«Ступени детского творчества»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Ступени детского творчества»
Автор: Штурмина Светлана Степановна

1.Номинация Практики: «Лучшие воспитательные практики дошкольных образовательных организаций».2. Название ОО: МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида» г. Далматово.3. Название практики: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».4. Направление воспитательной работы: художественно-эстетическое развитие.5. Актуальность практики: Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность ребёнка. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Рисование одно из любимых и доступных занятий у детей, где можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи. Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение. В настоящее время разработаны программы и методические рекомендации по развитию детского творчества (Доронова Т. Н., Комарова Т. С., Игнатьев Е.И., Палагина Н.Н., Лилов А.Н., Романова Е.С., Потемкина О.Ф. и др.).6. Оригинальная идея Практики:Развитие детского творчества через нетрадиционные техники рисования. Вызвать желание ребёнка побывать в сказочном мире фантазии и творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно и т.д. 7. Цель и задачи:Цель: создание образовательного пространства, направленного на развитие творческих способностей, изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.Задачи:- формировать представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;- учить приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;- развивать творчество, фантазию и воображение воспитанников путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;- воспитывать чувство коллективизма, товарищества, стремление прийти на помощь друг другу.8. Участники: воспитатель и дети подготовительной группы.9. Условия реализации: в группе организован «Центр творчества», где находятся необходимый материал для изобразительного творчества.
  • Столы для детей: 10 шт.
  • Стул для детей: 20 шт.
  • Шкаф для пособий: 1 шт.
  • Мольберт:1шт.
  • Магнитофон: 1шт.
  • Проектор:1 шт
  • Экран:1 шт
  • Изобразительные материалы.
  • 10. Содержание воспитательной работы, алгоритм реализации, описание основных этапов реализации Практики:Формы работы с детьми:организованная образовательная деятельность;• дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей и мелкой моторики;• выставки (групповые, индивидуальные, коллективные);• конкурсы;• экскурсии;• наблюдение за окружающим миром;• рассматривание иллюстраций, книг по изобразительной деятельности.Для освоения нетрадиционных технологий используются разнообразные приёмы и методы:· словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);· наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);· метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);· игровые (дидактические, развивающие, подвижные)· метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).Интеграция всех образовательных областей:· Социально-коммуникативное развитие· Познавательное развитие· Речевое развитие· Художественно-эстетическое развитие· Физическое развитиеЭтапы работы: На 1 этапе (репродуктивном) ведется  работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.На 2 этапе (конструктивном) ведется  работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.На3 этапе(творческом)  дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.11. Ожидаемый результат, полезные эффекты от реализации Практики:- у детей сформированы представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;- дети владеют приемами нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;- у детей развиты творческие способности, фантазия, воображение; образное мышление; способность к экспериментированию и принятию решений.12. Ресурсы (информационные, методические, финансовые, кадровые, управленческие и др.):1. ttp ://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/kak-my-risovali-penoj.html2. 3.4.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.5.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.6.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.13. Критерии эффективности использования опыта:Наблюдение за изобразительной деятельностью детей.Уровень овладения детьми техническими навыками.Низкий – ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения выбранного нетрадиционного способа изображения.Средний – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но выбирает технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или ребенок прибегает к помощи педагога.Высокий – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает их, использует их для полного раскрытия своего замысла.Уровень овладения детьми создания художественного образа.Низкий – образного решения нет или используется бедное изолированное образное решение.Средний – образное решение строится на отдельных не характерных деталях, выразительность приглушена стереотипами.Высокий - образ создается через характерные особенности, и дополнительные штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.Уровень овладения детьми композиционными навыками.Низкий – изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не прослеживается, композиция отсутствует.Средний - изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая перспектива.Высокийкомпозиция интересная, найдены выразительные решения, пространство листа используется полностью и гармонично.Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа.Низкий – живописное решение отсутствует (встречается редко);Средний цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как средство раскрытия образов.Высокий – живописная композиция включена в образный и смысловой строй работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения темы.Оригинальность рисунка.Низкий – типичное содержание и стереотипное исполнение.Среднийотражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения.Высокий - есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение. У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов для творческих работ.14. Рекомендации по использованию опыта: мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало. Рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций, родителям воспитанников.15. «Информационный след» представляемой практики воспитательной работы (событийное и информационное обеспечение, воспитательные мероприятия):КляксографияПечатание листьямиРисование ладошкамиНабрызгРисование мыльными пузырямиРисование ладошками Рисование жесткой кистьюРисование вилкой