Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с РАС в условиях общеобразовательной школы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с РАС в условиях общеобразовательной школы
Автор: Юлия Валерьевна Козлова

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с РАС в условиях общеобразовательной школы
  • Одной из наиболее сложных проблем современного образования является сопровождение категории детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
  • Имеющийся на сегодняшний день практический опыт обучения детей с РАС показывает, что для преодоления трудностей в освоении АООП, социальной адаптации и социализации обучающихся с РАС, должны быть разработаны и внедрены не только различные модели обучения, но и целостная система психолого-педагогического сопровождения.
  • Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для развития и реализации внутреннего потенциала обучающегося с РАС, оказание системной комплексной психолого-педагогической помощи в процессе интеграции в образовательную и социокультурную среду, в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования.Задачи психолого-педагогического сопровождения:
  • Определение (выявление) индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося с РАС.
  • Определение и создание специальных условий, способствующих адаптациии социализации учащихся в школе и освоению адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) начального общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК.
  • Индивидуализация содержания, организации и методов образования и коррекционной помощи - разработка индивидуальных адаптированных образовательных программ (АОП) и/или индивидуальной программы (плана) психолого-педагогического сопровождения. Данная задача включает определение содержания, направлений, форм, эффективных методов и технологий при осуществлении комплексной психолого-педагогической помощи детям с РАС в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
  • Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у обучающихся с РАС.
  • Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям (законным представителям) обучающихся с РАС.
  • Мониторинг динамики развития обучающихся с РАС и успешности в освоении АООП и/или АОП, корректировка коррекционных мероприятий.
  • Основные направления психолого-педагогического сопровождения (поддержки) обучающихся с РАС:
  • Помощь в овладении содержанием АООП, включая создание специальных образовательных условий.
  • Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций.
  • Психолого-педагогическое сопровождение (поддержка) обучающихся с РАС не изолированный блок работы, а составная часть всего образовательного процесса, регламентируется программой коррекционной работы образовательной организации.Коррекционная работа вплетается и пронизывает весь образовательный процесс и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.Она осуществляется в ходе реализации:
  • коррекционных курсов в индивидуальной, подгрупповойи групповой формах (коррекционно-развивающая область);
  • программ дополнительного образования (студии, кружки, секции);
  • внеурочных внутришкольных мероприятий (праздники, концерты, творческие и спортивные акции);
  • внешкольных мероприятий (экскурсии, прогулки, походы).
  • В основу психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС заложен деятельностный подход, осуществление которого предполагает:
  • Вариативность и индивидуализацию содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка с РАС, обеспечивающие развитие собственного потенциала, познавательных мотивов, расширение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми, усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в этих областях, успешную социализацию и адаптацию.
  • Признание того, что развитие личности обучающихся с РАС зависит от характера организации доступной им познавательной, речевой, предметно-практической и учебной деятельности.
  • Придание результатам образования социально и личностно значимого характера.
  • Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных (базовых) учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение академических результатов, но и, прежде всего, жизненных компетенций, составляющих основу социальной успешности.
  • В рамках нового стандарта впервые нормативно закрепляются требования к дифференцированным уровням образования внутри категории детей с РАС (варианты 8.1; 8.2; 8.3 и 8.4). Это позволяет образовательной организации осуществлять образовательный процесс и психолого-педагогическое сопровождение (поддержку) дифференцировано: с учетом общих и специфических особых образовательных потребностей для отдельных категорий обучающихся с РАС.Рассмотрим особенности организации психолого-педагогического сопровождения (поддержки) разных категорий детей с РАС в соответствии с требованиями ФГОС НОО.Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения (поддержки) детей с РАС, обучающихся по варианту 8.1 АООП, являются следующие:
  • оказание ребенку помощи в формировании жизненных компетенций, развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
  • работу по профилактике межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
  • создание условий для успешного овладения учебной деятельностью.
  • Сопровождение детей с РАС, обучающихся по вариантам 8.2 и 8.3АООП, в большей степени направлено на:
  • развитие у обучающихся жизненных компетенций на основе планомерного введения в более сложную социальную среду;
  • поэтапное формирование учебной деятельности и коммуникативного поведения;
  • расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах.
  • Обучение по варианту 8.4 требует от организации разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР), учитывающей индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС в данном варианте направлено на:
  • планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду;
  • дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах, в том числе работа по организации регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми;
  • развитие жизненных компетенций в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).
  • Алгоритм действий включает:
  • Знакомство с ребенком и его родителями до начала учебного года. Это необходимо для предварительного установления контакта, знакомства ребенка с учителем, пространством школы, класса (при отсутствии большого количества детей и взрослых), а также для сбора первичной информации о ребенке.
  • Организация сопровождения тьютора (по рекомендациям ПМПК) в адаптационный период. Адаптационным периодом считаются первые несколько недель обучения. Это положение закрепляется в локальном акте о коррекционно-развивающей работе.
  • Проведение обследования ребенка с РАС.
  • Обследование совпадает по времени с адаптационным периодом. В этот период времени учителем и специалистами сопровождения осуществляется оценка особенностей ребенка и уровня его развития. Оценка осуществляется в ходе учебного процесса, режимных моментов (перемена, завтрак), внеурочной деятельности (например, на занятиях педагога-психолога).
  • Наиболее полная и достоверная информация о текущем уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и об особых потребностях позволит более точно определить цели коррекционно-развивающей работы.
  • Проведениепсихолого-медико-педагогического консилиума(ПМПк).
  • Разработка индивидуальной коррекционной программы (программы психолого-педагогического сопровождения).
  • По итогам консилиума дорабатывается и утверждается адаптированная программа для обучающегося с РАС, включающая коррекционно-развивающую область. В случаях, когда разработка АОП не требуется, разрабатывается индивидуальная коррекционная программа (программа психолого-педагогического сопровождения).
  • Ознакомление родителя с АОП или индивидуальной коррекционной программой.
  • Учитель и специалисты информирует родителя о планируемой работе с ребенком и включают родителя в процесс коррекционной работы.
  • Проведение динамического ПМПк (обычно в середине учебного года) для анализа результатов работы специалистов в русле поставленных целей, при необходимости осуществляется корректировка целей или специальных условий, а также объема помощи, направлений и форм работы.
  • Проведение итогового заседания ПМПк (проходит в конце учебного года), на котором осуществляется комплексная оценка динамики в развитии ребенка и освоении им АОП, эффективность индивидуальной коррекционной программы. Осуществляется планирование образовательной деятельности обучающегося с РАС в следующем учебном году.
  • Несмотря на то, что основные условия обучения детей с РАС прописывает ПМПК, определение индивидуальных условий для конкретного ребенка, а также постановка конкретных целей - функция школьного консилиума. Все решения по обучению и сопровождению ребенка с РАС принимаются коллегиально на определенный срок (обычно до конца полугодия) с прописанной ответственностью каждого участника междисциплинарной команды.Существуютмоделипсихолого-педагогического сопровождения, при которых ребенок с РАС может получать образование как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне ее.Вариативность моделей индивидуальных образовательных маршрутов может исходить из форм обучения. Обучение может проходить в очной, очно-заочной и заочной форме. Также существует форма надомного обучения. При этом закон допускает сочетание различных форм обучения при получении образования. Следовательно, образовательной организации необходимо использовать все варианты форм обучения с целью разработки наиболее эффективных индивидуальных образовательных маршрутов для каждого обучающегося с РАС.Существуют три основные модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС:
  • Психолого-педагогическое сопровождение на базе центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС- центр).
  • Психолого-педагогическое сопровождение на базе образовательной организации.
  • Интегрированная модель.