Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с РАС в условиях общеобразовательной школы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с РАС в условиях общеобразовательной школы
Автор: Юлия Валерьевна Козлова
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с РАС в условиях общеобразовательной школыОдной из наиболее сложных проблем современного образования является сопровождение категории детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения.Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.Задачи психолого-педагогического сопровождения:Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.Определение и создание специальных условий, способствующих адаптациии социализации учащихся в школе и освоению адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) начального общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК.Индивидуализация содержания, организации и методов образования и коррекционной помощи - разработка индивидуальных адаптированных образовательных программ (АОП) и/или индивидуальной программы (плана) психолого-педагогического сопровождения. Данная задача включает определение содержания, направлений, форм, эффективных методов и технологий при осуществлении комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС.Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.Мониторинг динамики развития обучающихся с РАС и успешности в освоении АООП и/или АОП, корректировка коррекционных мероприятий.Основные направления психолого-педагогического сопровождения (поддержки) обучающихся с РАС:Помощь в овладении содержанием АООП, включая создание специальных образовательных условий.Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций.Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) обучающихся с РАС не изолированный блок работы, а составная часть всего образовательного процесса, регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации.Коррекционная работа вплетается и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.Она осуществляется в ходе реализации:коррекционных курсов в индивидуальной, подгрупповойи групповой формах (коррекционно-развивающая область);программ дополнительного образования (студии, кружки, секции);внеурочных внутришкольных мероприятий (праздники, концерты, творческие и спортивные акции);внешкольных мероприятий (экскурсии, прогулки, походы).В основу психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС заложен деятельностный подход, осуществление которого предполагает:Вариативность и индивидуализацию содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с РАС, обеспечивающие развитие собственного потенциала, познавательных мотивов, расширение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в этих областях, успешную социализацию и адаптацию.Признание того, что развитие личности обучающихся с РАС зависит от характера организации доступной им познавательной, речевой, предметно-практической и учебной деятельности.Придание результатам образования социально и личностно значимого характера.Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение академических результатов, но и, прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.В рамках нового стандарта впервые нормативно закрепляются требования к дифференцированным уровням образования внутри категории детей с РАС (варианты 8.1; 8.2; 8.3 и 8.4). Это позволяет образовательной организации осуществлять образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение (поддержку) дифференцировано: с учетом общих и специфических особых образовательных потребностей для отдельных категорий обучающихся с РАС.Рассмотрим особенности организации психолого-педагогического сопровождения (поддержки) разных категорий детей с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения (поддержки) детей с РАС, обучающихся по варианту 8.1 АООП, являются следующие:оказание ребенку помощи в формировании жизненных компетенций, развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;работу по профилактике межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;создание условий для успешного овладения учебной деятельностью. Сопровождение детей с РАС, обучающихся по вариантам 8.2 и 8.3АООП, в большей степени направлено на:развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду;поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения;расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах. Обучение по варианту 8.4 требует от организации разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС в данном варианте направлено на:планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду;дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми;развитие жизненных компетенций в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).Алгоритм действий включает:Знакомство с ребенком и его родителями до начала учебного года. Это необходимо для предварительного установления контакта, знакомства ребенка с учителем, пространством школы, класса (при отсутствии большого количества детей и взрослых), а также для сбора первичной информации о ребенке.Организация сопровождения тьютора (по рекомендациям ПМПК) в адаптационный период. Адаптационным периодом считаются первые несколько недель обучения. Это положение закрепляется в локальном акте о коррекционно-развивающей работе.Проведение обследования ребенка с РАС.Обследование совпадает по времени с адаптационным периодом. В этот период времени учителем и специалистами сопровождения осуществляется оценка особенностей ребенка и уровня его развития. Оценка осуществляется в ходе учебного процесса, режимных моментов (перемена, завтрак), внеурочной деятельности (например, на занятиях педагога-психолога).Наиболее полная и достоверная информация о текущем уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и об особых потребностях позволит более точно определить цели коррекционно-развивающей работы.Проведениепсихолого-медико-педагогического консилиума(ПМПк).Разработка индивидуальной коррекционной программы (программы психолого-педагогического сопровождения).По итогам консилиума дорабатывается и утверждается адаптированная программа для обучающегося с РАС, включающая коррекционно-развивающую область. В случаях, когда разработка АОП не требуется, разрабатывается индивидуальная коррекционная программа (программа психолого-педагогического сопровождения).Ознакомление родителя с АОП или индивидуальной коррекционной программой.Учитель и специалисты информирует родителя о планируемой работе с ребенком и включают родителя в процесс коррекционной работы.Проведение динамического ПМПк (обычно в середине учебного года) для анализа результатов работы специалистов в русле поставленных целей, при необходимости осуществляется корректировка целей или специальных условий, а также объема помощи, направлений и форм работы.Проведение итогового заседания ПМПк (проходит в конце учебного года), на котором осуществляется комплексная оценка динамики в развитии ребенка и освоении им АОП, эффективность индивидуальной коррекционной программы. Осуществляется планирование образовательной деятельности обучающегося с РАС в следующем учебном году.Несмотря на то, что основные условия обучения детей с РАС прописывает ПМПК, определение индивидуальных условий для конкретного ребенка, а также постановка конкретных целей - функция школьного консилиума. Все решения по обучению и сопровождению ребенка с РАС принимаются коллегиально на определенный срок (обычно до конца полугодия) с прописанной ответственностью каждого участника междисциплинарной команды.Существуютмоделипсихолого-педагогического сопровождения, при которых ребенок с РАС может получать образование как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне ее.Вариативность моделей индивидуальных образовательных маршрутов может исходить из форм обучения. Обучение может проходить в очной, очно-заочной и заочной форме. Также существует форма надомного обучения. При этом закон допускает сочетание различных форм обучения при получении образования. Следовательно, образовательной организации необходимо использовать все варианты форм обучения с целью разработки наиболее эффективных индивидуальных образовательных маршрутов для каждого обучающегося с РАС.Существуют три основные модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС:Психолого-педагогическое сопровождение на базе центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС- центр).Психолого-педагогическое сопровождение на базе образовательной организации.Интегрированная модель.