Методический кейс "Работа с родителями"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методический кейс "Работа с родителями"
Автор: Реутова Надежда Викторовна

Работа с родителями Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Опыт показывает: «Самое сложное в работе с детьми— это работа сих родителями». Специфика МБУДО ЦДОД , как и всех учреждений дополнительного образования, состоит в том, чтобы выполнить государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовному и нравственному становлению, создать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи. Грамотное сочетание новых и традиционных форм работы с родителями позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, укрепляет связь между родителями и детьми, повышает у детей способность и активность к сотрудничеству, творческому самовыражению. Поэтому с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями в ЦДОД проводятся педагогические советы и методические объединения, где мы стараемся использовать активные формы обучения, а также обмен опытом между педагогами. Ориентируясь на разнообразия форм общения с родителями, а также на свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагоги вовлекают родителей в образовательное пространство учреждения. Обязательными, являются информационно- аналитические и наглядно-информационные формы: – анкетирование, опросы, отзывы и т. д. – информационные проспекты, стенды, дни открытых дверей, открытые занятия для родителей и т. д. В качестве наглядно-информационного материала востребованы родителями записи концертов, детских праздников, фильмов про жизнь детей в Центре. Также, в последнее время с активным внедрением интерактивных форм общения, администрация и педагоги стали использовать интернет — ресурсы, где освещается деятельность учреждения и объединений. Результативной стала форма интернет — консультаций. Родителей привлекают: информационный стенд «Для вас родители», фотовитрины, фотоколлажи, выставочные стенды работ одарённых детей. Например, педагог Балашова Айгуль Жангельдиновна объединения «Одаренок» знакомит с достижениями своих учащихся, оформляя виртуальные выставки, педагоги Зубанова Елена Александровна. Кияева Инна Викторовна предоставляют записи выступлений учащихся на различных мероприятиях. Популярностью у родителей пользуются социальные сети, где педагоги выкладывают работы детей. Демонстрация творческих достижений учащихся дает возможность родителям выбрать объединения и педагога для занятий творчеством своих детей, знакомиться с их результатами деятельности. Традиционно, каждый год, в сентябре проводится «День открытых дверей». На торжественном открытии всегда присутствует много родителей. Результат труда совместной деятельности педагога и детей всегда радует родителей, о чём свидетельствует анализ анкетирования «Удовлетворенность родителей образовательными услугами», в которой можно найти такие строки: – «Спасибо за наших детей» – «Я рад видеть свою дочь счастливой от творчества в вашем центре» – «Огромное спасибо педагогам за творческий подход к детям, за усердие и старание» – «Огромное спасибо, что есть такой Центр, спасибо всем». – «Спасибо педагогам, что учат создавать наших детей такую красоту, ребёнок доволен, что занимается в ЦДОД». Таких высоких результатов деятельности педагогов и качества творческих работ детей невозможно добиться без моральной поддержки родителей..Анализируя работы педагогов-психологов можно сделать вывод о том, что методики повышения педагогической компетентности родителей предполагают разнообразие психологических практик в работе с семьей ребенка. И в данный процесс должны быть вовлечены все: родители, дети, педагоги. Сочетание современных форм работы с семьей и применение методов активизации родительского опыта, способствует повышению уровня каждого из компонентов компетентности родителей в воспитании и развитии детей. Использование системы различных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов, будет являться важным условием повышения педагогической компетентности родителей. Работа педагога с семьей обечающегося может осуществляться в нескольких направлениях: педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, вовлечение родителей в управление Центра. Существующие в педагогической практике массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями направлены на реализацию указанных направлений.Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.Цель этой методической разработки в том, чтобы помочь педагогам дополнительного образования детей в организации совместных дел родителей и детей, что приведёт к расширению поля позитивного общения в семье и расширению воспитательного пространства учреждения.В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Это может быть:- приобщение родителей к педагогическому процессу;- неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;- система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;- совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителейВедущими методами взаимодействия могут стать:-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;-методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;-методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;-методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;-метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями.Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Их проводят 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.Организация совместной деятельности родителей и детейФормы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение двора, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми. В нашем учреждении сложился определенный алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов. Он включает в себя несколько этапов:Создание среды для знакомства, взаимодействия.Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.Включение родителей в учебно-воспитательный процесс.Осуществление обратной связи.На основании многолетнего опыта и традиций в коллективе выделились следующие направления и формы взаимодействия семьи и коллектива Центра: «Погода в доме» - педагогическое сопровождение работы с родителямиПовышение психолого-педагогической культуры родителей способствуют совершенствованию семейного воспитания, влияют на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, повышают уровень положительного отношения к представителям педагогической общественности, раскрывают положительный семейный опыт. Ежегодно в начале учебного года изучаются семьи обучающихся. В течение года проводится диагностика характерологических особенностей личности учащихся для организации эффективного подхода к каждому ребёнку, диагностика способностей, самооценки, мотивации на успех, коммуникативных и организаторских способностей учащихся, творческого потенциала учащихся, и педагогов.Информация о семье необходима для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности обучающихся, налаживания детско-родительских отношений, выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.Вторичная диагностика в конце учебного года позволяет выявить эффективность проведённой за год работы.Ежегодно в мае отслеживается удовлетворённость детей, родителей, изучаются запросы социума на образовательные услуги ЦДОД. “Изучение удовлетворенности родителей” и т.д. Анализ результатов мониторинговых исследований позволяет корректировать образовательный процесс в учреждении.В работе по педагогическому просвещению и профилактике, выделяется два вида деятельности:- познавательный (обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей через индивидуальные и групповые формы работы); - наглядно-информационный (возможность донести любую информацию в доступной форме, тактично напомнить, например, о родительских обязанностях и ответственности, используя информационные стенды, библиотечку для родителей, методическую продукцию и т.п.).Для педагогов методисты оказывают консультационную помощь, направленную на развитие или коррекцию чего-либо («Если ребенок агрессивен», «Если ребенок один в семье», «как научить ребенка правильному распределению времени»).Используются различные варианты сочетания разнообразных методов просвещения родителей:-информационных (информация предлагается в готовом виде);-поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы);-дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа);-взаимного просвещения (обмен опытом и литературой между родителями и др.).Таблица 1.Формы и приёмы работы по педагогическому просвещению родителей Формы работы:Родительские комитеты детских объединений и отделовРодительские собрания «Семья и педагоги-партнеры в воспитании», «Склонности и интересы детей в выборе профессии» и т.д.«Семейные радости» - организация воспитательных мероприятий с привлечением семьиЭто направление деятельности помогает родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Родители и дети приобщаются к интересам друг-друга, поддерживают творческие начинания и тем самым увеличивают обоюдный шанс в достижении мастерства в выбранном направлении деятельности..Формы работы:дни открытых дверей;творческие мастерские;часы общения;сеансы одновременной игры;семейное творчество.Деятельность педагогического коллектива по этому направлению помогает гармонизации детско-родительских отношений, способствует открытию во всех членах семьи скрытые таланты. Родителям становятся не только болельщиками и наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса.Формы работы:совместные творческие проекты дни успехов;дни здоровья;совместные традиционные воспитательные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т.д.);мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта), новогодние сюрпризы и т.д.).отчетный концерт детей творческих объединений Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, интернет-общение, творческие отчеты объединений, освещение деятельности в городских СМИ.А, самое главное, произошло расширение воспитательного пространства нашего образовательного учреждения за счет вовлечения семьи в единое образовательное пространство и активное участие родителей в деятельности Центра.Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей.Приложение №1Анкета для родителейУважаемые родители!Для изучения Вашей и Вашего ребенка удовлетворенности занятиями в различных объединениях дополнительного образования, просим Вас ответить на следующие вопросы:
  • Сколько лет Вашему ребенку? Поставьте галочку напротив нужного ответа
  •  от 7 до 9 лет                            от 10 до 13 лет от 14 до 17 лет
  • Каков пол Вашего ребенка? Поставьте галочку напротив нужного ответа
  •  мальчик                                 девочка3.  Посещает ли Ваш ребенок сейчас какие-нибудь секции, кружки, объединения дополнительного образования? Поставьте  галочку напротив нужного ответа да                                                     нет    Если да, то какие?__________________________________________________________________________________________________________________
  • Какова продолжительность посещения занятий? Поставьте  галочку напротив нужного ответа
  •  занимается первый год                 2-3 года                    более 3-х лет                          5. Что, на Ваш взгляд, привело Вас и Вашего ребенка заниматься в ту или иную секцию, кружок,  объединение дополнительного образования? Укажите нужные варианты надежда заняться любимым делом; желание узнать что-то новое, интересное; надежда найти новых друзей; потребность в духовно-нравственном развитии; надежда укрепить здоровье; надежда на то, что занятия помогут лучше понять самого себя; желание узнать о том, что не изучают в общеобразовательной школе; желание подготовиться к выбору профессии; надежда на то, что занятия дополнительным образованием помогут  преодолеть трудности в учебе; желание получить опыт взаимодействия с детьми и взрослыми; потребность развивать самостоятельность; желание провести свободное время с пользой. другое__________________________________________________________6. Где бы Вы хотели, чтобы Ваш ребенок занимался дополнительным образованием? Укажите нужные варианты  в дошкольном учреждении                 в учреждении культуры;  в спортивной школе                            в учреждении дополнительногообразования;  другое _________________________________________________________7. Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору Вами и Вашим ребенком секции, кружка, объединения дополнительного образования?  Укажите нужные варианты  рекомендации друзей и знакомых;                      желание ребенка;  реклама дополнительного образования;           близость от дома; качество услуг и гарантируемый результат; другое___________________________________________________________8. Реклама из каких источников привлекла Ваше внимание в большей степени? Укажите нужные варианты газеты                                                        интернет журналы                                                   реклама по телевизору листовки, буклеты                                  радио                                                                                           реклама в транспорте                             дни открытых дверей                                                                         наружная реклама (вывески, щиты вдоль дороги и др.) другое___________________________________________________________9. Какие направления дополнительного образования привлекают Вас и Вашего ребенка? Укажите нужные варианты  художественно-эстетическое;                      научно-техническое;  спортивно-техническое;                          спортивно-оздоровительное;  туристско-краеведческое;                        эколого-биологическое;  социально-педагогическое;                      военно-патриотическое;  культурологическое  другое__________________________________________________________10. Отвечает ли Вашим и Вашего ребенка интересам набор предлагаемых дополнительных образовательных услуг в образовательных учреждениях, которые Вы посещаете? Поставьте галочку напротив нужного ответа да;                                             не отвечает; в какой-то степени                  затрудняюсь ответить.    11. Удовлетворены ли Вы режимом работы секции, кружка, объединений дополнительного образования, посещаемых Вашим ребенком (дни, время, продолжительность занятий)? Поставьте галочку напротив нужного ответа да;                                              нет; в какой-то степени                   затрудняюсь ответить.    12. Удовлетворены ли Вы организацией работы и бытовыми условиями образовательного учреждения (культура обслуживания в раздевалке, буфете, санитарным состоянием помещений и т.д.)? Поставьте галочку напротив нужного ответа да;                                              нет; в какой-то степени                   затрудняюсь ответить.    13. Удовлетворяет ли Вас и Вашего ребенка материально-техническое оснащение помещений образовательного учреждения? Поставьте галочку напротив нужного ответа да;                                              нет; в какой-то степени                   затрудняюсь ответить.    14. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг Вашему ребенку?  Поставьте галочку напротив нужного ответа да;                                               нет; в какой-то степени                    затрудняюсь ответить.15. Знакомы ли Вы с программами, по которым занимается Ваш ребенок в объединениях дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа да;                                               нет; в какой-то степени                    затрудняюсь ответить.16. Устраивает ли Вас уровень разработки образовательных программ секции, кружка, объединений? Поставьте галочку напротив нужного ответа да;                                               нет; в какой-то степени                    затрудняюсь ответить.17. Устраивает ли Вас информационное обеспечение и достаточно ли Вам информации, предоставляемой о дополнительном образовании? Поставьте галочку напротив нужного ответа да;                                               нет; в какой-то степени                    затрудняюсь ответить18. Что может привлечь Вас в педагогах, тренерах-преподавателях выбранного Вами объединения дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа  профессионализм                      интеллигентность  высокий рейтинг среди других педагогов  что-то еще______________________________________________________19. С большим ли интересом Ваш ребенок  идет заниматься в секцию, кружок, объединение дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа всегда;                                    иногда; нет.20. Посещая секцию, кружок, объединение дополнительного образования, Вы считаете, что:  Укажите нужные варианты знания и умения, которые здесь получает Ваш ребенок, имеют значение для его будущей профессии; занятия дополнительным образованием по-настоящему готовят Вашего ребенка к самостоятельной жизни;  Ваш ребенок получает возможность поднять свой авторитет среди друзей; в объединениях дополнительного образования всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами; Ваш ребенок постоянно узнает много нового; занятия в коллективе дают Вашему ребенку возможность лучше понять самого себя; в посещаемом Вашим ребенком коллективе созданы все условия для развития его(ее) способностей; к педагогам Вашего ребенка можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации; Ваш ребенок проводит время с пользой; занятия укрепляют здоровье Вашего ребенка; другое__________________________________________________________21. Что может помешать занятиям Вашего ребенка дополнительным образованием? Укажите нужные варианты территориальная удаленность               дороговизна нет того, что интересно ребенку           нет учета ограниченных возможностей  ребенка другое___________________________________________________________22.   Посещал ли Ваш ребенок ранее какие-нибудь секции, кружки, объединения дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа да                                           нетЕсли да, то какие?______________________________________________________________________________________________________________________Если да, то сколько по времени (лет, месяцев) ?__________________________Почему перестал посещать?______________________________________________________________________________________________________________23. Готовы ли Вы оплачивать, услуги дополнительного образования Вашего ребенка? Поставьте галочку напротив нужного ответа да                           нет;                   затрудняюсь ответить.24. Считаете ли Вы, что дополнительное образование детей достаточно финансируется? Поставьте галочку напротив нужного ответа да                           нет;                   затрудняюсь ответить.25. Немного о себе: Вы мужчина                                             женщина26. Ваше семейное положение: женат/замужем                                  холост/не замужем27. Ваш возраст: до 25                             от 26 до 35               от 36 до 45                 от 46 до 55                   от 55 до 65               от 65 и выше28. В каком районе Вы живете (город, село)_______________________________________________________________Спасибо за сотрудничество!Приложение №2УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Незаменимым спутником ребенка, его основной деятельностью является игра.  Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты.АНКЕТА«Игровой уголок ребёнка дома»1.Какие условия созданы в Вашей семье для игр ребенка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр,  набор игрушек, соответствие их возрасту ребенка).2. Где и как хранятся игрушки? Как Вы приучаете ребенка беречь их?3. Чем вы руководствуетесь  при выборе игрушки (нравится вам, нравится ребенку, подходит по возрасту, по деньгам или  просит ребенок и т. д. ваши варианты)4. Какие настольные, развивающие игры есть у вашего ребенка? Назовите.5.  Присутствует ли в игровом уголке детская  художественная литература?Благодарим за участие в анкетировании!Приложение №3Рекомендации для родителей:«Игровой уголок ребенка дома»       Игровой уголок – это личное пространство ребенка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?       Прежде всего, для игрового уголка понадобиться детский стол – простой, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50х70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т. д. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого).       Обязательные элементы игрового уголка – открытый низкий стеллаж или этажерка (из 2 – 3 полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей для игрового материала. Необходимо предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и т. д. Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком 70х70 см.      Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?       Начнем со стержневых  материалов, – которые составят его основу.       Для сюжетной игры это средних размеров кукла (в одежде мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка), а также макеты : кукольный дом (для девочки), крепость (для мальчика) с прикладом в виде разнообразных транспортных средств, утвари, мелких человечков и животных, наборов солдатиков и роботов, которые будут «населять» эти макеты и позволяют ребенку выстроить целый «игровой мир». Непременный приклад к этим персонажам – игрушечная посуда, соразмерные куклам кровать, кухонная плита, складная кукольная коляска (для девочки), грузовик (для мальчика).       Для конструирования понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету). Это универсальный материал, который пригодится ребенку вплоть до школы. Надо обзавестись также кнопочным конструктором типа «Лего».       Для рисования и лепки  необходимы пластилин, стопка бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, толстая и тонкая кисти, раскраски, альбомы с образцами поделок, орнаментов, рисунков.       Дополните уголок несколькими настольными играми, стимулирующими исследовательскую деятельность: мозаикой, детским лото с картинками, складными (разрезными) кубиками. Понадобятся также разнообразные наборы сюжетных картинок («истории в картинках»), лото с более сложным содержанием (для классификации) и, самое главное, должны появиться материалы для освоения письменной речи и счета: магнитная азбука, касса букв и цифр, развивающая математическая тетрадь.            На стеллаже отведите место для детских книг.      Если у ребенка есть своя комната, можно дополнить игровой уголок материалами и оборудованием для развития двигательной активности: набором кеглей, скакалкой, мячами разных размеров, небольшим спортивным комплексом.       Подбирать игрушки для ребенка следует, исходя из принципов:
  • игрушки должны обеспечить возможность развернуть полноценную игру (сюжетную или с правилами);
  • игрушки должны соответствовать возрастным особенностям игровой деятельности;
  • игрушки должны соотноситься с полом ребенка.
  • Главное, надо помнить, что игровой уголок  - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.Список литературы:1.Кочетова A.A. От ребенка и семьи к совместному сотрудничеству: аспекты взаимодействия семьи и школы//Народное образование, 2005, -No8, С. 196 -202.2.Овчарова Р. В. Родительство, как психологический феномен. М., 2006. –257с.3.Меркуль И.А. Проблема формирования психолого-педагогической компетентности родите-лей//Актуальные проблемы психологического знания, 2010. -No4. –С.41.4.ЭйдемиллерЭ.,Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Питер, 2008. –672 с. 5.Фугелова Т.А. Человек в трудных жизненных ситуациях: Учеб. пособие. Тюмень, Изд-во ТюмГН-ГУ, 2010. -167 с.6. Минина А.В. Компетентность современных родителей в воспитании самостоятельности // Педаго-гика и психология, 2014. -No1. –С.42.7.Боднева H.A.Семейная педагогика и домашнее воспитание. -Пятигорск: ПГЛУ,2009.-198 с8.Воробьева, Ю. Ю. Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества (из опыта работы) / Ю. Ю. Воробьева, Е. Г. Ткаченко, С. В. Хомченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 34-38. — URL: