Обучение ребенка рисованию


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение ребенка рисованию
Автор: Сафронова Елена Владимировна

Обучение ребенка рисованию     Изобразительная деятельность для дошкольников несет в себе большие потенциальные возможности для разностороннего развития ребёнка. Но все эти возможности смогут реализоваться лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими: если процесс изобразительного творчества вызовет у них просто хорошее настроение. А, самое главное, будет формировать положительно настроенную эмоциональную сферу ребёнка, его положительную самооценку, умение понимать своё эмоциональное состояние.  Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности для детей дошкольного возраста. Всем известно, что детское творчество – явление очень уникальное. Многие педагоги и психологи, отечественные и зарубежные, всегда придавали огромное значение занятиям художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребёнка. У каждого ребёнка по-разному наступает период, когда ему хочется рисовать и очень важно не пропустить этот период и полноценно использовать это время, дать ему возможность заниматься рисованием - чем он хочет и как хочет (мелки, краски, карандаши и т.д.), ненавязчиво подтолкнуть его к творчеству, научить правильно пользоваться различными материалами для рисования.  Показать, как лучше рисовать и что может получиться у ребенка в результате. И не важно, что он не станет художником, но у ребенка разовьются необходимые навыки работы с карандашом, красками, кистью, которые очень пригодятся ему в дальнейшем. Даже самое простое «каляканье» является мощным инструментом для развития ребенка. Оно активизирует различные отделы головного мозга и запускает важнейшие функции: тактильность, память, воображение, мелкую моторику, эмоциональный интеллект, аккуратность, усидчивость, способность доводить дело до конца. Не важно, каким способом рисует ваш ребенок, важно, что он в принципе делает это. Каждый из методов выполняет педагогическую, психологическую и физиологическую роль в развитии. Рисование – это не просто баловство или приятное времяпрепровождения для малыша. Рисование — это самое настоящее развивающее действие для ребенка. Рисование – это сенсорно-двигательные упражнения, развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации, т.е. природное, естественное развитие мозга ребенка в интересной для него деятельности. Рисование — это и развитие познавательных способностей малыша, эффективный и при этом очень простой способ ознакомления его с окружающим миром. В процессе рисования развиваются умения чувствовать цвет, ритм, линию, у ребенка формируется отношение к прекрасному. Рисование учит соотносить речь с действием и в увлекательной и легкой для ребенка форме, развивает целенаправленность внимания, которой очень часто не хватает современным детям. Ведь ребенку в рисовании нужно завершить изображение, т.е. довести начатое дело до конца. Рисование развивает воображение ребенка. Рисование тесно связано и с развитием речи малышей, ведь в процессе изобразительной деятельности мы ведем беседу с ребенком, называем цвет, форму, размер, действия, побуждаем к речи.Общие рекомендации при обучении рисованию:1. Прежде всего нужно обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш. На каждом занятии берем карандаш, поднимаем руку вверх, проверяем правильность захватакарандаша.2. Необходимо следить, как ребенок свободной рукой придерживает лист во время работы.3. Необходимо объяснять и показывать, как как следует проводить линии: горизонтальные – слева направо, для правшей (и соответственно справа налево для левшей), а вертикальные линии – сверху вниз, что особенно важно при работе с красками.4. При работе кисточкой предложить ребенку следить за тем, чтобы ее ворсинки скользили за ручкой, как ниточка за иголочкой. Как научить ребенка правильно держать карандаш? Правильный, трехпальцевый хват нужно формировать постепенно. И начать можно задолго до того, как малыш начнет рисовать карандашом.Сначала ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами. Этот навык формируется примерно в 9-10 месяцев. А помогут развить его специальные игры.С сыпучими предметами — мозаикой, маленькими камешками, пуговицами, бусами. Их можно просто перебирать, а можно раскладывать двумя пальчиками по емкостям. (Будьте внимательны - не оставляйте малыша одного с мелкими предметами!)С прищепками. Вырежьте из картона различные фигуры (например, ежика, солнышко и т.д.) и предложите малышу прицепить на них прищепки. Иголки для ежика, лучики для солнышка.С пинцетом. Научите ребенка перекладывать пинцетом из одной емкости в другую маленькие игрушки, кусочки поролона, макароны. Когда маленькие пальчики с легкостью будут проделывать эти манипуляции, начинайте формировать трехпальцевый хват. А для этого воспользуйтесь следующими советами: Регулярно правильно вкладывайте карандаш в пальчики. Но не делайте это слишком назойливо, иначе малышу станет неинтересно рисовать. Если дать маленький кусочек карандаша или мела, то ребенок просто не сможет удержать его кулачком и возьмет его именно так, как нужно держать карандаш или ручку — тремя пальцами. Купите специальную треугольную резиновую насадку для карандашей и кисточек или толстые карандаши с треугольным сечением. Круглые карандаши малышам держать тяжело. После 3 лет можно показать ребенку следующий прием. Поставьте карандаш острием вниз на стол, держите его левой рукой. Три пальчика правой руки сложите в щепотку и поставьте их на верхнюю часть карандаша. Теперь медленно спускайте щепотку вниз по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильное положение. Некоторые дети, кажется, совсем не способны рисовать. Процесс им не нравится, результаты печальные, настроение после занятия совсем не творческое. Родители в такой ситуации обычно принимают самые крайние решения: либо больше совсем не мучить ребенка рисованием, либо записать в художественную школу, где его точно чему-нибудь научат. Но есть и третий путь – выбрать нетрадиционные техники рисования, использовать нестандартные методы и инструменты для творчества. Вот несколько простых идей, которые вы вместе с детьми можете воплотить с любого возраста.1. Рисование ватными палочками. Обмакните ватную палочку в краску и оставьте на листе бумаги крупную точку. С помощью таких точек можно нарисовать цветы, гроздья рябины или винограда, листочки на дереве. А чтобы процесс шел быстрее, можно взять несколько палочек и соединить их между собой с помощью резинки.2. Рисование силуэтов воском. Возьмите белую свечу и с ее помощью нарисуйте на листе бумаги силуэты деревьев, людей, очертания города. Затем предложите ребенку раскрасить лист акварельными красками или гуашью – так, как ему захочется, любыми цветами. Вы получите необычную картину: белые силуэты на цветном фоне. Эта несложная техника рисования позволит создать красивые необычные работы. Вы можете делать такие заготовки друг для друга, не говоря, что именно нарисовано, и узнавать сюжет уже в процессе творчества.3. Техника северного сияния. Для нее понадобится долгая подготовка, но результат стоит свеч. В прямом смысле. Возьмите лист цветного картона или разрисуйте разными красками обычный белый листок бумаги и дайте ему полностью высохнуть. Натрите этот цветной лист обыкновенной парафиновой свечой, не пропуская ни одного участка. Затем сверху щедро покройте черной или темно-синей гуашью, смешанной с небольшим количеством жидкого мыла. После того, как лист окончательно просохнет, приступайте к творчеству: нацарапайте рисунок деревянной палочкой для маникюра или стекой для пластилина. Цветные контуры на темном фоне действительно напомнят северное сияние.4. Рисунок ногами. Кто сказал, что рисовать обязательно руками? Почему бы не использовать ноги? Можно обмакивать в краску большие пальцы и создавать шедевр с их помощью. А можно попробовать удержать в пальцах ног кисточку или карандаш. Рисунки, конечно, получатся странными, но удовольствия принесут массу, особенно если вы будете творить вместе с ребенком. 5. Рисование губкой. Используйте косметический спонж или обычную губку для мытья посуды, чтобы создавать интересные фактурные рисунки. Обмакните губку в краску и оставьте отпечатки на листе. Это могут быть кроны деревьев, трава, море, сугробы снега. Тонкие недостающие детали дорисуйте кисточкой. 6. Рисунок-дополнение. Развить фантазию поможет такая нестандартная техника рисования: обведите карандашом на листе бумаги свою ладонь, ладошку малыша или любой некрупный предмет и попросите закончить рисунок. Пусть ребенок превратит контур в осьминожку, курицу, бабочку или другое животное. Эта же техника работает с буквами – они могут стать основой рисунка. Буква Н превратится в лестницу, А – в снежинку, Б – в пузатого человечка, Ш – в расческу. 7. Рисование кляксами. Эта техника помогает побороть страх белого листа и опасение испортить рисунок неаккуратным движением. Обмакните в краску большую кисть и поставьте на листе кляксу. Наклоняйте лист бумаги в разные стороны, чтобы краска как следует растеклась. А затем предложите ребенку по аналогии с прошлым методом превратить эту кляксу во что-то, на что она больше всего похожа.    Очень важно помнить, в рисовании процесс важен не меньше, а иногда он важен даже больше, чем результат. Поддержите фантазию и энтузиазм ребенка, не жалейте бумаги и красок и не забывайте участвовать в творчестве вместе с ребенком. И тогда рисовать понравится вам обоим!