птичка- синичка
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: птичка- синичка
Автор: Мухаметова Наталья Николаевна
Тема НОД: «Птичка-синичка».Направление образования и развития (образовательная область) : художественно-эстетическое развитие.Цель: учить детей, рисовать синицу, выстраивая изображение из составных частей.Задачи:расширять знания о зимующих птицах; познакомить с праздником народного календаря Синичкин день;развивать навыки равномерного закрашивания цветными карандашами, не выходя за края рисунка;воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.Виды деятельности: изобразительная (рисование)Формы организации: групповая, индивидуальная.Формы реализации детских видов деятельности: продуктивная.Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, простой карандаш, ластик на каждого ребенка; аудиозапись голос синицы, образцы для рисования птиц.Предварительная работа: Чтение рассказов Н. Сладкова «Большая синица», «Зимовка», «Клюв», «Крылья», А. Барто «Синица», Е. Благинина «Улетают, улетели»; чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь»; чтение поговорок о зимующих птицах; просмотр развивающего видео «Зимующие птицы», «Птичка-синичка»; наблюдение на прогулке за синичками.Ход НОДДеятельность воспитателя Деятельность детейI. Вводная частьЗвучит аудиозапись голос синицы. Дети стоя в кругу, прислушиваются, пытаются угадать, что за птица поёт.- Здравствуйте, ребята! Вы, узнали чей это голос?Ответы детей.- Правильно ребята - это синица.Предлагает детям послушать стихотворение про синицу.«Я - проворная синица,Мне на месте не сидится,Я мороза не боюсь,Вместе с солнышком проснусь.Загляну в твое окошко,Дай мне зернышек немножко.Твоя помощь мне нужна,Мне бы сала и зерна.За добро благодарю:Тебе песенку дарю».II. Основная часть- Ребята, а вы знаете, что 12 ноября отмечается Синичкин день - день встречи зимующих птиц. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних пернатых гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них корм, делают и развешивают кормушки.- В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей. Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам:«Если синица свистит – быть ясному дню».«Если пищит – быть ночному морозу».«Собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду».- Само название «синица» не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»- Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.- Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Ответы детей.- Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением около жилья людей они дают сигнал нам, что скоро зима, не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.- Что мы можем для них сделать? Чем мы будем их кормить? Ответы детей.- Молодцы! С вашей помощью птицы обязательно доживут до весны!- А знаете ли вы, что синички бывают разные и выглядят они по-разному.- Синичка-масковка - самая маленькая, у нее скромное оперение; самая красивая- лазоревка: сама ярко-голубая, спинка зеленая, грудь и брюшко желтые; у хохлатой синички на голове хохолок, а на шее черный галстук, ее называют гренадеркой; еще есть синичка- ремеза и долгохвостая синица.Дети рассматривают иллюстрации с изображение синичек.- Сегодня мы с вами будем рисовать синичку. Рисовать синицу начнем так, как обычно рисуем птиц. Дети садятся за столы.- Сначала нарисуем овальное туловище. Затем нарисуем голову. Овальные крылышки, немного заострим концы – это самые длинные перья. Прямоугольный хвост, треугольный клюв, круглые глазки, прорисуем пёрышки. А затем, нарисуем лапки, на них цепкие когтистые пальчики, крепко обхватывающие ветку. Дети приступают к рисованию птицы простым карандашом.В ходе самостоятельной работы детей воспитатель оказывает индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирует деятельность детей. После того как дети прорисуют птицу карандашом, проводится физкультминутка.Физкультминутка «Птички летают».Синички-синички, длинные реснички,В гости прилетели, на окошко сели.Желтым брюшком красовались,Черным хвостиком любовались.А в баночке синей краски навелиИ крылышки раскрасили.Платочки черные надели,Мотив веселенький пропели,Поскакали, поклевали, И куда-то улетели. Дети выполняют движения.Дети бегают, машут руками. Приседают. Руки на поясе повороты туловищем. Оглянуться посмотреть на «хвостик». Круговые движения рук. Погладить свои руки. Соответствующие движения. Дети бегают, машут руками.- Ребята, немного отдохнули, продолжаем работу.- Возьмите цветные карандаши раскрасьте наших синичек. Дети садятся на свои места и продолжают работу.III. Заключительная часть- Молодцы ребята. Вы все постарались и у нас получились замечательные птички-синички.- Вспомните, о чём мы говорили?- Что понравилось вам больше всего? Ответы детей.Готовые работы вывешивают на доску и рассматривают.