Тема: «Формирование ключевых компетенций и УУД через создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность на уроках математики в коррекционной школе»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Формирование ключевых компетенций и УУД через создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность на уроках математики в коррекционной школе»
Автор: Ларченко Светлана Михайловна

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Черемхово»Сообщение на тему: «Формирование ключевых компетенций и УУД через создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность на уроках математики в коррекционной школе» Сообщение подготовлено учителем математики Ларченко С. М.2021 – 2022 учебный годВ современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. Цель компетентностей - помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культур. Формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования, рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.Под ключевыми компетенциями я понимаю следующее:
  • Готовность к разрешению проблем – умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь
  • Технологическая компетентность – готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях
  • Готовность к самообразованию – способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи
  • Готовность к использованию информационных ресурсов – способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволит человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации
  • Готовность к социальному взаимодействию – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач
  • Коммуникативная компетентность – готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.
  • Работа с классом начинается с диагностики обученности, обучаемости и воспитательных возможностей учеников. Это абсолютно необходимый элемент технологии и он имеет не только самоценное значение, но является важнейшим и необходимым основанием проекта урока. В школьной образовательной практике выделяют  следующие ключевые компетенции:
  • Коммуникативные – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
  • Информационные – владение информационными технологиями
  • Социальные – умение жить и работать в коллективе.
  • 4.Нравственные – способность жить по общечеловеческим нравственным законам.Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий.Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. Следствием является изменение ситуации на рынке труда. Одним из основных требований при приёме на работу становится умение пользоваться компьютером. Но не только этим обусловлена актуальность применения информационных технологий на уроках математики. Практика применения ПК показывает, что дети (даже не очень интересующиеся данным предметом) увлечены работой, не отвлекаются, охотно и радостно делятся друг с другом своими достижениями. чувство авторства, ценности своей работы. Чаще возникают индивидуальные контакты между учащимися. Такие контакты часто проходят более успешнее, чем контакты между преподавателем и учащимся, т.к. у обучающихся сходная мотивация обучения, близкие интересы, похожие цели.Знания и умения по математике, как и по любому другому предмету необходимы как важнейшее средство саморазвития, самореализации личности. Изменение целевой ориентации изменяет акцент и в методах и приёмах обучения. Для реализации целей выработки ключевых компетенции я в своей практике применяю такие приёмы, как тематические презентации, тестирование, решение задач, творческая работа учащихся.        Рассмотрим  особенности перечисленных выше приемов и выделим основные ключевые компетенции, формирующиеся при использовании этих приёмов.Тематические презентации.Особенности:1.Наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации презентаций.2.Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией презентаций.Формирует ключевые компетенции:1.Способность быстрого восприятия учебного материала.2.Развитие визуального внимания.Решение задач.Особенности:1.Постановка учебной задачи2.Анализ достаточности имеющихся знаний, самостоятельный поиск недостающей информации.3.Необходимость выбора оптимального способа выполнения работы, принятия решения.4.Обмен мнениями в группах, дискуссия.5.Самостоятельное выполнение работы.6.Анализ успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.Формирует ключевые компетенции:1.Самостоятельность, способность к самообразованию.2.Умение планировать работу по выполнению задания.3.Умение анализировать, оценивать результаты работы.4. Коммуникабельность, способность к общению, умение работать в коллективе.5.Ответственность за принятое решение.6.Самопрезентация.Тестирование.Особенности:1. Работа с математическими тестами.2. Ограничение во времени.Формирует ключевые компетенции:1. Ответственность за принятое решение.2.Умение планировать работу по выполнению задания.Творческая работа учащихся.Особенности:1.Моделирование и исследование геометрических объектов.2.Автоматизация графических работ.3.Создание презентаций.Формирует ключевые компетенции:1. Развитие пространственного воображения.2. Формирование информационной культуры.3. Развитие творческого мышления школьников. На своих уроках математики стараюсь формировать у учащихся некоторые наиболее важные из них, на мой взгляд, а именно: - коммуникабельность: уметь приводить доводы, аргументы, доказательства, умение общаться, уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения; - умение пойти на компромисс; умение работать в команде, находить нужную информацию для проектов, сообщений и т.д. - операции над числами: проведение измерений, применение формул, решение задач. - информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, нахождение дополнительной информации по заданной теме и т.д. - организация позитивной личной жизни, стремление к прогрессу: давая, знания на уроке, мы «подталкиваем» или учим детей усовершенствованию приобретенных умений и собственных способностей, для повышения результативности своей деятельности. - умение разрешать проблемы: при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и здесь важно научить ребенка путем поиска и использую различные приемы, позволяющие эти проблемы решать. Принцип успеха. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности. Создание ситуации успеха на уроке: 1.Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность.) 2.Реальная помощь в продвижении к успеху - инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения. 3.Экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!) . 4.Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты) . 5.Оценивание. Задачи, стоящие передо мной на каждом уроке, следующие:
  • повысить качество усвоения изучаемого материала
  • на каждом уроке создавать ситуацию успеха для каждого ученика
  • развивать логическое мышление и грамотную математическую речь
  • усилить практическую ориентацию школьных знаний
  • готовить учащихся к жизни и работе в коллективе
  • приобщить детей к здоровому образу жизни.
  • В своей работе я стараюсь изжить метод решения примеров и задач «молчком». Оправдал себя в моей практике метод комментирования. На уроках требую, чтобы дети комментировали каждый шаг в решениях, сопровождая объяснения необходимыми правилами. Таким образом, включаются все виды памяти – зрительная, слуховая, моторная. Кроме того, увеличивается доля разговорной речи на уроках. В этом могли убедиться те, кто был на уроках в моих классах. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельных работ: дидактическая игра, работа с книгой и т. д. Очень важно, для качественного усвоения полученного материала и домашняя работа ученика. Если ученик прослушал учителя, но не закрепил, полученные знания , ему очень трудно подняться на более высокую ступень. Поэтому, я задаю дифференцированное домашнее задание. Это позволяет любому ученику справиться с домашним заданием и не бояться, моего урока. У каждого ученика должна быть своя минута славы. Пусть он даже не любит решать задачи, а любит сочинять, или увлекается биологией. Я задаю иногда творческие задания на дом. Обычно при изучении темы «Отрезок, прямая, луч» в 5 классе я предлагаю ребятам написать сказку, где действующие герои геометрические фигуры. А при изучении дробей в 6 классе ребята дома придумывают задачи для соседа по парте. Уверяю вас, обычно, эти задачи и трудны и оригинальны. Несомненно, интерес к предмету, увлечение им может оказывать огромное влияние на качество усвоения. Если учителю удалось вызвать в учениках интерес к предмету, дать «пищу» их любознательности, подтолкнуть к достижению успеха, то половина дела уже сделана. И наоборот, однообразный, скучный материал, лишенный сам по себе эмоциональных элементов, может свести на нет эффект даже и хороших методических приёмов, применяемых учителем. Описанные выше приёмы позволяют сделать процесс обучения результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех- это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. А значит нам, учителям есть к чему стремиться.