Патриотическое воспитание средствами искусства во внеурочной деятельности


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание средствами искусства во внеурочной деятельности
Автор: Сергеева Алиса Валерьевна

Педагогический проект«Патриотическое воспитание средствами искусства во внеурочной деятельности».СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы формирования патриотического воспитания в современной школе.1.1.Изучить понятие и аспекты патриотизма1.2.Особенности формирования патриотических качеств личности школьников и нормативно-правовая база патриотического воспитания; направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, а также основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе; условия необходимости патриотического воспитания в школеВыводы по I главеГлава II. Идея и реализации проекта «Дорогой героев, дорогой отцов».2.1. Модель проекта2.2. Описание содержания проектаВыводы по II главеЗаключениеБиблиографический списокПриложение.ВведениеИзменения, произошедшие в России к в 90-е годам прошлого века, привели к трансформации направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях.  Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работаютИ.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжении многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян в сознании общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков. В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широком диапазоне. Свидетельства о патриотизме встречаются в военно-исторических документах и летописях еще в XI в. Патриотизм носит личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. В «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.) патриотизм закреплялся законодательно и ставится выше всех ценностей и добродетелей. В начале XIII века произошло обновление государственной идеи, главным из принципов стало «служение Отечеству и своим ближним». В XIX веке министром народного просвещения графом С. Уваровым провозглашена формула: «Православие, Самодержавие, Народность», символично отражавшая российскую национальную идею того времени. Первая мировая война, всколыхнувшая патриотизм граждан Российской империи, дала толчок к формированию обновленной идеи: «За Веру, Царя и Отечество». Патриотическая идея сохранилась в народе и после Октября 1917 года, в смертельно опасной обстановке новой властью выдвигается лозунг «Социалистическое Отечество в опасности!» Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы. Актуальность исследуемой проблемы позволила выбрать тему исследования «Патриотическое воспитание средствами искусства во внеурочной деятельности». Цель исследования: - разработать формы и методы патриотического воспитания во внеурочной деятельности.Задачи исследования:- выявить и рассмотреть теоретические основания проблемы патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе;- выявить основные методы, направления, формы работы по патриотическому воспитанию;- подобрать методики - формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся в процессе создания творческого проекта.- рассмотрев теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания школьников на современном этапе, привлечь внимание учащихся к научно - поисковой работе для приобретения ими опыта публичных выступлений и защиты результатов своего интеллектуального труда;- привлечь внимание детей, подростков, юношей и девушек школы к углубленному изучению Отечественной истории, героических и трагических страниц Великой Отечественной войны через литературное, музыкальное и изобразительное искусство.Объект исследования: процесс воспитания патриотизма средствами искусства во внеурочной деятельности.Предмет исследования: изучение условий для адаптации форм и методов работы по патриотическому воспитанию.Гипотеза исследования: проект патриотического воспитания средствами искусства во внеурочной деятельности.Актуальность изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.Глава I. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания в школе.1.1.Понятие и аспекты патриотизма Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся По мнению Л.С. Выгодского, патриотизм включает в себя :• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;• уважительное отношение к языку своего народа;• заботу об интересах Родины;• осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;• гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценностиРазличают несколько уровней Биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь. Психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте. Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим». Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением. Анализ философских, психологических, педагогических исследований, посвященных изучению различных аспектов патриотизма, позволяет определить его как сложное интегральное психологическое явление, которое включает в себя три аспекта: когнитивный (знания, представления); эмоциональный (отношение, чувства); поведенческий (готовность к действию, установка и непосредственное действие) .Таким образом, мы рассмотрели сущность понятие «патриотизм», на основе которого мы и будем строить дальнейшее исследование .1.2. Особенности формирования патриотических качеств личности школьников; направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, а также основные этапы реализации патриотического воспитания в школе; наше мнение о необходимости патриотического воспитания в школе. В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, И.Н. Руссу, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.И. Лутовинов и др. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, можно выделить следующие группы методов:- метод примера. Постановка школьника в позицию полноправного участника процесса создания реализации проекта, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании;- методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения: педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод - требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Необходимо создавать ситуации, в которых школьник упражнялся бы в патриотической деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость патриотической деятельности школьников для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.- методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать школьника корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает школьника к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение. Таким образом, накопленный опыт патриотического воспитания в школе даёт возможность педагогам и учащимся нашей школы выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма и реализовать ее через многолетний образовательный проект «Дорогой героев, дорогой отцов» В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Рассмотрим основные направления и формы работы по патриотическому воспитанию детей, а также основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе. Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности. Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие :
  • Художественно-эстетическое, которое имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, учащийся имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
  • Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  • Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое, ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
  • Таким образом, мы можем сказать, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность .Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как исполнение музыкального произведения, выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами – развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, – формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, – развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.Таким образом, можно сказать, что школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.Отметим, что основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития учащихся .• В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.• У учащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа• В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России.Таким образом, необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала в формировании патриотического мировоззрения в школе.Исследуя данную проблему от себя, мы можем отметить, что патриотическое воспитание в школе на данный момент является приоритетной задачей. Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность-гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки. И, конечно же, лучше всего взращивать патриотизм именно со школьной скамьи. Современная школа стремится не только обучить человека, но и воспитать нравственного гражданина. А «нравственность» не может существовать без понятия «патриотизм».  Резюмируя сказанное, отметим, что патриотическое воспитание осуществляется по различным направлениям, таким как художественно-эстетическое, историко-краеведческое, военно-патриотическое и т.д., а так же в многочисленных формах и методах, с учетом возрастных особенностей, таких как таких как эвристическая беседа, написание исторических сочинений, ролевые и тематические игры, убеждение, поручение, поощрение и Т.Д., что позволяет воздействовать на чувства, волю, сознание, развивать творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивать эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности. Выводы по I главеИсследовав теоретическую основу патриотического воспитания в современной школе, мы можем сделать следующие выводы:1) Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения.2) Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.3) В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала.4) Сущность понятия «патриотизм» предполагает дальнейшее исследование.5) В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.6) Накопленный опыт патриотического воспитания в школе позволяет успешно реализовать образовательный проект «Дорогой героев, дорогой отцов».2.1. Изучение наличия патриотизма у современных школьников Для выявления уровня патриотизма у учеников в школе было проведено анкетирование.Анкета «Патриотизм».1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?а) любовь к Родинеб) любовь к своей семье, близкимв) любовь к народуг) прославление побед Родиныд) любовь к родному городу, деревне, дому2. Закончите предложения.а) подвиги героев заставили нас задуматься…б) защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…в) когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…г) быть достойным гражданином своей страны – значит быть…3. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?а) Умение ценить настоящую дружбу;б) Готовность помочь другу в трудную минуту;в) Взаимопонимание;г) Честность, порядочность, принципиальность;д) Приятная внешность;е) Хорошие манеры;ж) Умение модно одеваться;з) Сила воли;и) Смелость;к) Решительность;л) Интерес, знание литературы, искусство, музыка;м) Интерес к политике;н) Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;о) Наличие денег на всякие расходы;п) Способности.4) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?а) Нет желания;б) Нет возможности;в) Считаю это не нужным.5) Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чём это проявляется? (Свободный вопрос).6)Назовите авторов современного российского гимна: Автор музыки Автор слов7) Насколько хорошо вы знаете выдающихся деятелей древней Руси?а) Рюрик и всеб) 1-2 князяв) Пару тройку знаюг) Многих знаюд) Могу назвать свыше десятка выдающихся политических и духовных деятелей древней Руси8) Считаете ли вы себя патриотом?а) Да;б) Нет;в) Частично;г) Не знаю.Пояснение к анкете:1) Первый вопрос помогает определить уровень базисного понимания 6тиклассником понятия «патриотизм».2) Второй вопрос помогает более широко определить уровень понимания понятия «патриотизм», помогает сопоставить себя с «патриотом», понять каков «патриот» в глазах ребенка.3) Третий вопрос помогает выяснить нравственные ценности учащегося и его окружения.4) Четвертый вопрос помогает выявить сложности с осознанием понятий «Патриот», «Патриотизм».5) Пятый вопрос необходим для самовыражения ребенка. По нему наиболее конкретно можно определить уровень патриотизма, самосознания в обществе, нравственности и гражданской ответственности.6) Шестой вопрос позволяет выявить уровень гражданственности.7) Седьмой вопрос дает нам представление об уровне знания ранней истории своей страны, как одной из базисных тем на которых строится патриотизм.8) Восьмой вопрос – вопрос-заключение. Ребенок должен сам вынести себе вердикт, что даст представление о честности ученика и позволит ему (ей) развивать в себе концепцию «я-патриот».Подведение итогов по данному анкетированию дало представление об уровне сформированности чувства патриотизма наших учеников и заставило задуматься о массовом вовлечении школьников в участии в нашем образовательном проекте.Глава II. Практическая часть по созданию и реализации проекта «Дорогой героев, дорогой отцов».Модель проекта.  Сроки реализации проекта:проект рассчитан на пять лет Подготовительный этап позволил нам собраться с мыслями, проанализировать родившиеся идеи. Подготовить нормативно - правовую и материально-техническую базу. Первый подготовительный этап. (2010-2011)Были разработаны положения творческих конкурсов, в которых были определены цели и задачи, участники и учредители конкурса. Порядок организации и проведения конкурса, основные номинации творческих и исследовательских работ. Состав жюри, экспертная и рабочая группы.Порядок оценки конкурсных работ. Подведение итогов и награждение.В приложении положения разработаны правила выполнения творческих и исследовательских работ. оценочный лист. Положение о конкурсе.Защита творческих проектов учащихся в рамках образовательного проекта, посвящённого Дню Победы «Дорогой героев, дорогой отцов»Общие положения.1.Цели и задачи конкурса:
  • Привлечь внимание детей, подростков, юношей и девушек России к углубленному изучению Отечественной истории,
  • героических и трагических страниц Великой Отечественной войны через литературное и музыкальное искусство.1.2. Активизация исследовательской деятельности учащихся, привлечение их к научно-поисковой работе, приобретение ими опыта публичных выступлений и защиты результатов своего интеллектуального труда.1.3. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся в процессе создания творческого проекта.2.Участники конкурса. В конкурсе принимают участие учащиеся 1-11 классов.3.Учредители конкурса. Учредителями конкурса являются:- администрация - родительский комитет школыII. Порядок организации и проведения конкурса.Конкурс проводится на базе школы.На конкурс представляются работы:- исследовательский проект «Песни опалённые войной»,- художественный плакат «Город – герой»,- исполнение стихов о войне.3. Основные номинации конкурса исследовательских и творческих работ.- историческая (исследование, реферат)- художественно-изобразительная (живопись, графика) - мультимедийная (видеофильм, презентация, анимация, 3D реконструкция и т. д)- исполнительская (вокально-хоровое творчество, чтение стихов)III.Жюри.Для организационно-методического обеспечения музыкального историко-просветительского конкурса исследовательских и творческих работ школьников сформированы жюри и рабочая группа по проведению конкурса. IV. Порядок оценки конкурсных работ.4.1. Оценка результатов конкурса проводится в каждой номинации по десятибалльной системе с учетом следующих критериев оценки качества конкурсных работ:- соответствие содержания работы объявленной тематике, уровень раскрытия темы,- уровень информационной компетентности,- оригинальность творческой работы,- культура оформления работы, выполнение объявленных требований по оформлению,- уникальность представляемых материалов.4.2. Оценка выступлений в конкурсе чтецов производится по следующим параметрам:-выбор текста произведения;-грамотная речь;-артистизм исполнения;-глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста. V. Подведение итогов конкурса и награждение.Подведение итогов проводится после завершения работы по рассмотрению и оценке конкурсным Жюри представленных работ. По каждому тематическому направлению конкурса определяется работа – победитель по каждой номинации с присуждением первого, второго и третьего места. Авторы победивших работ награждаются дипломами, грамотами и ценными подарками.По результатам оценки работ Жюри вправе дополнительно определить до 5 работ-призеров в специальных номинациях. Авторы этих работ награждаются дипломами.Награждение победителей и призеров конкурса состоится 4 мая 2012г. на праздничном концерте.Все участники конкурса творческих и исследовательских работ получают сертификаты участника конкурса. VI. Условия проведения конкурса.Сроки представления работ на конкурс – до 25 апреля Работы, поступившие в адрес конкурсного жюри после указанного срока, к участию в конкурсе не допускаются.VII. Приложение.7.1. Правила оформления исследовательского проекта «Песни, опалённые войной».Работа должна быть оформлена в соответствие со следующей структурой:-художественное оформление папки (карандаши, гуашь, краски)-титульный лист, -основная часть, -список использованной литературы, -приложения, На титульным листе работы указывается полное название учебного заведения тема работы, фамилии автора и руководителя, место и год написания (титульный лист не нумеруется).На следующей странице (нумеруется сверху номером 2) помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц. В основной части непосредственно раскрывается содержание избранной темы:-а) название произведения-б) авторы (можно краткие биографические сведения)-в) год создания- г) история создания-д) жизнь песни- перечень использованной литературы следует оформлять в виде библиографического списка.Иллюстративные материалы приводятся в конце работы в виде приложений:-а) иллюстрация к песне (готовые, авторские)-б) фотографии исполнителей-в) презентация к песне-д) исполнители песни в разные периоды истории (записи на СD) Приложения нумеруются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, в правом верхнем углу иметь надпись "Приложение" с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте. Печатать следует на одной стороне листе формата A4 (210 x 297 мм). Шрифт: Times New Roman , размер шрифта - 14 пт.Желательно приложить электронную версию текста на электронном носителе.Общий объем текста (без учета приложений) не должен превышать 10 страниц.Мультимедийные работы (в качестве самостоятельной работы) выполняются на стандартных, обязательно подписанных CD или DVD дисках с обязательным приложением сопроводительного листа и печатной аннотации представляемой работы. 7.2. Правила оформления художественного плакатов по теме:- «Город – герой»- «Город Воинской Славы»- «Ульяновцы в боях за Родину» Работа должна быть оформлена в соответствие со следующей структурой:- соответствие плаката единому макету (стандарт прилагается)- соответствие текста и фотоматериалов заданной тематике- соответствие художественно-эстетическим требованиям.Оценочный лист (десятибалльная система).Второй внедренческий этап. Второй внедренческий этап включил в себя разработанные в первом этапе следующие мероприятия.
  • Проектно-исследовательская работа «Песни, опалённые войной»
  • Конкурс художественного плаката «Город-герой»
  • Концерт в госпитале ветеранов
  • Праздничный концерт «Этот день Победы» .
  • Всем классам было предложены методом жеребьевки:- песня ВОВ, по которой и следовало сделать проектно-исследовательскую работу «Песни, опаленные войной», строго следуя разработанным инструкциям. (См. приложение)- город-герой, или город воинской славы. Изучив историю города в годы ВОВ, принять участие в конкурсе художественного плаката «Город-герой» В определенный срок все проекты были представлены к защите. Экспертная группа изучила, подсчитала баллы и сдала данные в жюри, где и были подведены итоги.Аналогично был организован и проведен конкурс художественного плаката «Город – герой». Каждому классу достался город-герой, город воинской славы. 11 класс сделал большую газету «Ульяновцы в боях за Родину»Сертификаты участников получили все участники, дипломы - победители.(См. в приложении результативный лист итогов конкурсов)Помимо разработанных конкурсных программ, в школе каждый год проходят уроки мужества, тематические экскурсии, к подготовке и проведению которых очень ответственно подходят старшеклассники. (См. приложение).Ежегодно ансамбль «Радость» выступает перед ветеранами войны, приглашая их в школу, и выезжают в госпиталь ветеранов.Выступление наших артистов было высоко оценено в госпитале ветеранов, о чем говорит статья с сайта администрации Ленинского района и (См. в приложении фотографии с концерта.)Особую воспитательную роль играют встречи с ветеранами. (См. приложение)Традиционны и любимы смотры строя и песни в нашей школе. (См. приложение).Праздничные концерты, посвященные Дню Победы, собирают множество отдыхающих в парке Победы послушать песни войны и о войне, которые с любовью и воодушевлением исполняют наши артисты. (См. приложение)Подведение итогов и награждение были проведены на большом праздничном концерте «Этот день Победы». Как правило, концерт собирает большую аудиторию. К нам приходят выпускники, жители микрорайона, родители учащихся. (См. в приложении фотографии с концерта.)Третий внедренческий этап .
  • Конкурс исполнения военной песни
  • Конкурс исполнения стихов о войне
  • Исследовательско - поисковая работа (сбор материалов о выпускнике школы Сидорине Алексее, погибшем в Афганистане в 1987 году).
  • Заявка на установку мемориальной доски Сидорину Алексею.
  • Праздничный концерт, посвященный Дню Победы.
  • Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили! Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они, и сегодня в строю. Сколько их... прекрасных и незабываемых? Каждая из военных песен - истинный шедевр, с собственной жизнью и историей. Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвятили конкурс военной песни. Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом ее огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несет в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обостренных разлукой и возможностью смерти. Все это непреходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.Следовательно, изучение военной песни является актуальной и важной составляющей нашего проекта. Актуальность проблемы усиливается потенциальной возможностью, заложенной в военной песне, к предотвращению личностного распада, к формированию чувства сопричастности к огромному историческому пласту предшествующих поколений, к разделенности исторической судьбы с предшествующими поколениями. Военная песня - безусловное достояние каждой нации. В настоящее время именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня вполне способна стать стержнем в духовном обновлении нации, в ее духовном оздоровлении.Если ранее все военные песни в дни празднования Дня Победы исполнялись общим хором, то на данном этапе проекта каждому классу была предоставлена возможность показать свое отношение, мастерство в конкурсе исполнения военной песни.Каждому классу была подобрана песня по его возможностям. Предоставлена возможность своей интерпретации, своего видения тех событий, о которых они поют. И исполнители оправдали наши ожидания. На высоком творческом подъеме были исполнены общие песни. А песня Д.Тухманова «День Победы» исполнялась всем залом, объединяя участников конкурса и зрителей, взрослых и детей.Победители конкурса стихов о войне так же были участниками праздничного концерта. И в этот день их исполнение было еще более проникновенным и взволнованным. Формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, традициям своей страны; развитии эстетического и литературного вкуса, интереса к поэзии, способности воспринимать неравнодушно литературное творчество-это задачи, которые мы ставили, организовывая конкурс чтецов, были успешно решены.Четвертый внедренческий этап.
  • Установка мемориальной доски Сидорину Алексею
  • Фестиваль - конкурс афганской песни
  • Встреча с ветеранами афганской войны
  • Конкурс стенных газет
  • Исследовательско - поисковая работа по созданию» Книги памяти»
  • 1 сентября года на торжественной линейке была установлена мемориальная доска выпускнику школы Сидорину Алексею, погибшему в Афганистане в 1987 году.В году исполняется 25 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Обойти эту дату стороной мы не могли.Современная военная песня - явление, еще не до конца оформившееся. Надо сказать, что современные локальные войны - это войны, не популярные в народе. В обычной жизни политика ведения этих войн не поддерживается народом, частично, не разделяется она и в армии. Но, тем не менее, эти войны касаются всего нашего народа. В жанровом отношении - это в основном так называемая «авторская песня», то есть песня, исполняемая, как правило, в походных условиях под гитарный аккомпанемент. В основном - это песни - раздумья, песни - воспоминания.Таким образом, военная песня возникала тогда, когда люди испытывали самые обостренные чувства, попадали в самые экстремальные ситуации, в ситуации опасности. Эти песни возникали тогда, когда требовалась мобилизация всех физических и нравственных сил, когда проявлялась вся суть человека. И поэтому именно военная песня имеет огромный потенциал влияния на духовную жизнь общества, как никакой другой песенный жанр.С теплом и любовью исполняли участники фестиваля песни, рожденные в непростых условиях. Победители конкурса исполнили свои песни для ветеранов афганской войны на вечере-встрече, посвященной 25-летию вывода советских войск из Афганистана. С большим вниманием и уважением слушали учащиеся выступления воинов-интернационалистов.Во встрече с афганцами принимал участие детский военно-патриотический клуб «». Его участники продемонстрировали приемы рукопашного боя, умение обращаться с оружием. Завершилась встреча совместным исполнением песни Юрия Слатова «Синева».На этом этапе проекта стартует еще одна исследовательско - поисковая работа по созданию школьной «Книги памяти». Для успешной реализации данного проекта необходимо участие всей школы. Учащиеся каждого класса создают свою главу книги, в которой расскажут о своих родственниках - участниках Великой Отечественной Войны. Завершение работы по данному проекту планируется в обобщающем этапе проекта(2014-2015).Пятый обобщающий этап
  • Завершение работы по созданию школьной «Книги памяти»
  • Сбор материалов - воспоминаний о первом директоре школы Мерном Д.Я. , участнике ВОВ
  • Установка мемориальной доски первому директору школы Мерному Д.Я.
  • Торжественный концерт, посвящённый 70-летию Победы
  • На данном этапе планируется завершение проекта «Книга памяти». Она должна быть напечатана и представлена на торжественном концерте, посвященном 70-летию Великой Победы.В школьную книгу памяти планируется внести собранные материалы воспоминаний учителей школы, выпускников, родителей, однополчан, родственников о первом директоре школы Мерном Д.Я. , участнике ВОВ, принимавшем активное участие в формировании патриотического воспитания школьников до последнего дня своей жизни, щедро делясь своими воспоминаниями, жизненным опытом. (См. приложение).В перспективе нашей работы установка мемориальной доски первому директору школы Мерному Дмитрию Яковлевичу и присвоение школе его имени.Выводы по второй главе. Как было выше сказано, перед началом реализации нашего проекта было проведено анкетирование по уровню сформированности чувства патриотизма учащихся. (См. приложение-диаграмма)По представленным данным видна очевидная прогрессия повышения уровня сформированности чувства патриотизма учащихся.Мы, учителя эстетического направления, были заинтересованы в количественном изменении участников нашего проекта. Представляем данные по этому исследованию. ( См. приложение-диаграмма)Один из путей успешной реализации нашего проекта – привлечение не только учащихся, но и их родителей к активному участию в проекте. (См. приложение-диаграмма) В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Школа выступает стартовой площадкой в развитии патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дает все необходимое для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала. В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.  Для реализации своих идей о формировании патриотизма мы разработали педагогический проект «Патриотическое воспитание средствами искусства во внеурочной деятельности», включающее планирование мероприятий гражданско-патриотического характера, формирование патриотизма согласно возрастным особенностям, интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма и отличается многообразностью мероприятий и формальными особенностями. Этот проект позволяет последовательно формировать чувство патриотизма у учащихся школы во внеурочной деятельности. В довершении можно сказать организация патриотического воспитания в школе на современном этапе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его. Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную. Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.Библиографический список1. Аронов, А. Воспитываем патриотизм // А.В. Аронов - Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.- С. 10-132. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.3. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. ПашковичСПб: КАРО, 20094. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С. Выгодский Пед. психология. – М.,1991.5. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. - № 4.- С.183-189.6. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. – сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольника).7. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.8. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности./ Л.В. Кузнецова – М.: Педагогика, 1986.9. Ломоносов, М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.10. Мусин-Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы // А.А. Мусин-Пушкин - Русская словесность. – 1996. - № 4. – С. – 34-38.11. Никитин, Н. Биография патриотизма / Н. Никитин / / Патриот. – 2003. № 34.12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. – Москва: Учитель, 2008.13. Парфенов С., Козлова С. Новый патриотизм? // С. Парфенов, С. Козлова - 2003. - №6. – С 3-7.14. Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский - ПИШ. – 1993. - № 1. – С. 3-10.15. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990.16. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце В.А. Сухомлинский – М.: Молодая гвардия, 1980.17. Троицкий, В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // В.Ю. Троицкий - «Педагогика». – 1998. - № 2. – С. 3-7.18. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.,1974, -т.9 – С.117-118. Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. – М.: Знание