«Формирование жизненных компетенций у ребенка с синдромом Дауна»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование жизненных компетенций у ребенка с синдромом Дауна»
Автор: Евгения Васильевна Горожанкина
КОУ Излучинская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Педагогический проектФормирование жизненных компетенций у ребенка с синдромом Дауна
Разработчик педагогического проекта:
Горожанкина Евгения Васильевна
учитель начальных классов КОУ Излучинская школа-интернат
для обучающихся с ОВЗ
пгт.Излучинск
2022-2023 учебный год
Краткая аннотация проекта
Каждый ребенок с синдромом Дауна (СД) индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:
Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей.
Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни - от однословных фраз к предложениям, а другие - от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком. Важно изучить и определить образовательные возможности ребенка с синдромом Дауна, затем разработать систему формирования жизненных компетенций и социализации. Для учителя и родителей данной категории детей важной проблемой является выбор наиболее эффективных методов коррекционной работы, способствующих детям с СД повышению качества их жизни, что включает повышение уровня самостоятельности,формирование жизненных компетенций и социализацию в социуме.
Это исследовательский проект. В нем обоснован выбор темы, ее актуальность, определены цель и задачи, выбраны методы и приемы работы, направленные на развитие коммуникативно-речевой компетенции и формирование бытовых навыков у детей с СД. Бытовые навыки - это жизненные навыки или жизненные компетенции, имеющие первостепенное значение для детей с СД.
2. Обоснование необходимости проекта.
Основной целью работы с детьми с СД является повышение качества их жизни. Деятельность учителя должна быть направлены на то, чтобы ребенок стал более самостоятельным, независимым и адаптированным к окружающей среде. Возможности ребенка с СД существенно ограничены, необходимо саму среду приспособить к его проблемам. Это значит, что надо организовать как пространство, так и время. Для ребенка с СД последовательность действий и событий делает жизнь понятной. Учителю важно создать педагогические условия для обучающихся с СД, способствующих обретению обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволят ему достичь максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, повышению уровня коммуникативно-речевой компетенции.
Актуальность проекта: повышение качества жизни ребенка с СД, чтобы ребенок был независимым и самостоятельным в социуме.
Педагогический проектсоздан для организации эффективной коррекционной работы.Вид проекта:ознакомительно-ориентировочный.По количеству участников проекта: коллективный.Период формирования и функционирования педагогического проекта: 1год
3. Цель и задачи проекта: формирование жизненных компетенций ребенка с синдромом Дауна, способствующих повышению качества жизни.
Гипотезаисследования– предполагается, что коррекционно-развивающая работа во время реализации проекта, способствует формированию новых бытовых навыков, то есть жизненных компетенций.
Объект исследования: сформированность социально-бытовых навыков обучающихся с СД.
Предмет исследования: особенности формирования социально-бытовых навыков у обучающихся с СД
Цельюпедагогического опыта является:создание условий для овладения навыками самообслуживания на пути к самостоятельности и независимости ребенка с синдромом Дауна в повседневной жизни.
В соответствии с целью были определены следующиезадачи:
Формироватьсоциально-бытовые навыки.
Формировать познавательные функции.
Формировать речевые навыки и навыки общения.
Привлекать родителей к социальному партнёрству.
Провести диагностику навыков самообслуживания с помощью разработанного диагностического инструментария для выявления потребности в работе по формированию данных навыков.
Разработать подход к проектированию индивидуальной программы формирования навыков самообслуживания на основании предложенной диагностической системы. 7. Оценить эффективность использования предложенной диагностической системы для выявления динамики становления навыков самообслуживания у детей с СД.
4. Основное содержание проекта: формирование социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания.
Новизна педагогического опыта заключается в расширении представлений о потенциальных возможностях социальной адаптации детей с СД, о влиянии целенаправленного обучения на становление бытовых навыков; в определении критериев оценки сформированности операций самообслуживания; в обосновании необходимости формирования навыков самообслуживания у детей с СД как первой ступени их социализации и подготовки к обучению.
Основные принципы и подходы в реализации проекта
Принцип единства воспитательного воздействия семьи, образовательного учреждения, то есть тесное взаимодействие семьи и школы с целью развития и воспитания особого ребёнка.
Принцип комплексности, то есть тесное взаимодействие всех участников проекта.
Принцип единства диагностики и коррекции развития, то есть преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Принцип гуманистической направленности психологической помощи.Он основан на признании само ценности личностиребёнка и создания условий для его гармонического развития.
Принцип интегративного использования психолого-педагогических и психотерапевтических методов и приёмов, что позволяет успешно осуществлять коррекцию различных нарушений в развитии детей с СД.
Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала,что особо важно для развития и обучения детей с СД.
Принцип оптимизации воспитательных приёмов, используемых родителями во взаимоотношениях с ребёнком с СД.При этом повышается педагогическая грамотность, психологическая компетентность и общая культура родителей.
В структуре коррекционно-развивающей работы можно выделить следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный.
I этап- Диагностический. На первом этапе был проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования и разработан метод систематизированного наблюдения для определения уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с СД. Полученные сведения фиксируются в итоговом протоколе наблюдения за свободным поведением ребёнка.
II этап–Коррекционно-развивающий.Второй этап был посвящен сбору и осмыслению эмпирического материала, планированию и осуществлению эксперимента по апробации предложенного метода.
III этап–Контрольный. Систематизирование и обобщение результатов проведенного исследования, выявление эффективности разработанного метода систематизированного наблюдения для оценки уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с СД.
Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.
Все содержательные элементы заявленного опыта соотносятся с практикой и соответствуют требованиям педагогической науки.
Механизм реализации проекта представлен в таблице.
5. Ресурсы
Нормативно-правовые ресурсы:Конституция РФ; Декларация ООН о правах ребёнка; Конвенция о правах ребёнка; Закон РФ Об образовании; Федеральный закон Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ ст.1, ст. 7, ст. 12; Региональные постановления и программы;Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г.;Федеральный государственный стандарт школьного образования
Временные ресурсы.1 год
Методическое обеспечение
1.Переверзева, М.В. Критерии оценки при диагностике развития детей с тяжелыми множественными нарушениями на начальном этапе обучения / М.В. Переверзева //Детская и подростковая реабилитация. – 2013. – №1(20). – С.71 – 76. (0,4 п.л.) 2. Переверзева, М.В. Использование метода систематизированного наблюдения для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Переверзева // Специальное образование. – 2015. – №3(39). – С.67 – 75. (0,6 п.л.) 3. Переверзева, М.В. Разработка индивидуальной программы формирования навыков самообслуживания для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Переверзева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017(17). – №1. – С.84 – 90. (0,5 п.л.)
4. 5. Брезинская Е.А. Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
6.Работы с родителями:В.В. ТкачеваПсихологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии;
Информационные ресурсы: Интернет;
Целевая аудитория: дети 7 – 9 лет,родители (законные представители)
7. План реализации проекта
Диагностический этап
Виды деятельности
Цели
Сроки реализации
Примечание
Опросник для родителей Определение степени важности социально-бытовых навыков и умений ребёнка
(см. Приложение 1)
1.Оценить уровень важности актуального развития ребенка с точки зрения родителей.
2. Проанализировать весь спектр социально-бытовых навыков, имеющихся у ребенка.
Сентябрь
Спонтанная ситуация, наблюдение, направленное обследование
Анкета для определения уровня сформированности социально-бытовых навыков и умений.
(см. Приложение 2)
1.Оценить актуальный уровень развитияребенка.
2. Составление индивидуальной программы развития.
2- 3 недели
Проведение анкеты
Коррекционно-развивающий этап
Виды деятельности
Цели
Сроки реализации
1. Организация предметно-развивающей среды и коррекционно-развивающего процесса.
1. Соответствующим образом организовать место, где будет проходить непосредственно образовательная деятельность. 2.Сформировать положительную эмоциональную установку ребенка по отношению к различным видам деятельности.
3. Закрепить определенную последовательность действий по подготовке и завершению деятельности.
Сентябрь - октябрь
Формирование социально-бытовых навыков
1.Провести обследование и выявить, что ребёнок умеет делать, какие навыки находятся в процессе становления, какие причины не позволяют овладевать бытовыми навыками.
2. Научить ребёнка имитировать, выполнять инструкции, концентрировать внимание на том виде деятельности, которому его обучают.
В течение всей коррекционно-развивающей работы
Формирование общей моторики
Формирование навыков:
имитации сложных движений;
выполнение инструкций;
произвольной организации движений.
В течение всего обучающего процесса
Обучение речевым навыкам и навыкам общения.
1.Развивать у ребенка способность понимать речь.
2. Формировать его речевое мышление.
3. Попытаться восстановить или заново создать у ребенка потребность в речевой коммуникации.
4. Закреплять появившиеся речевые формы.
В течение всей коррекционно-развивающей работы.
Работа ведется параллельно с развитием понимания речи.
Развитие познавательной деятельности
Формирование представлений об окружающем мире.
Развитие всех видов восприятия.
Активизация мыслительной деятельности.
В течение всей коррекционно-развивающей работы. Работа ведется параллельно с игровой и продуктивной деятельностью
Коррекция проблем поведения
Научить детей адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же самую функцию поведения, что и данное проблемное поведение.
В течение всей коррекционно-развивающей работы.
Социальное партнёрство
1.Вызвать заинтересованность родителей, повысить их активность, тем самым снизить дискомфорт в семье, семейную тревожность, добиваться истинного единения детей и взрослых.
2. Способствовать контакту ребенка с родителями.
В течение всего обучающего процесса;
Контрольный этап
Виды деятельности
Цели
Сроки реализации
Примечание
1.Анализ состояния социального развития детей к концу обучения.
2. Анализ инициативы родителей в участии в коррекционно-развивающих мероприятиях.
1.Определение динамики развития каждого ребёнка по критериям наблюдения.
2. Результаты эффективности проекта: у детей уменьшились проблемы в поведении; дети овладели многими навыками, позволяющими им самостоятельно занимать себя, общаться, обслуживать себя, обучаться новому; родители стали проявлять больше инициативы в коррекционной работе, самостоятельно заниматься со своими детьми, обмениваться опытом.
Май
Качественные показатели отражаются в личной папке ребёнка. Это конфиденциальная информация, которая является основой для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка.
План мероприятий на 2022-2023 учебный год
№
Мероприятия
Сроки реализации
Участники
Ответственный
1
Беседа Формирование социально-бытовых навыков в школе и дома.
Сентябрь
2022г
Родители
Учитель
2
Индивидуальные консультации по результатам работы с родителями
Сентябрь-январь-май
Родители.
Учитель
3
Индивидуальная практическая деятельность по развитию бытовых навыков.
Сентябрь –
май
Родители.
Ребёнок
Учитель
4
Индивидуальная практическая деятельность по развитию бытовых навыков.
Сентябрь - октябрь
Родители.
Ребёнок
Учитель
5
Индивидуальная практическая деятельность по развитию бытовых навыков.
Октябрь
Родители.
Ребёнок
Учитель
Выпуск памяток Формирование социально-бытовых навыков в домашних условиях
Ноябрь
Родители
Учитель
6
Индивидуальная практическая деятельность по бытовым навыкам.
Декабрь
Январь
2023
Родители.
Ребёнок
Учитель
7
Рекомендации по формированию представлений и навыков
Ежемесячно
Родители
Учитель
8
Индивидуальная практическая деятельность по развитию бытовых навыков. Питание. Еда ложкой.
Январь
Родители.
Ребёнок
Учитель
9
Индивидуальная практическая деятельность по развитию бытовых навыков. Питание. Еда вилкой.
Февраль
Родители.
Ребёнок
Учитель
10
Индивидуальная практическая деятельность по бытовых навыков. Питание. Питьё из кружки.
Март
Родители.
Ребёнок
Учитель
11
Индивидуальная практическая деятельность по развитию бытовых навыков. Выворачивание одежды с изнаночной стороны на лицевую.
Апрель
Родители.
Ребёнок
Учитель
12
Консультация. Льготы, предоставляемые семьям, имеющим детей-инвалидов
Апрель
Родители
Учитель
13
Индивидуальная практическая деятельность по развитию бытовых навыков. Складывание одежды.
Май
Родители.
Ребёнок
Учитель
14
Беседа Результаты обучения.
Май
Родители
Учитель
8. Ожидаемые результаты:
успешное овладение обучающимся социально-бытовыми навыками для дальнейшей социализации;
повышение мотивации у родителей развивать освоенные их детьми навыки в домашних условиях.
9. Тезаурус
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Социализация(от лат. socialis — общественный), процесс усвоениячеловеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей,позволяющих ему функционировать в качестве полноправного членаобщества.
Синдром Дауна – этоврожденная хромосомная аномалия, заключающаяся в наличии лишней хромосомы в 21-й паре (трисомия по 21-й паре хромосом). У человека 23 пары хромосом, таким образом, обычный ребенок имеет 46 хромосом, а ребенок с синдромом Дауна – 47. Синдром Дауна характеризуется особым внешним видом больного и снижение интеллектуальных способностей.
Дети с синдромом Дауна. Само понятие дети с СД стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.
10. Список литературы
Коррекционно-образовательные учреждения: Нормативные правовые документы [текст] / - М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96с.
Методические рекомендации для педагогов и психологов по организации работы с семьями, имеющих детей с синдромом Дауна/Смирнов М.А., к.п.н., методист отдела коррекционного и инклюзивного образования КОИРО.
Психологическая помощь детям с проблемами в развитии [текст] / Мамайчук И.И. - СПб.: Речь, 2001.
Переверзева, М.В. Критерии оценки при диагностике развития детей с тяжелыми множественными нарушениями на начальном этапе обучения / М.В. Переверзева //Детская и подростковая реабилитация. – 2013. – №1(20). – С.71 – 76. (0,4 п.л.)
Переверзева, М.В. Использование метода систематизированного наблюдения для оценки самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Переверзева // Специальное образование. – 2015. – №3(39). – С.67 – 75. (0,6 п.л.)
Переверзева, М.В. Разработка индивидуальной программы формирования навыков самообслуживания для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Переверзева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2017(17). – №1. – С.84 – 90. (0,5 п.л.)
Брезинская Е.А. Формирование социально-бытовых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы
Работы с родителями:В.В. ТкачеваПсихологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии;
Приложение 1.
ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Определите степень важности перечисленных ниже социально-бытовых навыков и умений для вашего ребёнка:
балл — считаю не важным;
балла — считаю маловажным;
3 балла — считаю важным;
балла — считаю очень важным.
Социально-бытовые навыки и умения
Баллы
Правила личной гигиены в течение дня (предметы и средства личной гигиены, уход за полостью рта, уход за ушами и др.)
Правила охраны зрения
Уход за волосами
Правилаповедениявобщественныхместах(музее,библиотеке, кинотеатре, театре и т.д.)
Виды и назначение помещений в жилых домах (комната, кухня, туалет)
Знание своего имени, фамилии и адреса
Гигиенические требования к жилому помещению (правила вытирания пыли, подметания пола, инвентарь и приспособления для уборки, последовательность уборки детской комнаты)
Значение продуктов питания для здоровья человека
Кухонная посуда, приборы, приспособления, техника и их назначение
Правила мытья рук
Сервировка стола
Правила заваривания чая
Правила поведения за столом
Правила приёма пищи
Виды городского транспорта
Правила поведения в транспорте, на улице
Правила дорожного движения
Основные виды магазинов и их назначение
Правила поведения в магазине
Приложение 2.
Анкета для определения уровня сформированности социально-бытовых навыков и умений.
Считаете ли вы важным развитие у детей социально-бытовых навыков?
Да
Нет
Как вы считаете на сколько у вашего ребенка сформированы социально-бытовые навыки (оцените уровень развития в баллах от 1 до 5)*
Раздевание
1 2 3 4 5
Одевание
1 2 3 4 5
Прием пищи
1 2 3 4 5
Выполнение культурно-гигиенических навыков
1 2 3 4 5
Умение благодарить за оказание помощи
1 2 3 4 5
Умение обращаться за помощью
1 2 3 4 5
Умение прибирать за собой (игрушки, посуду, рабочее место и т.д)
1 2 3 4 5
Как Вы думаете какие качества развиваются у детей в ходе развития социально-бытовых навыков (самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения и т.д.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие приемы Вы используете для формирования социально-бытовых навыков дома?
Использование художественного слова
Показ
В игровой ситуации
Разъяснение последовательности действий
Напоминание
Ваш вариант:___________________________________________________
Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, ВЫ чаще всего:
все доделываете за ребенка
поправляйте его
спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас
ругаете
Поощряете
торопите
Хотели бы Вы сотрудничать с учителем в работе по формированию у вашего ребенка социально-бытовых навыков?
Да
Нет