"Что такое корень слова"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Что такое корень слова"
Автор: Татьяна Викторовна Жданова

Урок Русский язык Класс -3БТема: Что такое корень слова?Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова; работать со словарем однокоренных слов; выделять все части слова; работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»; образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов; составлять описательный текст по картинке.Цели урока: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное приложение, учебник. Ход урока
  • Организационный момент.-Здравствуйте, дети! Меня зовут ,,,,,,,,,,Сегодняшний урок проведу у вас я. Надеюсь, что наш урок пройдет успешно.
  • Самоопределение к деятельности.-Посмотрите на доску и прочитайте записанные слова (про себя).
  • рыбак, рыба, рыбачить -Как называются такие слова? (это однокоренные слова)-Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов? (Корень)-Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково)-Подберите однокоренные слова с таким же корнем: (учитель дописывает их на доске) Рыбный, рыболов, рыбешка-А кто догадается, какова тема сегодняшнего урока? (Корень слова и однокоренные слова)III.Работа по теме урока.1. Понятие о корне слова. (Сл.1 Учитель читает)Как-то много лет назадПосадили странный сад.Не был сад фруктовым - Был он только словом.Это слово – слово корень - Разрастаться стало вскореИ плоды нам принесло - Стало много новых слов.Вот из садаВам рассада,Вот еще посадки рядом,А вот садовод.С ним садовник идет.Очень интересногулять в саду словесном. Е. Измайлов.- Вы догадались, о чем идет речь в этом стихотворении? корне слова)-Какие слова из этого стихотворения можно назвать однокоренными? (Сад, рассада, посадки, садовод, садовник) Почему? (потому что они имеют общую часть) Как они образовались? (С помощью приставок, суффиксов и сложения двух корней)-Запишите эти слова через запятую и выделите корень. Сад, рассада, посадки, садовод, садовник.- Ребята, как вы думаете, Родня ли гусеница гусю? (сл.2) -Прочитаем диалог:-Вы кто такие?-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.-А ты кто?-А я ваша тетка – гусеница.-Как вы думаете, есть ли в этом рассказе «родственники»?Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.А Петя возразил:-Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.- А вы согласны с Петей? Почему? (Нет. Потому что у слов гусь, гусыня и гусята одно лексическое значение, а у слова гусеница – другое)2. Работа по учебнику: упр. 130 (с. 74)-Прочитайте текст.Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки! Рядом осины постарше. Под деревьями вижу грибы. Это подосиновики.-Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики-Объясните лексическое значение каждого слова (устно)осиновый – состоящий из осин; осинник – осиновый лес; осинки – маленькие осины; осины – лиственные деревья; подосиновики – грибы, растущие по осинами-Выпишите однокоренные слова, Выделите в них корень и подчеркните в корне непроверяемую орфограмму.осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте ошибки друг друга.3.Упр. 131 (с. 74)-Прочитайте предложения.1. в тишине глубокой лес густой стоит. 2. Мы вышли в светлый березовый лесок. 3. Лесные владенья лесник бережет – листика не сорвет и зверька не спугнет.4. Долину окружали лесистые горы.-Найдите однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные. лес, лесок, лесные, лесник, лесистые-Чем похожи эти слова? (имеют общую часть и значение)-Объясните лексическое значение каждого слова (устно)лес – большое пространство, заросшее деревьями;лесок – маленький лес; лесные – живущие или растущие в лесу; лесник – охранник леса; лесистые – заросшие лесом -Какая часть содержит лексическое значение всех однокоренных слов? (корень)-Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.лес, лесок, лесные, лесник, лесистые рочитайте ниже сведения о языке: Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение всех однокоренных слов)-Приведите примеры однокоренных слов. Пила пилить, напильник, распилитьВодаводный, водянистый, наводнениеСвет – светлый, светить, рассвет-Что такое корень?-Какое общее значение заключено в однокоренных словах? ФизкультминуткаIV. Закрепление изученного материала.Работа по учебнику: Упр. 132 (с. 75) -Прочитайте слова. Подумайте, как распределить их по группам. (их можно разделить на группы однокоренных слова) Чистота, сказывать, масло, побелка, белить, звонить, сказка, масляный, белый, звонкий, звон, чистить, маслить, сказочный, чистый, звонок, чистенький, маслице.-Найдите однокоренные слова, запишите их группами (каждую группу слов – с новой строки) Образец на доске оформляет учитель:чистота, чистить, чистый, чистенький;сказывать, сказка, сказочный; масло, масляный, маслить, маслице; побелка ,белить, белый;звонить, звонкий, звон, звонок-Докажите, что это однокоренные слова ( у них одинаковые корни и общее лексическое значение)V. Итог урокаИгра «Узнай, кто это»-Отгадайте загадки. Запишите отгадки, подберите к ним однокоренные слова. Выделите в них корень. Кто рыбачит на рекеС тонкой удочкой в руке? (рыбак - рыба, рыбалка, рыбачит...)Кто хлопочет с поварешкой,Варит вкусный суп с картошкой? (повар- сварил, варенье...) Кто на ранней зорьке встал,Плугом поле распахал? (тракторист- трактор)одведем итог: что вы сегодня вспомнили на уроке?-Что такое «корень»?...... Какие слова называются однокоренными?..........VI. Рефлексия-Что вам понравилось? Какие эмоции вызвал у вас урок? -Я выдам вам листочки, а вы нарисуйте на них смайлик в зависимости от вашего настроения к концу урока. , , -Спасибо вам за урок, было приятно познакомиться.Учитель: Рыкуш. Т. Н.________________________________________________