Использование воспитательных усилий родителей обучающихся, помощь семьи в решении вопросов воспитания ребёнка.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование воспитательных усилий родителей обучающихся, помощь семьи в решении вопросов воспитания ребёнка.
Автор: Ирина Леонидовна Волкова
Использование воспитательных усилий родителей обучающихся, помощь семьи в решении вопросов воспитания ребёнка. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. С момента, когда ребенок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель - ученик-родитель). Поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.Совместная работа педагогов и родителей - это партнерская деятельность, направленная на гуманизацию воспитательной среды, выработку общей стратегии деятельности школы и семьи, определения программ совместной работы, совершенствования педагогического мастерства, культуры родителей и педагогов, в освоении новых принципов жизнедеятельности и развитии новых форм общественной жизни.Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. А для этого в соответствии с ФГОС нового поколения необходимо:- разработать содержание педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию;- пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний.- совершенствовать взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем, расширять сферу их совместной деятельности и общения.Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их учителем - самые тесные и активные.Руководствуясь планом воспитательной работы НОО нашей школы, классные руководители в начальной школе выделяют следующие формы работы с родителями: индивидуальные и коллективные, традиционные и нетрадиционные.Самыми распространенными традиционными формами работы с родителями являются:Родительские собрания - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.Конференции - чаще всего мероприятие, где можно обсудить один и несколько вопросов воспитания, представить положительный опыт и традиции семейного воспитания.Советы родителей - это небольшая группа родителей (примерно пять человек, но может быть больше или меньше), которую выбирают сами родители. Совет родителей представляет интересы других родителей перед школой, решает вопросы жизни класса.Индивидуальные беседы с родителями обучающегося.Консультации родителей, которые может проводить классный руководитель и психолог школы.К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские вечера и родительские ринги.Интересной и достаточно новой формой работы с родителями, которую успешно применяют классные руководители нашей начальной школы, являются родительские вечера. Это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.Ещё одной нетрадиционной формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм привлечения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.Темы родительских рингов, проведённых в начальной школе в этом учебном году были самыми разнообразными. Были предложены, например, такие:Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?“За” и “против” школьной формы.Нужны ли ребенку праздники?Трудности школьного урока. В чем они состоят?Так же в начальной школе существуют и другие формы работы с родителями, которые можно разделить на следующие группы:- формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, создание классной библиотеки и мн. др.;- формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, походы, экскурсионные поездки.Дети очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, и гордятся участием родителей в жизни класса и школы. Надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить заповедь: “Прежде всего, не навреди”. Семьи очень разные. У каждой свои проблемы и трудности. Поэтому невозможно дать готовый и единственный правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Согласно модулю «Классное руководство» общешкольной программы воспитания на текущий учебный год в начальной школе работа с родителями ведется в нескольких направлениях.Первое направление «Просвещение родителей».Целью этой работы является повышение психолого-педагогической компетентности родителей и эффективности семейного воспитания.Просвещение осуществляется на общешкольных и классных родительских собраниях.На общешкольных родительских собрания проводятся тематические лекции по различным вопросам жизнедеятельности как детей так и взрослых: здравоохранение, духовно-нравственное воспитание, профилактика правонарушений, безопасность и т.д. На классных родительских собраниях анализируются учебные достижения обучающихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности, консультирование по вопросам учебы и воспитания детей. А так же принимаются решения, требующие учета мнения родителей по различным вопросам школьной жизниВторое направление работы с родителями - «Индивидуальная работа с семьями». Её осуществляют классный руководитель и социальный педагог школы. К числу удачных форм работы с родителями можно отнести индивидуальные беседы с родителями в ходе посещения семей учащихся. Во время рейда в семью обучающегося классный руководитель имеет возможность познакомиться с микроклиматом в семье. Обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка, познакомиться с жилищными условиями, проконтролировать соблюдение режима школьниками обсудить волнующие вопросы. Каждый классный руководитель по итогу посещения семьи обучающегося составляет протокол. Классные руководители проводят беседы в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. При необходимости подключаем психолога школы, завуча, директора. Постоянно ведется наблюдение за процессом социализации детей, относящихся к категории опекаемых. Третье направление работы «Организация сотрудничества с семьями».Целью этого направления является привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.Такая работа рассматривается как популяризация организованных форм проведения семейного досуга, мотивация родителей к занятию семейным творчеством, распространение лучшего опыта семейного воспитания, формирование у родителей компетенций, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. К числу наиболее ярких совместных мероприятий, проведённых в начальной школе в этом учебном году можно отнести:- привлечение родителей к помощи и организации классных мероприятий: «Праздник прощания с Азбукой», «День именинника», подготовка праздника «Мы прощаемся с начальной школой», «Масленица».- привлечение родителей к помощи в организации и проведении общешкольных мероприятий и праздников: спортивных мероприятий «Мама, папа, я – спортивная семья», Фестиваля театральных миниатюр, конкурсов поделок, проектов, творческих дел.- привлечение к организации экскурсионных поездок, туристических походов, что способствуют сближению родителей – педагогов - детей, доверительному общению в неформальной обстановке.- родители участвуют в акциях: «Покормите птиц зимой», «Посади дерево».Большинство родителей с удовольствием посещают данные мероприятия, участвуют в подготовке (помогают изготовлять костюмы, декорации), высказывают свои предложения по содержанию и форме проведения. И в заключении хочется еще раз отметить, что лишь взаимодействие семьи и школы открывает новые возможности для создания условий развития каждого ученика как гармонично-развитой, успешной личности, обогащенной научными знаниями, с гражданским самосознанием.Не секрет, что в нынешних реалиях взаимодействие семьи и школы – проблема современного образования. Но берет она свое начало из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями». Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи отводится педагогам. В основе взаимодействия семьи и школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.