Логоритмика


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Логоритмика
Автор: Симак Лилия Равилевна

Логоритмические минутки (логоритмика)Тематическое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Весна».Подготовила: Симак Л.Р., учитель-логопед.Важным звеном логопедической коррекции является логопедическая ритмика. Основная ее цель преодоление речевых нарушений путемразвития, воспитания и коррекции двигательной сферы, неречевых функций в сочетании со словом и музыкой. В системе логопедической работы с дошкольниками логоритмика выполняет также оздоровительную функцию, способствует решению общеобразовательных задач, содействуетумственному и эстетическому воспитанию детей. Логоритмика как средство коррекции традиционно рассчитана на коллектив детей с одинаковыминарушениями речи или со сходным уровнем речевого развития. Однако следует отметить, что в условиях специальной группы для детей снарушениями речи при дошкольных учреждениях общеобразовательного типа часто обучаются дети с различными речевыми диагнозами и уровнями развития речи. Это предполагает несколько иной подход кпостроению логоритмических занятий применительно к воспитанникам специальной группы.Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. Это позволяет при необходимости провести перед занятием подготовительную работу: разучить упражнения на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, применяя при этом динамические паузы, и др. Вовлечение детей в сюжет пишется для них эмоционально значимым, позволяет раскрыть их личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывает чувство коллективизма.С учетом психомоторных и возрастных особенностей детей данного возраста, и, в частности, дошкольников с нарушениями речи, с практической точки зрения оптимальным представляется гибкое, равномерноераспределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия. Равномерность достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. Частая смена и, соответственно, новизна заданий увеличивают концентрацию внимания, снижают утомляемость малышей; дозированность заданий способствует прочности усвоения материала.Актуальным для эффективности логопедической коррекции является использование средств логоритмики в наиболее доступных для даннойкатегории детей формах (отраженное воспроизведение движений за учителем– логопедом, воспитателем, игровой характер заданий и др.). Доступность материала позволяет детям освоить его за 1-2 занятия, сократить временныезатраты на его разучивание и способствует динамичному и непрерывному проведению занятия.В содержание логоритмических занятий включены рекомендуемыеГ. А. Волковой следующие виды работы: общеразвивающие упражнения (ритмическая разминка, упражнения на координацию движений с речью и музыкой, развитие чувства ритма, различных сторон внимания и памяти,пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные и голосовые упражнения, слушание и пение, упражнения на регуляцию мышечного тонуса, различные игры, релаксация.ВЕСНА.
  • Организационный момент
  • Дети, взявшись за руки, друг за другом заходят в музыкальный зал.Первый ребенок несет шест с солнышком.
  • Упражнение «Весна, весна красная!» (на координацию речи с движением, развитие общих речевых навыков)
  • Хором. Весна, весна красная!Приди, весна, с радостью (Ходьба по кругу)С великой милостью: (Смена направления движения)Со льном высоким, (Остановиться, руки вверх, подняться на носки)С корнем глубоким, (Присесть, опустить руки)С хлебами обильными. (Стоя на месте, покачиваться из стороны в сторону)
  • Упражнение «Зовем весну» (на развитие чувства ритма)
  • Хором. Весна, весна! (Хлопки в такт)Солнышко, солнышко! (Хлопки в такт)Весна, весна! (На каждый слог топать ногой)Солнышко, солнышко! (На каждый слог топать ногой)
  • Комплекс общеразвивающих упражнений «Ау!»
  • Упражнение может выполняться под мелодию русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Дети стоят в кругу, в центре ребенок с шестом.Педагог. Весело аукнула Из лесу весна.Ей медведь откликнулся,Проурчав со сна. (Ходьба к центру круга и назад с имитацией движений медведя)Поскакали зайки к ней, (Прыжки на двух ногах к центру и назад)Подлетел к ней грач, (Взмахивая руками, «лететь» к центру круга и назад)Покатился ежик к ней,Как колючий мяч. (Ходьба в полуприсяде к центру круга)Всполошилась белочка, Глянув из дупла, Дождалась пушистаяСвета и тепла. (Поскоки на месте)Гордо приосанилсяПосветлевший бор, (Руки вверх, ноги вместе, покачивание на носках)На ветвях коричневых Грянул птичий хор.
  • Прослушивание звукозаписи «Пение птиц»
  • Голосовое упражнение «Птицы» (на развитие слуха)
  • Педагог показывает картинки с изображением птиц (гусь, соловей, кукушка). Дети проговаривают звукоподражание в зависимости от предложенной картинки:гусь «Га-га-га» низким голосом;кукушка — «Ку-ку, ку-ку» — средний регистр; соловей «Тех-тех-тех» высокий регистр.
  • Пальчиковая гимнастка «Веснянка»
  • На каждую строчку-действие дети соединяют большой палец с остальными по порядку.Хором. А уж ясно солнышко Припекло, припеклоИ повсюду золото Разлило, разлило.А зверюшкам радость Принесло, принесло. Ручейки по улицеВсе журчат, журчат. Журавли курлыкаютИ летят, летят. Все слова стихотворения говорят протяжно, под народный напев.
  • Музыкальная минутка
  • Я давно хожу, ребята, Слушать музыку в лесу. И кузнечика, и дятла, И пчелу, и стрекозу. Перестуки, пересвистыИ на ветках, и в кустах. Знаменитые артистыВ разных прячутся местах.(Л. Е. Забенина)Звучит любая песня о лесе весенней порой.
  • Игра-диалог «Лесной переполох»
  • (для работы над интонационной выразительностью речи и развитием мимики)Дети стоят вокруг педагога. Слона текста говорит педагог, дети произносят лишь междометия. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой должна быть интонация.Педагог. В весенний, ясный, теплый день На голый лес упала тень.Охватил зайчонка страх — (Ах! Ах! Ах)Страшный коршун и небесах! (Ах! Ах! Ах)Убегайте все быстрей! (Эй! Эй! Эй)Берегитесь злых когтей. (Эй! Эй! Эй)Там, где коршун, Там беда! (Да! Да! Да)Острый клюв не ерунда. (Да! Да! Да)Заяц лапой бьет в чурбан, (Бан! Бан! Бан) (Изображать игру на барабане, увеличивать силу голоса)Как в огромный барабан. (Бан! Бан! Бан) Полетел сигнал тревоги над землей, Уноси быстрее ноги! (Ой! Ой! Ой) (А. Вольский) (При этом дети разбегаются, а ребенок, на которого показал педагог, догоняет их).
  • Релаксация Дети ложатся на ковер под музыку П.
  • Чайковского «Март» из цикла «Времена года» и расслабляются.Педагог. Весна приходит с ласкою И со своею сказкою.Волшебной палочкой взмахнет И каждый из детей уснет. (По В. Мусатову)