активизировать детей вне занятия (на прогулке, во время игры). Все время говорю с ними, спрашиваю, дополняю их ответы, подсказываю.Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное  развитие. Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.Знакомясь с цветом, формой и величиной, ребенок обогащает свой словарный запас, звуковой анализ речи. Для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах.Пособия «Ежи»( с прищепками), «Пуговицы» и др. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Она включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эту работу проводим не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей младшего возраста, мне помогают специальные приемы стимуляции речевой активностиРазговор с самим собой. Например, ребёнок находится недалеко от меня, манипулирует с игрушками или просто задумчиво сидит, я начинаю говорить вслух о том, что видит, слышит, думает, чувствует. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию ребёнка. Например: "Где чашка?", "Я вижу чашку", "Чашка на столе", "В чашке молоко", "Таня пьет молоко" и т. п. Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что мы описываем все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», и я  как бы подсказываю ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.Индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи проходит в утренние и вечерние часы и ставит своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагалась в форме игры, при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. В своих контактах с ребенком я должна обязательно дать понять ему, что нуждаюсь в его разъяснениях. При этом неоднократно повторяю какое-либо новое слово и помогаю построить простое предложение.Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как «игра» темпа обогащает ее, делая ярче, красочнее.Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически мы меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя такие приемы:• Сообщаю детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;• предлагаю одному из детей рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);• предлагаю ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;• использую художественное слово (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.Например:«Люли,люли,люленьки,прилетели гуленьки»- во время приёма пищи;«Ай лады,лады ,лады не боимся мы воды»- в умавание;«Большие ноги шли по дороге»«Маленькие заиньки захотели баиньки»«12345 собираемся гулять, наденем на ножки,ботиночки сапожки,накинем на плечики курточки с замочками и пойдем скорей гулять прыгать бегать и скакать»- во время одевания.Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяю большое внимание его закреплению и активизации. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе. Это особая речевая задача, которую я должна решить в дошкольном возрасте. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки. И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу общеупотребляемые существительные, глаголы, прилагательные,  наречия.Какие же предпосылки мы наблюдаем в ходе работы с детьми?1. Один из главных моментов выражается в том, что с ребенком мы разговариваем и обязательно выслушиваем его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике.2. Побуждаем детей рассказывать о том, что они хотят или что делают.3. Говорим с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносим не только отдельно, но и в предложении.4. Развиваем речь через художественное слово. Читаем малышам стихи,потешки, прибаутки, сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. Рассказываем сказки с фигурками настольного театра, проводим игры - драматизации, игры - инсценировки.5. Читаем детям книги, в которых есть красочные иллюстрации.6. В работе одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры,а также артикуляционные упражнения (надувание щёк,звукоподражательные движения языком и губами по показу)7. В играх учим детей правильно называть окружающие предметы, обобщающие слова (одежда, мебель, посуда, игрушки). В ходе игры уточняем некоторые качества (величина, форма, цвет). Используем Д/игры и Д/ упражнения«Узнай и назови»«Добавь слово»«Парные картинки»«Волшебный мешочек»«Чудесный сундучок»8. Обогащение словарного запаса идет не только за счет существительных и глаголов, прилагательных, наречий. Играя, младшие дошкольники усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов - круглый, мягкий, твердый, маленький, большой, длинный, короткий; резиновый, пластмассовый, особенности цвета.Ребё нок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи);-согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко); -согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла;- склонение существительных (игрушке, игрушкой). Фольклор малых форм,имеет важную роль в развитии связной речи в младшем возрасте. Речь детей становится внятной, понятной;дети могут составлять несложные предложения, заучивать короткие песенки,потешки;обогащается словарь детей;развивается артикуляционный аппарат,фонематический слух.Немаловажное значение имеют сказкиСказки детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать, а не читать по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что в свою очередь способствует лучшему пониманию основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребёнком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, козлятушки – ребятушки, коза – дереза. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх. Можно интегрировать чтение с театрализованной деятельностью: после прочтения какого-нибудь произведения его можно инсценировать. Для развития речевой функции необходимо спросить у ребёнка, почему именно этот персонаж привлёк его внимание, чем он ему понравился.Активный словарный запас трёхлетнего ребёнка должен достигать 1000 и более слов.Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам. Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.