"Роль трудового воспитания в коррекционной школе"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль трудового воспитания в коррекционной школе"
Автор: Мартиросова Елена Анатольевна
Роль трудового воспитания в коррекционной школе Специальная (коррекционная) школа уделяет большое внимание тому, чтобы психологически подготовить учащихся воспитанников к трудовой деятельности, она имеет свои специфические задачи.Одной из таких задач является коррекция недостатков общего психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Эта задача находиться в тесной связи с другой, не менее важной задачей – обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений.Я при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность может протекать в процессе учебной деятельности на уроке, и во внеурочной деятельности.Трудовую деятельность я разделяю на: самообслуживание, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условное, так как чётких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребёнок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой – помогает навести порядок в комнате. Особое внимание уделяется таким видам, как ручной труд и общественно-полезный труд.Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами. Кроме того, ручной труд оказывает коррекционное влияние на умственное развитие младших школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручному труду уделено воспитанию детей с интеллектуальным недоразвитием привычки, обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур, осуществляются меж предметные связи с уроками математики.Ещё больше значения придаётся общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности детей с интеллектуальным недоразвитием в процессе обучения необходимо, чтобы они осознавали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.Дети с интеллектуальным недоразвитием в большей степени, чем нормальные, нуждаются в том, чтобы их научили применять на практике приобретённые в школе знания. Сообщённые в школе знания и сведения превращаются у детей с интеллектуальной недоразвитием в мёртвый груз, если специально не учить его пользоваться ими в процессе выполнения общественно полезной деятельности. Не менее важной задачей является развитие их обще-трудовых умений (процессы ориентировки в здании, планирования, самоконтроля).Значительное место в общественно полезном труде воспитанников во внеурочное время занимают работы по содержанию в порядке школьного имущества, по обеспечению сохранности книг и учебников, по благоустройству территории школы-интерната, уходу за деревьями, кустарниками, цветниками. Исследователь Мачихина В.Ф. (1978) пишет, что задача воспитателей и учителей – воспитать у детей любовь к этой работе, чувства ответственности за её выполнение.Трудовому воспитанию отводится существенная роль в решении коррекционных и воспитательных задач в интернате. Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Я стараюсь привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Дежурство в группе, столовой; уборка спален и других помещений школы-интерната; участие по благоустройству и уборке территории школы – формируют основы социально-адаптивного поведения и предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду.Таким образом, трудовое воспитание в коррекционных школах, является одним из важнейших аспектов социальной адаптации детей с интеллектуальным недоразвитием, направленное на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе.Рекомендации для воспитателей по улучшению трудового воспитания в условиях коррекционной школыВо-первых, для достижения положительных результатов в деле социализации подростков с нарушениями умственного развития необходимо:- никогда не кричать на них, любить и ценить их, чтоб дети это чувствовали.- уметь слушать и слышать их.- уметь душой почувствовать, когда нужно прийти к ученику домой.- никогда ни сравнивать детей, и чтоб никогда не было любимчиков в классе, группе.- ни когда не жаловаться на детей- не забывать хвалить детей за дело- ни когда не использовать детскую откровенность во вред детям- искать у каждого воспитанника его достоинства и развивать их- учить детей доброте, ответственности, уважение себя и других- быть для ребёнка интересным человеком и собеседником- вовлекать в трудовую деятельность, серьёзные дела, исполнение общественных поручений- не забывать хвалить детей за дело, и придумывать разные способы поощрения.- использовать соревновательные ситуации с акцентом на соблюдение правил поведения в обществе, этических норм, уважение к труду других людей;- использовать положительное подкрепление- учитывая тот факт, что учащиеся чувствительны к мнению значимых взрослых, педагоги должны быть максимально корректны в оценивании результатов труда .Во-вторых, для формирования интереса к труду необходимо:- разнообразить формы трудового воспитания (конкурсы, коллективные творческие дела, практикумы);- не использовать труд в качестве наказания за проступки;- быть внимательным к хобби воспитанника, распределять поручения с учетом интересов, способностей и склонностей ребёнка.В-третьих, для достижения устойчивых результатов трудового воспитания воспитателю необходимо:- учить воспитанников доводить каждый мини-процесс до конца, чтобы он получил настоящий урок осмысленного отношения к труду;- подросток осознаёт права и обязанности своей личности по отношению к другим. - искать и находить подход к каждому ребёнку- быть доброй и ласковой с такими детьми- всегда учитывать состояние ребёнка- проявляйте доброту, внимание, заботу к детям- не кричите на детей это педагогическое невежество- повторять процесс трудовой деятельности неоднократно.