Теории детской игры в отечественной детской психологии и педологии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Теории детской игры в отечественной детской психологии и педологии
Автор: Войтухова-Шульгина Наталия Владимировна
Теории детской игры в отечественной детской психологии и педологии (П.Ф. Лесгафт).В семейном воспитании П.Ф.Лесгафт огромное значение придавал игре, игрушкам, считая, что это богатое средство для умственного, физического, нравственного воспитания. Он разделял игры для семейного и школьного возраста. Ребенок семейного возраста в своей игре повторяет все, что видит в окружающей жизни, при этом развивается его наблюдательность, он приобретает навыки в труде.П.Ф.Лесгафт: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни». При этом Лесгафт раскрывал различие между играми для детей дошкольного возраста и играми для учащихся школы.Первые – игры в творческом повторении того, что дети видели и заметили в окружающей действительности.Вторые – игры, организованные педагогом для развития самостоятельной двигательной деятельности с целым рядом методических положений.Примечательно также, что и дошкольник, и школьник, согласно его теории, в игровых ситуациях – активно действующие личности во всех своих проявлениях, во взаимоотношениях с окружающей средой.Требования Лесгафта к играм: постепенность в подборе игр и соответствие их развитию ребенка; обязательность постановки целей и задач каждой игры; безусловное выполнение участниками игр установленных правил; настойчивое введение самоуправления в игре; систематичность влияния игр на детей с постепенным их усложнением; исключение из обихода игр, вызывающих проявление у детей отрицательных качеств – жестокости и пр.Выделены две группы игр: простые и сложные. В каждой из этих групп он подразделяет игры по сложности и продолжительности отдельных двигательных действий на игры с бегом, метанием, борьбой. Эти подгруппы, в свою очередь, подразделяются по видам упражнений с усложнением требований. Например, в играх с бегом можно применять бег в прямом направлении, по кругу, в наклонном положении, вдвоем, цепью, коллективные двигательные действия.Детская творческая игра не должна навязываться взрослыми и ребенок всем своим существом должен предаваться ей сам. Ребенок, «несколько утомившись физически, рассуждает над значением того, что он сделал и как сделал».Учитель обязан развивать инициативу детей в процессе игр, изучать своих учеников и максимально учитывать в педагогической деятельности характерные особенности каждого для целенаправленного и конкретного воздействия на них.