"Методические приемы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста".
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методические приемы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста".
Автор: Самойлова Ирина Николаевна
Методические приемы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста.Выступление на МО 01.11.2022 гСамойловой И.Н.Слайд 1. Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, позволяющий развивать социально активную, реализующую свои способности личность.Основные особенности стандартов требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты. Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо формировать такую самооценку. Что такое оценивание?Слайд21. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в учение.2. Оценивание – это обратная связь. Оно дает информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу. 4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени; 5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение. Что такое самооценка?Слайд3Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью и успехами в учении.На что влияет самооценка?- на успеваемость школьника;- на процесс адаптации ребенка в школе;- на эмоциональнее благополучие ребёнка в классном коллективе;- на благополучие будущей жизни.Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются: оценочное поведение учителя, родителей и их отношение к образовательной деятельности. Слайд 4 По мнению психологов, самооценка развивается на протяжении всей жизни человека.Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной — похвала, порицание; и знаковой — отметка).От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение. Слайд 5Можно выделить 3 основных типа самооценки среди детей младшего возраста:-завышенная -низкая -адекватная. Адекватная самооценка - важнейший фактор развития личности ребенка и формируется у детей под влиянием оценок со стороны взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке Что же конкретно следует оценивать в учебной деятельности?На мой взгляд, следует оценивать любую деятельность детей, направленную на добывание знаний и, конечно, успехи каждого ребёнка. Для развития самооценки детей важна не отметка, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет данная работа. От оценки зависит развитие учебной мотивации школьника.Слайд 6 Пути формирования самооценки младших школьников.Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:- отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);- осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.Слайд 7 Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки.1.Словесные приемы (по вопросам: За что себя можешь похвалить?..)2. Говорящие рисунки (изобразить дерево, облачко, цветок) 3. Символы (человечки, смайлики, геометрические фигурки и т.д.)4. Таблицы5. Листы самооценки6. Портфолио ученика7. Балловый критерий (оценивание по баллам)8. Лесенка достижений9. Карточка сомнений (знаки « +», «-», «?» )Слайд 8 Способы выражения самооценки по типу светофора В своей работе я использую следующие приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки.1.На уроках письма (1класс) после письменной работы с первых дней спрашиваю «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться. При написании букв в конце урока предлагаю детям зеленым карандашом или другим цветом обвести самую правильную и красивую букву, а красным ту, которая не получилась, над самой красивой поставить точку. Во 2 полугодии использую цветовое оценивание письменной работы на уроке по примеру светофора: зеленый цвет - все получилось, желтый – надо стараться, красный – я своей работой огорчен. (Дети пишут простым карандашом и дома у них есть возможность эту работу переделать, улучшить результат!) Слайд 9Такая работа ведется с 1-го класса. Использование условных сигналов способствует созданию психологического комфорта, повышению удовлетворенности ученика от деятельности на уроке.Слайд 10Во 2 классе на орфографических пятиминутках использую разнообразные формы и виды деятельности.1. Работа с загадками1.В птичник повадится — жди беды.Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса) 2. Зверька узнаем мы с тобойПо двум таким приметам:Он в шубке беленькой зимой,А в серой шубке — летом. (Заяц) 3. Летом ходит без дороги между сосен и берез,А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь)Запишите отгадки. Поставьте ударение, подчеркните буквы стоящие в слабой позиции. Далее оцените свою работу использую знаковую методику, ! – здорово, у меня все получилось,? – надо повторить!( словарные слова или правила постановки ударения) Например на уроке русского языка при написании минутки чистописания ребята оценивают себя данными знаками на полях тетради. Заранее для себя определяя работу над ошибками. Если есть время на уроке можно предложить ряд заданий: определите род, подберите однокоренные слова, составьте словосочетание, предложение. Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения. Все задания проверяются светофорами. Красный цвет ошибка, зеленый правильно, молодец!Задание можно использовать аналогичные. Запиши, поставь ударение определите род, число, подберите однокоренные слова, составьте словосочетание, предложение. Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения и многое другое. Детям очень нравиться на этом этапе урока игра «Три слова», например ключевое слово «Мир» или слово «Сок». Дети эту работу выполняют самостоятельно, затем проверяем. Цель игры развитие словарного запаса, орфографической зоркости. Давайте проверим, что они написали… Оцени свою работу…например цветовое…2. Цветовое оценивание. Следующий прием самооценки –это оценивание с помощью цветных карандашей разного цвета. Например, «зелёный» - всё понятно, «красный» – есть недочёты, плохо усвоил, не доволен работой. Данное оценивание работы использую при выполнении упражнения из учебника. Дети читают задания используя методику речевой разминки. Читаю медленно по слогам, второй раз быстро целыми словами. Далее цветом карандаша показывают на каком уровне находится понимание задания «зелёный» - всё понятно, «красный» – нужна помощь. Разбираем задание все вместе и выполняем.Слайд 12 На уроках окружающего мира данную методику использую,только при проведении обучающих тестов.7.Из каких частей состоит термометр? А) Из шкалы и стеклянной трубки; Б) Из стеклянной трубки, наполненной жидкостью, шкалы. В) Из стеклянной трубки, наполненной жидкостью. 8.Какие бывают термометры? А)Комнатные; Г) Медицинские; Б) Уличные; Д) Почвенный. В) Водные; 9. Какое сезонное природное явление относится к осени? 1.Цветение растений; 2.Листопад; 3.Появление плодов; 4.Снегопад. 11.Почему птицы осенью улетают на юг? 1.Затяжные дожди; 2.Исчезли насекомые; 3.Нет обилия плодов, семян; 4.Увядание трав; 5.Замерзание водоёмов. 4 . «Сосед по парте» Работу целесообразно проводить двумя способами:1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты. Детям очень нравиться быть учителями на уроке , они с удовольствием проверяют работу соседа и оценивают ее.2-й способ: когда данную работу выполняют одновременно 2 ученика, затем ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся. Класс, в котором я работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение необходимо сделать вариативным с учетом индивидуальных особенностей детей. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии. Уделяю внимание формированию рефлексивной самооценке, т.е. знанию о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, фиксировать изменения в себе самом. Ребёнок должен видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность исправить, изменить и добиться успеха. Это очень важно, т.к. у него возникает потребность в улучшении по собственной инициативе. Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.Какого результата я достигаю при такой работе?1. Подвожу ученика к предстоящей деятельности с учётом достигнутых успехов.2. Позволяю ученику самостоятельно определять содержание очередного этапа работы. 3. Активизирую внутренний потенциал ученика. 4. Формирую навыки самоконтроля и самооценки.Анализ результативности опыта. В настоящее время мною и моими учениками пройдены не все этапы реализации технологии оценивания учебных достижений. Тем не менее, некоторые промежуточные результаты видны уже сейчас. Сформированная самооценка, будет подлинным регулятором деятельности ученика в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход. Организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться. Анализируя свою работу, могу сделать вывод, что формируя самооценку у ребенка, ведется постоянный диалог с учеником. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих, поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Применяемая мной технология позволяет подготовить обучающихся к адекватному, безболезненному восприятию отметочной системы, которая вводится в нашей школе со второго полугодия второго класса. Все это позволит не только развить у учеников умение самооценки, но и заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношения с учителями», «боязнь неуспеха». Возрастет сознательное отношение учеников к учебной деятельности, понимание целей обучения.Оценивание себя с помощью рук во 2 классе, помогло выявить ряд трудностей. Дети стеснялись отвечать и показать своё незнание. «Светофор» и «Говорящие рисунки» детям нравятся на протяжении всего обучения в начальном звене. Успешность или неуспешность ребенка известна только ему и учителю, что позволяет не скрывать уровень знания и незнания. Взяв тетради учеников, я вижу в каком вопросе нуждается в помощи данный ученик. Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием. Трудоемкость опыта.Трудоемкость моего опыта состоит в том, что процедура усвоения алгоритма самооценивания затруднена у учащихся с низким уровнем развития мышления и речи. Технология оценивания занимает значительное время на уроке, но в результате мы получаем сформированную личность. На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль семейного воспитания, принятые семейные ценности. Именно поэтому проводится просветительская работа среди родителей. С первого класса на родительских собраниях уделялось внимание таким темам, как: «Гармония общения - залог психического здоровья ребенка», «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Стили семейного воспитания», «Ошибки семейного воспитания», « Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня», «Самооценка и успешность ребенка» и т.п.В целом ребята принимают оценочную деятельность положительно. Легко увлекаются этим, им нравится интерпретация результатов своей деятельности. Адресность опыта.Данные методики оценивания я рекомендую использовать коллегам, которые работают над изучением вопросов самооценки младших школьников, кто заинтересован в повышении успешности обучения, так как младший школьный возраст - период формирования адекватной самооценки.Для установления обратной связи с ребёнком при обучении, на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращённых «слов-стимулов». Особенно это касается первоклассников, так как у них идёт период адаптации школе. Замечательно! Умница! Молодец! Удивил! Красивое оформление! Прекрасно! Здорово! Я горжусь тобой! Ты меня порадовал! Мне нравится, как ты работаешь! Всё отлично! Хорошо, благодарю тебя! Я рада, что пробовал это сделать. Очень рада за тебя! Я благодарю тебя за… У тебя всё получится. Попробуй, я верю в успех. Ты стал лучше работать на уроках (дома).В конце урока я чаще предпочитаю словесную самооценку: - Как ты работал на уроке? - За что ты можешь себя похвалить?- Ты доволен своей работой?- Почему? Что не удалось? Оцени свое настроение с помощью цветных карандашей или смайлика.В 4 классе данное оценивание можно использовать на уроках ОРКСЭ, используя листы самооценки .Спасибо за внимание!