"Педагог-Родители-Дети"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Педагог-Родители-Дети"
Автор: Голоухова Оксана Викторовна




Голоухова О.В.
март, 2023 г.

Сегодня тема взаимодействия участников образовательного процесса, педагогов, родителей и их детей, очень актуальна в работе дошкольного учреждения.
Термин взаимодействие предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей:переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общениюпедагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
В наш прогрессивный, динамичный мир, многие семьи смотрят на воспитание детей другими глазами, нежели более старшее поколение. Семьи с различными культурными обычаями и взглядами на жизнь, по-своему понимают место ребёнка в семье, в культурной и общественной жизни. Конечно, нагрузки на работе, проблемы также сказываются на родителях, а это в свою очередь отражается на детях. Безусловно, Все родители искренне любят своих детей, но не каждый может эту свою любовь проявить. Они знают, что нужно их ребёнку: образование, одежда, еда, любовь. Всё это родители дают ребёнку, но забывают о малом — о внимании к жизни своего ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой действуют вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Конечно же, каждый из родителей желает своему ребёнку лучшее. Но в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. А внимание — очень ценный дар, который родители могут подарить своему ребенку. Понимание значения внимания очень велико — это и любовь, и уважение, и чуткость, это понимание самой детской души, ее потребностей. Ведь детский возраст — это самый важный период человека. Детство — это фундамент. Каким мы все его заложим, таким и будет дальнейшая жизнь у ребенка.
Все мы пониманием, что семья и детский сад в определенный период жизни ребенка создают для него определенное образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
И от педагога здесь зависит очень много. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует высокого профессионализма и педагогического такта. И здесь очень важно грамотно и правильно выстроить педагогу работу также и с родителями. Ведь педагог воспитывает не только ребенка, но и его родителей. У воспитателей очень распространена фраза не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями. Для ребенка — дошкольника самыми близкими и самыми значимыми взрослыми являются его родители и воспитатели. И ребенок может стать заложником недопонимания между педагогом и своими родителями, что впоследствии приведет к различным проблемам. В силу того, что и у педагога, и у родителей имеется собственное представление о хорошем и правильном воспитании, то и пути достижения этого у них также могут отличаться. При том, что все участники преследуют благие цели и намерения, цель которых — хорошее воспитание.
Педагог ориентируется на полученные им профессиональные знания и профессиональный опыт. Родители в воспитании детей опираются на опыт своей семьи. К сожалению, не все родители готовы слышать, о том, что в их стиле и методах воспитания могут присутствовать неверные моменты. Ведь в силу непрофессионализма родители могут не учитывать индивидуальные особенности ребенка. Тут очень важно доверится воспитателю, поверить в то, что он действует в интересах ребенка.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
ПРИНЦИПАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется моделью на бумаге, если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Индивидуальный подход
Необходим, не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Сотрудничество, а не наставничество
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьезно
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ, ПОМНИТЕ:
Не выносите суждений.Воспитателю необходимо избегать суждений типа Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери), так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не поучайте.Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и учить жизни родителей, так как фразы На Вашем месте я бы… и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не ставьте диагноз.Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - Ваш ребенок не умеет себя вести, Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу всегда
настораживают родителей и настраивают против вас.
Не выпытывайте.Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
Не разглашайте тайну.Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не провоцируйте конфликты.Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.
И тут важно тесно взаимодействовать и сотрудничать с родителями воспитанников. Установить с ними доверительные, партнерские отношения. Вовлечь семью в жизнь сада. Существует много способов и форм для осуществления этих целей, например:
мастер- классы
открытые занятия
участия в оформлении группы, участка
семейные гостиные, досуги, праздники
совместные поездки (маршруты выходного дня)
Такое тесное сотрудничество обязательно даст свои плоды. Родители смогут увидеть и отношение педагога к детям, и его заинтересованность в образовательном процессе. Также при таком тесном сотрудничестве больше шансов на то, что родители в большей степени оценят важность детства, важность этого периода жизни их ребенка.
И, конечно, важно помнить конечную цель — что деятельность и педагогов и родителей направлена на социализацию ребенка в том обществе, в котором ему в дальнейшем нужно будет жить самостоятельно. А для этого ребенку нужна любовь, поддержка, понимание и родителей, и педагога.