Межпредметные связи в образовательном процессе музыкальной школы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Межпредметные связи в образовательном процессе музыкальной школы
Автор: Сережкина Ирина Витальевна
Для того, чтобы исполнять музыкальное произведение, не только воспроизводя правильно нотный текст, но и придавать ему выразительность, эмоциональность, художественность, ученик должен обладать знаниями в области сольфеджио, музыкальной литературы, ритмике и других предметов. Эти знания и навыки помогут облегчить работу над музыкальным произведением и сделают ее более понятной и интересной. Поэтому изучение всех предметов в музыкальной школе не должно происходить разрозненно, должна быть выстроена взаимосвязь всех музыкальных дисциплин. В XXI веке интеграция становится одним из ведущих принципов развития образовательной системы. Понятие «интеграция» (лат. — восстановление, восполнение, объединение частей в целое) предполагает взаимосвязь, различных областей знаний, дисциплин, форм и методов работы, сложившихся в рамках данных дисциплин. Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себеобучение одновременно по нескольким дисциплинам одного понятия, темы или явления. Поэтому, урок по фортепиано требует от преподавателя комплексного подхода, основанного на интеграции элементов различных дисциплин, изучаемых в ДШИ. Сейчас каждый преподаватель вне зависимости от того, что он преподает, должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано.Ритмика и фортепианоФормирования чувства ритма - одна из наиболее важных и сложных задач. Важнейшим навыком в ритмическом воспитании начинающего пианиста должно быть восприятие и воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей, являющейся основой для развития чувства темпа. Основными эталонами темпа могут служить три основных его разновидности – быстрый, умеренный и медленный. Одновременно с выработкой ощущения одинаковых длительностей - долей - учащиеся сталкиваются с понятием «акцент» (ударение, понятное ему из разговорной речи). Выработку ощущения чередующихся пластических ударений - «чувство акцента» - считается важной стороной ритмического воспитания.С первых уроков учащегося-пианиста формируется и чувство соотношения длительностей. В урок включаются комбинации из неравномерных длительностей. На уроках ритмики упражнения с равномерной пульсацией долей шагами, а отображение ритмического рисунка хлопками используются на уроках фортепиано: нога отбивает пульс, а руки исполняют мелодию (ритмический рисунок). Происходит осмысление ритмического воспроизведения длительностей: на один удар ногой исполняется две восьмые ноты, четыре шестнадцатых и т.д. Для начинающих музыкантов данное упражнение представляет немалую трудность, однако исполнение ритмического рисунка в движении, его пение и заполнение развивает навык органической связи движения с музыкой.Эта начальная фаза ритмического воспитания очень важна и необходима, не овладев этими умениями и навыками учащийся не сможет успешно продвигаться вперед.Музыкальная литература (слушание музыки) и фортепианоДовольно остро в современной музыкальной педагогике стоит проблема развития чувства формы у учащихся. Конечной целью данного важного и трудоемкого процесса нужно считать воспитание в ребенке грамотного слушателя и исполнителя. Промежуточными целями при этом будут являться умение проследить логику развития музыкального материала, понимание выразительного значения тем и разделов.Поэтапное развитие чувства формы начинается с первого года обучения с приобретения слуховых навыков в осознании членения мелодии на отдельные построения-фразы и соотношения фраз между собой (в основном по принципу повторности и неповторности). Уже на самом начальном этапе обучения игре на фортепиано необходимо проводить неразрывную связь слухового анализа с музыкальным исполнительством. Нужно акцентировать внимание учащихся на особых ощущениях, которые помогают угадать моменты смены дыхания при пении и снятия руки при игре на фортепиано. Кажется, особо важным то, что движение и пение в данном случае взаимосвязаны. Такой комплексный подход особенно удобен для работы с маленькими детьми.Словесно выражать ощущения цезуры на границах построений необходимо без громоздких объяснений и заучивания определений.Например, в слуховом анализе доступного ученику произведения, помимо выделения основных построений, разделы формы сравниваются между собой. Для того, чтобы зафиксировать строение пьесы, рекомендуется применять не термины или буквенные схемы, а наглядные условные обозначения. Можно применить, например, геометрические фигуры разной формы и цвета. При этом смена цвета фигуры будет условно обозначать вариант темы, а смена формы - смену музыкального материала.Благодаря этой систематизации у ученика закладывается предварительная слуховая база для дальнейшего освоения форм периода, вариационной, простой двухчастной и простой трехчастной форм.Распространенная форма структурного анализа мелодии на начальном этапе заключается в определении:делится ли мелодия на фразы?если делится, то на сколько?повторны или не повторны фразы?Ученику, освоившему ноты и длительности, на раннем этапе обучения рекомендуется предложить такую форму работы, как поиск «на глаз» в тексте цезур для дыхания. На следующих этапах наблюдение за музыкой по нотам при её прослушивании учит детей ориентироваться в музыкальном тексте сочинений, облегчает освоение навыка игры по нотам. Произведения европейских и русских классиков входят в годовые требования каждого исполнительского класса. Также они изучаются на уроках музыкальной литературы на протяжении почти всего курса. Чтобы суметь передать сущность музыки, её содержательность в практическом исполнении помогут навыки слухового анализа и знание исторического возникновения и бытования тех или иных музыкальных жанров, полученные на уроках музыкальной литературы.Сольфеджио и фортепианоИнтеграция сольфеджио с игрой на инструменте также очевидна. С первых уроков, играя на одном звуке, ученик учится интонировать. Постепенно расширяя диапазон мелодий, ребенок приобретает навык осмысленного сольфеджирования: ниже, выше. Межпредметные музыкальные умения формируются и развиваются в ходе обучения. В старших классах, исполняя полифонические произведения, хорошей практикой является пропевание одного голоса и игра другого, чтобы затем при исполнении прослушивать ведение тем в разных голосах. Итак, включение в урок фортепиано всевозможных знаний, касающихся различных музыкальных дисциплин, является основной составляющей принципа развивающего обучения в музыкальной педагогике. Важнейшим смыслом подобной интеграции является воспитание в сознании учащегося ощущения единства, целостности образовательного процесса в ДМШ. Межпредметные связи в образовательном процессе необходимы для наиболее полного всестороннего эстетического развития ребенка, позволяющего направлять его на познание мира в его многообразии, развивать потенциал ученика, побуждать его к активному познанию окружающей действительности, повышать его познавательный интерес, развивать воображение, внимание, мышление, речь и память.