Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Цифра 4"
Автор: Тебешева Мария Ивановна

Урок математики. 1-й классТема: «Сложение и вычитание числа 4. Приёмы вычислений». Цель: создать условия для открытия способа сложения и вычитания числа 4.Задачи:1.Совершенствовать предметные умения:- Понимать смысл сложения и вычитания числа 4.- Уметь выполнять сложение и вычитание числа 4.- формировать умения решать задачи на увеличение / уменьшение/числа на несколько единиц;2.Формировать УУД: Личностные УУД:- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Регулятивные УУД:- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.Коммуникативные УУД:- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.Познавательные УУД:- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Тип (вид урока): урок введения нового знания.Ресурсы:Основные: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. Дополнительные: тетрадь, карточки, блок-сигналы, презентация к уроку «Сложение и вычитание числа 4», электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»: «Прибавить и вычесть 4». Ход урока.1.Организационный момент.- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. (Здравствуйте.) И вам ребята, доброго дня и хорошего настроения. Проверим готовность к работе.Есть у нас минутка к сроку. Все готовы вы к уроку? А девиз у нас какой? - Все, что надо под рукой, Быть должны у нас в порядке Парта, книжки и тетрадки.II.Актуализация знаний.1. Минута чистописания.- Откройте тетради, положите правильно, запишем число, от своего написанного отступаем 4 клеточки. Вы видите ряды чисел. Какие два числа должны стоять дальше? Спишите числа, запишите ещё 2 числа, продолжив закономерность.2 4 6 … …1 3 5 … …2.Устный счёт. - Ребята, приготовьте карточки с числами. Карточки с ответами располагайте слева направо. - Какое число идет при счете перед числом 2? (1)- Какое число называют после числа 8? (9)- 5 уменьши на 3. (2)- К трем прибавь такое же число. (6)-5 без 2. (3)- Первое слагаемое 2, второе слагаемое 3. Сумма? (5)- Найди сумму чисел 4 и 3. (7)- 5 да еще 5. (10)- Какое число находится между числами 3 и 5? (4)- Какое число меньше 9 на 1? (8)- Прочитайте получившийся ряд чисел.- Как можно расположить данные числа? (в порядке возрастания и убывания).- 1 вариант расположите в порядке убывания, 2 вариант – в порядке возрастания.- Проверьте себя. У кого запись выполнена верно? Молодцы.3. Работа над задачами.- Ребята, какие задачи мы решали на предыдущих уроках. (Мы увеличивали и уменьшали числа.)- За окном - зима! Зима подарила нам много снега, крепкий мороз, ледяные горки, замечательные катки. Кто любит кататься на санках и коньках, строить крепости и лепить снеговиков? Зимний спорт закаляет и укрепляет организм человека! Мы сегодня будем решать "зимние" задачи:-  Внимательно прослушайте, решите, назовите результат и объясните выбор действия.
  • 1. Дима прокатился с горки 7 раз, а Саша на 2 раза больше. Сколько раз Саша прокатился с горки? (9 раз)
  • - Каким действием решаем задачу?- Объясни выбор действия.
  • 2. Снежную крепость во дворе строили 10 мальчиков, а девочек на 3 меньше.
  • - Сколько девочек строили снежную крепость? (7 девочек )- Каким действием решаем задачу?- Объясни выбор действия.
  • 3. У Зои на руке было 8 снежинок. Растаяло 2 снежинки.
  • - Сколько снежинок осталось на руке? (6 снежинок )
  • 4. В снегу купались 2 воробышка. Одного схватил кот. Сколько воробьёв осталось? ( 0)
  • ("Задача - ловушка" - развивает активность, внимание, интерес учащихся).III. Самоопределение к деятельности. (Определение знания и незнания на данном этапе)На доске:6+2 5+39-2 7+38+1 6-35-2 5+4Учитель: - Найдите значения выражений в 1-ом столбике. Игра "Молчанка".(Учитель показывает на выражение, ученики - блок-сигналами показывают ответ.)а) 1-ом столбике найдите "лишнее" выражение.Ученики: - 8+1 -лишнее, так как остальные выражения на сложение и вычитание числа 2.Учитель:- Что значит - прибавить 1? (Назвать следующее число)- Что значит - вычесть 1?(Назвать предыдущее число )- Чем похожи остальные выражения? (Во всех нужно + или - 2 ).- Вспомните, как можно прибавить число 2?(Сначала 1,а затем ещё 1).- Как можно вычесть число 2?(Сначала 1 ,затем ещё 1).б). Учитель:- Найдите значения выражений во 2-ом столбике , комментируя способ решения.(Дети, рассуждая, не могут прокомментировать способ решения в выражении 5+4 )Учитель: - Чему же будем учиться на уроке?Ученики: - Будем учиться прибавлять и вычитать число 4.Учитель: - Назовите тему урока.Ученики: - Прибавить и вычесть число 4.Научимся сложению с 4 и вычитанию 4.(Идёт целеполагание. Ученики сами называют тему и цель урока)IV.Открытие новых знаний.Учитель: - Подумайте в паре, каким способом можно прибавить число 4? Мы еще не все умеем это делать. Как вы предлагаете облегчить эту работу? - Что вам может помочь сделать это открытие? ( Работа с кружками )- Положите на стол 5 красных кружков. Возьмите ещё 4 синих кружка.- Поработайте в паре.(Дети работают в паре. Пара, которая готова сигналит о готовности)- Какое открытие сделали?- Как по частям можно прибавить число 4?( Ученики на доске ставят 5 кружков и практически демонстрируют своё открытие, которое наработали в паре )Ученики: - К 5 ,прибавим сначала 2 , получится 7 , а затем к 7 прибавим ещё 2 - получится 9.- Можно иначе. Сначала к 5 прибавим 3, получится 8 , а затем к 8 прибавим 1.- Можно, наоборот - к 5 сначала прибавим 1 ,получится 6 ,а к 6 прибавим 3 ,то получится 9.(Учитель на доске фиксирует приёмы прибавления числа 4)5+4=5+2+2=95+4=5+3+1=95+4=5+1+3=9Учитель: теперь подумайте, как можно из 7 вычесть 4?Поработайте в паре, используя числовой ряд.(На экране ряд чисел от 1 до 10 .)Учитель: - Кто готов рассказать о своём открытии?(Ученики объясняют самостоятельно с опорой на числовой ряд приёмы вычитания числа 4, делая запись на доске и в тетрадях. Учитель пояснения сопровождает стрелками)Запись на доске:7-4=7-2-2= 37-4=7-3-1=37-4=7-1-3=3- Вы замечательно поработали!V. Физминутка.Мы решали, все решалиИ немножко подустали.Наш дежурный выходи,И зарядку проведи!(Выходит дежурный, проводит зарядку.)Раз подняться…VI. Закрепление изученного материала.1. Работа с учебником.А) Задание №2 стр.-8. (Комментированное упражнение. Ученики объясняют способы сложения и вычитания числа 4 в устной форме)Б) Найдите номер 3. Прочитайте задачу. Вслух прочитает …, остальные поставили пальчики и следим.- Докажите, что это задача (есть условие и вопрос).- Прочитайте только условие задачи.-Прочитайте вопрос задачи.-О чём задача?  - Что известно?  -Как понимаете на 4 года старше? ( Больше лет)-Что означает «больше на 4»? (Столько же и ещё 4.)- Что надо найти в задаче? -Какое выбираете действие?- Вспомните порядок работы над задачей. Что мы выполняем сначала? (схему)- Дальше? (решение, ответ.) Кто желает у доски?-Сделайте схему и запишите решение и ответ к задаче.Самопроверка- У кого так же, как у ….?- Кто по-другому решил задачу?объясни, как к 6 прибавил 4? (по числовой ленте) – у доски2. Самостоятельная работа.Задание № 4 стр.8. (Примеры решают по вариантам. Затем учащиеся меняются тетрадями, проводя взаимопроверку).Встаньте, у кого безошибочная работа. Молодцы! Остальные – будьте внимательны!VII. Рефлексия. (Работа по электронному приложению) VIII. Итог урока. Учитель: - Какой была тема урока?Ученик: - Сложение и вычитание числа 4.Учитель: - Как можно прибавить и вычесть число 4?(Ученики повторяют приёмы сложения и вычитания числа 4)Учитель: - Какое задание было для вас интересным?-А какое задание было трудным?(Дети отвечают на вопросы)Оцените понимание темы урока. Самооценка. Раскрась себе смайлик.Учитель: - Урок окончен! Спасибо!(Сделаем зарядку для глаз, а музыка создаст нам хорошее настроение.Следите глазками за предметами, которые передвигаются.)