Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность.
Автор: Борисова Ольга Ивановна
Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность.Любовь к Отчизне необходимо закладывать с раннего детства. Человек должен гордиться своей Родиной. Свой след в истории оставляет каждый народ, каждое время, каждая эпоха. На историческую карту ярким пятном ложится значимые события и даты.Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам.Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.Следующий этап методологической работы- это работа с родителями. С родительской общественностью должны проводится беседы, тематические собрания, привлечения родителей к организации и участию в мероприятиях ДОУ.Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:1) обустройство патриотических уголков в ДОУ;2) организация экскурсий по достопримечательностям родного района;3) посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);4) проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине;5) чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов.Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает:а) мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам;б) спортивные конкурсы;в) тематические занятия;г) государственной символики.д) торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам.Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают к празднованию соответствующих государственных праздников:- День Победы;- 2 февраля День воинской славы — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);- День защитника Отечества;- Международный женский день.При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.При подготовке празднования Дня Победы или 2 февраля необходимо проводить патриотические акции. Для самого мероприятия учить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п., стихотворения соответствующей тематики. Необходимо организовать встречи с ветеранами или детьми войны. При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формировать понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В процессе подготовки к празднику можно провести несколько различных мероприятий в зависимости от возраста детей, например:- занятие-беседу «Всем на Земле нужен мир»;- спортивно-соревновательные конкурсы «А ну-ка парни»;- праздник-поздравление отцов стихами, песнями и танцами военной тематики посвященную армии, которая защищает нашу страну.Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа женщины и матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне праздника подготовить подарки, сделанные руками детей, что поможет развивать творческую способность детей.Народные праздники.Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ необходимо организовывать беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом. Необходимо отмечать народные праздники песнями, танцами, приобщая детей к традициям. Обязательно праздновать Рождество и старый Новый год. С детьми учить колядки, ходить в гости по группам колядовать и получая сладости в вознаграждение. Празднование Масленицы организовать на улице, к участию в нем задействовать всех детей ДОУ одновременно. В процессе праздника дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Проводить праздник Пасхи. Учить детей расписывать пасхальные яйца. Здесь существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои художественные.Спортивные игры.Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции. Проводить соревнования между группами по соответствующей тематике. Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно организовывать военные игры, в которых папы с сыновьями участвуют в эстафетах, а мамы с дочками - в конкурсах для болельщиков. Такие игры воспитывают чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого спорта.Занятия по изучению государственной символикиПатриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы. Цель таких занятий привить детям гордость за свою страну, сформировать простейшие географические знания о своей области, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Занятия необходимо проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий. Для этого необходимо разрабатывать презентации по заданной тематике, проводить с детьми виртуальные экскурсии.Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс нужно включать компьютерные презентации, так как компьютерная презентация – удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т. д.Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи целенаправленную работу с детьми, которая проводится в ДОУ по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма.